Благотворительность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:04, контрольная работа

Описание

Объектом работы является благотворительность в России.
Предметом – значение благотворительности в становлении и развитии социальной работы.
Цель – выявление значения благотворительности.

Работа состоит из  1 файл

контр.тср.docx

— 29.54 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Актуальность  темы исследования.

Оказание благотворительной  помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.

Благотворительность прошла долгий путь своего становления и  развития, и стала основой для  формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 90-х годов из-за экономического кризиса  и роста социальных проблем в  обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В  обществе появились тенденции ранее  не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака  и т.д.

Изучение основ благотворительности  в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение  не только государственной благотворительной  помощи, но и частных организаций, а также благотворительности  отдельных юридических лиц. Все  это способствует оказанию более  эффективной помощи нуждающимся  людям.

Объектом работы является благотворительность в России.

Предметом – значение благотворительности в становлении и развитии социальной работы.

Цель – выявление значения благотворительности.

Задачи: 1) изучить основные периоды в становлении и развитии благотворительности;

2) выявить специфические  черты благотворительности в XXI веке;

3) рассмотреть структуру  благотворительности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          ГЛАВА 1. Теоретические аспекты благотворительности.

 

    1. Благотворительность на разных этапах развития

 

Началом благотворительной  деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С  принятием христианства с одной  из его основных заповедей - о любви  к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.

Князь Владимир вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Эти  положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Проникнувшись этими положениями, князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги. 

Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной  политики. Были изданы специальные  законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. Милосердие и благотворительность  стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы  содержали больницы, приюты, школы  для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.

Много внимания строительству  больниц, богаделен, разного рода приютов  уделял великий реформатор России Петр I.

Введенные при Петре I меры по борьбе с нищенством просуществовали  длительное время. Ставшая впоследствии неотъемлемой частью общественной деятельности русских императриц, благотворительность  получила широкое развитие при Екатерине II (Великой). При Екатерине были созданы  дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного  дома, повивальный институт с родильным  отделением для бедных женщин [6].

XIX век стал переломным  в развитии благотворительности:  именно в пореформенной России  были изданы многочисленные законы  и установлены неписаные правила,  благодаря которым социальная  политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году.

Радикальные общественные реформы 60-х годов, осуществленные во время  правления Александра II, стали благоприятной  почвой для развития меценатства  и благотворительности. Широкое  распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно – например, воскресные школы.

К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием  форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные  общества, деревенские земства. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты. Основой этой работы была быстро набиравшая силу частная благотворительность, причем жертвовали не только состоятельные люди. Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели на стенах приютов, магазинов – туда бросали милостыню.

«Конкуренцию» частной благотворительности  составляла благотворительность приходская: церковно-приходские попечительства к  концу XIX века имелись практически  в каждом российском городе. С успехом  функционировали и многочисленные благотворительные организации, работавшие по определенным направлениям, как, например, «Союз для борьбы с детской  смертностью в России».

В конце века в среде  состоятельных промышленников и  богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные  галереи, выставки – вот спектр благотворительной  деятельности русских меценатов, фамилии  которых навсегда вошли в историю  России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.

В начале XX века благотворительность  в России переживала пик своего развития.

Традиция российской благотворительности  была нарушена революцией 1917 года. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».

Потом функции благотворительности  опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам) приветствовался [6].

Как видим, история нашего Отечества богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро  встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур общественного  призрения и создания новых, так  и в развертывании различных  форм общественной и частной благотворительности [4]. Для наиболее успешного решения возникающих проблем нужно не только развивать благотворительную деятельность, но и разрабатывать эффективную социальную политику самого государства.

 

 

1.2 Взаимосвязь благотворительности  и социальной политики

 

В последние десятилетие XX века в связи с произошедшими  кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных  капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема благотворительности  в России вновь стала актуальной.

Появилась возможность создания российских благотворительных фондов, которые специализируются в различных  сферах. Наиболее привлекательными сферами  являются: поддержка научных, учебных  проектов, семей погибших и раненых  военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств  на дорогостоящее лечение и др. 

Наиболее известными благотворительными организациями являются: Благотворительный фонд Владимира Потанина, Фонд Дмитрия Зимина «Династия», Некоммерческое партнерство грантодающих организаций «Форум Доноров», Российский Фонд культуры, фонд милосердия и Здоровья, детский фонд «Знамение», общество помощи беженцам, ассоциация «Гуманизм и милосердие». Общий ежегодный объем пожертвований в стране на настоящий момент достигает 1,5 млрд. долларов и продолжает увеличиваться.   

На сегодняшний день необходимо определиться, на что должна ориентироваться  современная социальная работа: на западный опыт или на собственные  дореволюционные традиции благотворительности? На мой взгляд успешность функционирования социальной работы будет напрямую зависеть от того на сколько нам удастся  восстановить оптимальные черты  российских традиций благотворительности. Необходимо учитывать, что благотворительная  деятельность в России эволюционировала от стихийных форм благотворительности  к организованной социальной работе. Как уже было сказано, что в  России до 1917 года существовала прекрасная сеть организаций оказывающих социальную помощь населению, а именно городские  благотворительные общества, деревенские  земства, общества призрения для  крестьян, ясли-приюты, церковно-приходская благотворительность, частная благотворительность  в лице промышленников и богатых  купцов.

Следовательно, нужно заниматься тем, чтобы возродиться имеющиеся  положительные традиции, а не заимствовать западный опыт без учета специфики  российской действительности. По моему  мнению, надо лишь обогатить существующие традиции международным опытом социальной работы. 

Также произошло осознание  того, что невозможно только лишь одной  благотворительностью решить все проблемы общества, необходимо непосредственное и тесное влияние государства. Это  влияние осуществляется c помощью социальной политики [6].

Наиболее важной функцией социальной политики является служение обществу, обеспечение социальной безопасности, удовлетворение потребностей населения. В самом общем виде можно представить  социальную политику как взаимоотношения  социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения  населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп  и социальных общностей.

Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также и на уровне отдельных организаций, предприятий, учреждений. Все уровни (федеральный, региональный, местный) находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют единое целое.

Социальная политика является затратным и дорогостоящим видом  деятельности. Каждое направление социального  развития требует больших финансовых вложений, и чем более масштабной является социальная политика, чем  более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. В России традиционно  шло выделение средств на реализацию социальной политики по «остаточному принципу».

В современных условиях прослеживается смещение акцента с государственных  средств, необходимых для достижения целей социальной политики, на финансовые средства внебюджетных социальных фондов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения, общественных, благотворительных, церковных и международных организаций. Иначе говоря, происходит перераспределение финансовых средств на социальные нужды с государственного бюджета на частные сбережения людей.

В процессе возрождения российской благотворительности, начало которой  было положено в середине 80-х годов, возникло большое число общественных организаций, создаваемых в порядке  добровольного объединения граждан, действующих независимо от государства, по собственным программам для решения  жизненно важных проблем особо нуждающихся  категорий населения. Это могло  быть связано с тем, что государство  в первую очередь ориентировало  стратегию государственного развития на решение экономических задач, а не на социальные последствия воплощения этих решений на практике. Как результат  не были проведены реформы, необходимые  для обеспечения эффективного функционирования государства в новых рыночных условиях, потому что было предусмотрено  снижение роли государства в социальной сфере, что выражалось в сокращении государственной помощи предприятиям в финансировании их социальной инфраструктуры. 

Эти действия привели к  постепенному разрушению традиции финансирования предприятиями социальных учреждений. Кроме того, государство фактически отказалось от монополии на предоставление социальных услуг и тем самым  в определенной степени стимулировало  решение социальных проблем самими гражданами без его участия. Этим государство способствовало процессу формирования и активизации деятельности благотворительных организаций, объединений, фондов и др.

Таким образом, можно предположить, что возрождение благотворительности  позволит государству в современных  условиях решить многие социальные проблемы, что будет способствовать снижению социальных конфликтов и напряженности, развитию демократии и самоуправления в России. Это очень важно сегодня  как для достижения гражданского мира, так и для ориентации населения  на социальную активность и социальную ответственность [15].

Для эффективного развития благотворительности в стране существует несколько серьезных препятствий. Главные из них:

- неблагоприятная для  благотворителей и благополучателей система налогообложения;

- несформированная позиция  государства по отношению к  благотворительности;

Информация о работе Благотворительность в России