Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:02, реферат
На исходе XX в. перед человечеством со всей остротой встали социальные проблемы, свидетельствующие о тенденции наступления кризисных явлений, которые ставят под угрозу само его существование.
Особое беспокойство вызывают экономическая и экологическая ситуации, неравномерность роста народонаселения на планете, нарастающее увеличение нищеты, безработицы, болезней, нарушения в генофонде.
Политические и социально-экономические катаклизмы, вызванные резким переходом страны от социалистической системы хозяйствования к капиталистической, создали благоприятную почву для роста преступности, коррупции, разрыву между доходами богатых и бедных, снижения уровня жизни населения, что способствует увеличению социального напряжения.
Содержание
Введение
Бродяжничество как социально-педагогическая проблема
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Бродяжничество как социально-педагогическая
проблема
Заключение
Список литературы
Введение
На исходе XX в. перед человечеством
со всей остротой встали социальные проблемы,
свидетельствующие о тенденции
наступления кризисных явлений,
которые ставят под угрозу само его
существование.
Особое беспокойство вызывают экономическая
и экологическая ситуации, неравномерность
роста народонаселения на планете, нарастающее
увеличение нищеты, безработицы, болезней,
нарушения в генофонде.
Политические и социально-экономические
катаклизмы, вызванные резким переходом
страны от социалистической системы хозяйствования
к капиталистической, создали благоприятную
почву для роста преступности, коррупции,
разрыву между доходами богатых и бедных,
снижения уровня жизни населения, что
способствует увеличению социального
напряжения.
В этих условиях прежняя система социальной
защиты и социальных услуг населению все
чаще дает сбои.
В последнее время вызывают серьезную
озабоченность проблемы, связанные с появлением
в России значительного числа лиц без
определенного места жительства, не имеющих
постоянных средств к существованию, занимающихся
бродяжничеством и попрошайничеством.
Бродяжничество является актуальной социально-педагогической
проблемой в настоящее время, т.к. бродяги
представляют собой асоциальный тип личности.
После отмены в 1991 г. статьи 209 УК РСФСР
"Систематическое занятие бродяжничеством
и попрошайничеством", предусматривавшей
уголовное наказание до 2-х лет лишения
свободы, как несоответствующей нормам
о правах человека, проблема эта с каждым
годом стала принимать все более серьезный
характер.
Указ Президента РФ "О мерах по предупреждению
бродяжничества и попрошайничества"
от 2 ноября 1993 г. положил начало широкомасштабной
государственной кампании по работе с
лицами без определенного места жительства
и занятий.
Бродяжничеству как социально-педагогической
проблеме посвящено много статей в научно-популярной
литературе, а также ряд учебных пособий
таких авторов, как И.Г. Зайнышева, В.И.
Жуков и др.
Существование в России граждан без определенного
места жительства (бомж) рассматривается
ныне как сложное социальное явление,
требующее многостороннего вмешательства
со стороны государства и органов управления.
Данная ситуация с начала 90-х годов перестала
считаться в основном проблемой органов
правопорядка, к ее решению подключены
различные государственные структуры,
в том числе и социальные службы.
Тема исследования - бродяжничество вынужденное
и "по призванию".
Цель исследования - рассмотреть бродяжничество
- как социально-педагогическую проблему.
Объект исследования - социально-экономические
процессы, происходящие в России в настоящее
время.
Предмет исследования - бродяги и бомжи
как асоциальные типы личностей.
Гипотеза - чем больше разница между богатыми
и бедными в период кризиса в стране с
переходной экономикой, тем больше людей
превращается в бомжей и бродяг.
Задачи исследования - составить социальный
портрет бродяги, выявить причины.
Методы исследования - анализ, сравнение,
наблюдение, опрос и др.
Бродяжничество как социально-педагогическая проблема
Откуда берутся лица без
определенного места
Лица с психической патологией, больные
алкоголизмом или наркоманией, не желающие
лечиться, потерявшие связь с семьей и
вынужденные скитаться; жертвы мошенничества
с Жильем.
Бывшие осужденные, утратившие социальные
связи и не имеющие возможности реализовать
конституционное право на жилище в связи
с:
а) продажей жилья родственниками или
его потерей вследствие их смерти;
б) нежеланием родственников совместно
проживать (человек насильно выгоняется
с занимаемой им жилплощади);
в) несовершенством функционирования
структур по учету и распределению жилья.
Лица, уклоняющиеся от исполнения возложенных
судом обязанностей или совершившие преступление
и вынужденные скрываться.
Лица, выселенные по решению суда с занимаемой
ими служебной жилплощади вследствие
прекращения трудовых отношений с предприятием,
предоставившим жилую площадь.
Беженцы, вынужденные переселенцы, незаконно
въехавшие в РФ из других стран.
Дети, убегающие от родителей, из воспитательных
учреждений и домов-интернатов[1].
Чем вызвано обострение проблемы бездомности
в нашей стране за последние годы?
Как показали социологические исследования,
проведенные в 1995 г. Министерством социальной
защиты населения РФ совместно с МГСУ,
причины бездомности и бродяжничества
ранжируются следующим образом;
Падение уровня жизни населения и развитие
неблагоприятных отношений в семье (50,2%
респондентов).
Утрата жилья (11,0% респондентов).
Недостаточно эффективная работа правоохранительных
органов, органов социальной защиты населения,
службы занятости, миграционной службы
и др. с лицами без определенного места
жительства (8,6% респондентов).
Увеличение числа лиц, злоупотребляющих
алкоголем, наркотиками (8,6% респондентов).
Несовершенство законодательства Российской
Федерации (8,2% респондентов).
Прозрачность границ России (7,3% респондентов).
Наличие локальных войн на территории
России (4,5% респондентов).
Ухудшение социально-экономического положения
в стране (0,8% респондентов).
Нежелание определенного слоя населения
трудиться и вести нормальный образ жизни
(0% респондентов).
Другое (0,8% респондентов).
Точная статистика лиц без определенного
места жительства отсутствует. По мнению
некоторых специалистов, в одной только
Москве находится от 50 до 300 тысяч бомжей,
а по России их число давно уже перевалило
полумиллионный рубеж.
Так, в Ростовской области на 1000 жителей
приходится З лица бомж. Такое соотношение
характерно и для других регионов России.
Даже по чисто количественным критериям
бездомность заняла прочное место в числе
социальных проблем общенационального
характера.
Причиной бездомности также является
ситуация на рынке российского жилья.
С подорожанием энергоносителей не все
граждане могут содержать свое жилье.
А государство еще не приступило к строительству
доступного и дешевого муниципального
жилья.
Жители Москвы, Санкт-Петербурга и других
крупных городов иногда получают сомнительные
предложения о принудительной продаже
жилья с последующим отселением, что отрицательно
сказывается на спокойной жизни в этой
квартире, особенно стариков.
Что представляют собой лица без определенного
места жительства? Что отличает их от остальных
граждан?
Среди взрослых бомжей больше мужчин,
чем женщин; в среднем их возраст колеблется
от тридцати до пятидесяти лет; более 90%
из них - трудоспособны. Источниками существования
для представителя этой категории являются:
милостыня, воровство, помощь благотворительных
организаций и эпизодические заработки
(сбор и сдача пустой стеклотары, погрузка/разгрузка,
мытье вагонов в отстойниках и т.п.).
Бомжи разделяются на так называемых "коренных"
и "иногородних". "Коренные",
живут на чердаках, в подвалах, в квартирах
в заброшенных домах и (даже!) под линиями
теплотрасс и в канализационных колодцах.
Место "иногородних" - в основном
вокзалы и прилегающие к ним территории.
Весь образ жизни бомжей направлен на
борьбу за существование. Им приходится
постоянно "отвоевывать" "теплое"
место или "прибыльный" пятачок у
метро, бороться за пищу, алкоголь и возможность
получить несколько часов спокойного
сна, так как их отовсюду гонят.
К отличительным особенностям лиц без
определенного места жительства относятся:
отсутствие жилья, прописки, документов,
родственников (субъективно) и определенных
жизненных целей и перспектив. Бомжа можно
узнать с первого взгляда. Внешний вид
(заношенная одежда и т.д.) и специфический
запах позволяют безошибочно отнести
человека к данной категории.
По данным международной благотворительной
организации "Врачи без границ" душевнобольные
составляют примерно 12% столичных бомжей.
Еще 24% бомжей "ненормальные" с общепринятой
точки зрения, так как сознательно выбрали
себе такой странный и явно некомфортный
образ жизни.
Пожалуй, самым страшным в общей картине
лиц без определенного места жительства
является то, что каждый десятый бомж -
ребенок.
Это либо сбежавший из неблагополучной
семьи (от родителей-алкоголиков, от побоев
и жестокости) или воспитательного учреждения,
либо привязанный родственными узами
к родителю-бомжу.
Такие дети, зная только бродяжную жизнь,
просто не имеют представления о традиционном
образе жизни и не желают подчиняться
ее нормам.
Часто они живут целыми колониями на вокзалах,
некоторые рискуют существовать самостоятельно.
Эти мальчики и девочки так или иначе попадают
"под патронаж" взрослых, вовлекающих
несовершеннолетних в преступный мир
или занятия проституцией.
Детская бездомность - позор нашего общества.
Все беды современного мира обрушиваются
в первую очередь на детей как наименее
защищенную часть населения.
Проблема детской бездомности в обществе
решается пока крайне медленно. Например,
даже в Москве на 50 тысяч бездомных детей
функционирует только 6 приютов - от 10 до
50 койко-мест каждый.
Один из них - детский приемник-распределитель
на Алтуфьевском шоссе. Сюда привозят
детей, найденных на вокзалах и улицах.
Многие из них даже не знают своих фамилий
- и тогда в детские дошкольные
учреждения эти мальчики и девочки поступают
с фамилиями Алтуфьевы.
Негативное влияние самого существования
бомжей на жизнь остальных граждан проявляется
прежде всего в значительном усложнении
санитарно-эпидемиологической и криминогенной
обстановки в том или ином районе, городе.
Так, к типичным заболеваниям бомжей относятся
туберкулез, педикулез (вши), дифтерия,
чесотка, желудочно-кишечные, кожные, венерические
и другие заразные заболевания.
Зонами санитарно-эпидемиологического
риска становятся практически все места,
посещаемые бомжами, главным образом -
вокзалы, рынки, общественный транспорт
и т.п. Особо велика возможность заражения
в крупных городах, ставших для бомжей
пространством жизнедеятельности.
Если не принимать соответствующих мер,
то ситуация может окончательно выйти
из-под контроля, что может привести к
вспышкам сыпного тифа и массовому распространению
туберкулеза и других заболеваний не только
у самих бомжей, но и среди остальной части
населения страны.
Что касается ухудшения криминогенной
обстановки, то здесь бомжи также играют
далеко не последнюю роль, лишая других
граждан спокойствия.
Примерно в 80 случаях из 100 бомж уже имеет
в своем послужном списке судимость. И
чаще - не одну. Причем нередко и по самым
серьезным статьям УК - разбой, грабеж,
убийство.
Каждое пятое дело по линии уголовного
розыска совершается бомжами.
Это огромный пласт так называемой "латентной
преступности", тысячи криминальных
деяний, о которых милиция никогда ничего
не узнает
Заключение
Социальная проблема - это
сложная познавательная задача, решение
которой приводит к существенным
теоретическим или практическим
результатам. Для ее решения необходима
соответствующая информация об объекте
социального воздействия, об условиях,
обстоятельствах и других факторах,
влияющих на его жизнедеятельность,
состояние и поведение.
Социальные проблемы могут носить глобальный
характер, затрагивая интересы значительной
части человечества.
В работе рассмотрено бродяжничество
- как социально-педагогическая проблема.
Список литературы
1. Технология социальной работы.:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
/ Под ред. И. Г, Зайнышева. - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
2. Жуков В.И. Потенциал человека: индекс
социального развития // Семья в России.
М., 1996. № 1.
3. Информационные технологии в системе
непрерывного педагогического образования.
Проблемы методологии и теории. СПб., 1996.
- 250 с.
[1] Технология социальной работы.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — С. 160