Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:04, контрольная работа
Объектом работы является благотворительность в России.
Предметом – значение благотворительности в становлении и развитии социальной работы.
Цель – выявление значения благотворительности.
Введение
Актуальность темы исследования.
Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.
Благотворительность прошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 90-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д.
Изучение основ
Объектом работы является благотворительность в России.
Предметом – значение благотворительности в становлении и развитии социальной работы.
Цель – выявление значения благотворительности.
Задачи: 1) изучить основные периоды в становлении и развитии благотворительности;
2) выявить специфические черты благотворительности в XXI веке;
3) рассмотреть структуру благотворительности;
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты благотворительности.
Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.
Князь Владимир вводя христианство
на Руси, глубоко проникся его положениями,
обращенными к душе человека. Эти
положения призывали людей
Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.
Много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий реформатор России Петр I.
Введенные при Петре I меры по борьбе с нищенством просуществовали длительное время. Ставшая впоследствии неотъемлемой частью общественной деятельности русских императриц, благотворительность получила широкое развитие при Екатерине II (Великой). При Екатерине были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин [6].
XIX век стал переломным
в развитии
Радикальные общественные реформы
60-х годов, осуществленные во время
правления Александра II, стали благоприятной
почвой для развития меценатства
и благотворительности. Широкое
распространение получили бесплатные
учебные заведения для
К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские земства. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты. Основой этой работы была быстро набиравшая силу частная благотворительность, причем жертвовали не только состоятельные люди. Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели на стенах приютов, магазинов – туда бросали милостыню.
«Конкуренцию» частной благотворительности
составляла благотворительность
В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.
В начале XX века благотворительность в России переживала пик своего развития.
Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».
Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам) приветствовался [6].
Как видим, история нашего
Отечества богата собственным опытом
становления и развития всех форм
общественного призрения. Выработанные
традиции не утратили своего значения
и в наши дни, когда особенно остро
встала потребность в дальнейшем
совершенствовании как
1.2 Взаимосвязь
В последние десятилетие XX века в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема благотворительности в России вновь стала актуальной.
Появилась возможность создания российских благотворительных фондов, которые специализируются в различных сферах. Наиболее привлекательными сферами являются: поддержка научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др.
Наиболее известными благотворительными организациями являются: Благотворительный фонд Владимира Потанина, Фонд Дмитрия Зимина «Династия», Некоммерческое партнерство грантодающих организаций «Форум Доноров», Российский Фонд культуры, фонд милосердия и Здоровья, детский фонд «Знамение», общество помощи беженцам, ассоциация «Гуманизм и милосердие». Общий ежегодный объем пожертвований в стране на настоящий момент достигает 1,5 млрд. долларов и продолжает увеличиваться.
На сегодняшний день необходимо
определиться, на что должна ориентироваться
современная социальная работа: на
западный опыт или на собственные
дореволюционные традиции благотворительности?
На мой взгляд успешность функционирования
социальной работы будет напрямую зависеть
от того на сколько нам удастся
восстановить оптимальные черты
российских традиций благотворительности.
Необходимо учитывать, что благотворительная
деятельность в России эволюционировала
от стихийных форм благотворительности
к организованной социальной работе.
Как уже было сказано, что в
России до 1917 года существовала прекрасная
сеть организаций оказывающих
Следовательно, нужно заниматься тем, чтобы возродиться имеющиеся положительные традиции, а не заимствовать западный опыт без учета специфики российской действительности. По моему мнению, надо лишь обогатить существующие традиции международным опытом социальной работы.
Также произошло осознание того, что невозможно только лишь одной благотворительностью решить все проблемы общества, необходимо непосредственное и тесное влияние государства. Это влияние осуществляется c помощью социальной политики [6].
Наиболее важной функцией
социальной политики является служение
обществу, обеспечение социальной безопасности,
удовлетворение потребностей населения.
В самом общем виде можно представить
социальную политику как взаимоотношения
социальных групп по поводу сохранения
и изменения социального
Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также и на уровне отдельных организаций, предприятий, учреждений. Все уровни (федеральный, региональный, местный) находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют единое целое.
Социальная политика является
затратным и дорогостоящим
В современных условиях прослеживается смещение акцента с государственных средств, необходимых для достижения целей социальной политики, на финансовые средства внебюджетных социальных фондов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения, общественных, благотворительных, церковных и международных организаций. Иначе говоря, происходит перераспределение финансовых средств на социальные нужды с государственного бюджета на частные сбережения людей.
В процессе возрождения российской
благотворительности, начало которой
было положено в середине 80-х годов,
возникло большое число общественных
организаций, создаваемых в порядке
добровольного объединения
Эти действия привели к постепенному разрушению традиции финансирования предприятиями социальных учреждений. Кроме того, государство фактически отказалось от монополии на предоставление социальных услуг и тем самым в определенной степени стимулировало решение социальных проблем самими гражданами без его участия. Этим государство способствовало процессу формирования и активизации деятельности благотворительных организаций, объединений, фондов и др.
Таким образом, можно предположить,
что возрождение
Для эффективного развития
благотворительности в стране существует
несколько серьезных
- неблагоприятная для
благотворителей и
- несформированная позиция государства по отношению к благотворительности;