Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:46, реферат
Ценностно-мотивационная сфера, бесспорно, имеет огромное значение в формировании и развитии личности студента, в регуляции его поведения и деятельности. Изучение влияния ценностных ориентаций личности индивида на различные сферы ее деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломляясь в сознании, по-разному проявляются в реальном поведении.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Определение ценностных ориентаций……………………………………..4
2. Ценностные ориентации и их особенности у студенческой молодежи….5
3. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций…………………..9
Заключение 14
Список литературы 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р.Т.
Альметьевский государственный нефтяной институт
Кафедра гуманитарного образования социологии
РЕФЕРАТ
по курсу: «Социологии»
на тему:
«Ценностные ориентации современных студентов»
Выполнил студент: Куринов С.П.
Группы 18-21
Проверил:
преподаватель Иванова Э.Б.
Альметьевск 2010 г.
Проблема ценностных ориентаций студенческой молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии вообще, и социологии молодежи в частности.
Ценностно-мотивационная сфера, бесспорно, имеет огромное значение в формировании и развитии личности студента, в регуляции его поведения и деятельности. Изучение влияния ценностных ориентаций личности индивида на различные сферы ее деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломляясь в сознании, по-разному проявляются в реальном поведении.
В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.
Особую
значимость здесь приобретают процессы,
захватывающие ценностное сознание
молодых людей, ибо именно они
представляют собой ближайшее будущее
данных обществ, тем более это
важно в отношении
Образ
жизни студенту нельзя навязать извне.
Личность имеет реальную возможность
выбора значимых для неё форм жизнедеятельности,
типов поведения, обладая определённой
автономностью и ценностью, каждая личность
формирует свой образ действий и мышления.
Личность способна оказывать влияние
на содержание и характер образа жизни
группы, коллектива, в которых она находится.
1.Определение
ценностных ориентаций.
Ценностные
ориентации - это относительно устойчивое,
избирательное отношение
Рост интереса к измерению ценностей и ценностных ориентаций наметился с начала 60-х годов и был связан с консультированием по вопросам образования и выбора профессии, прогнозированием социального поведения индивидов. В некоторых странах, прежде всего в США, подобные исследования стали неотъемлемой частью жизни общества. Среди известных тестов для диагностики различных аспектов
направленности
личности, - методика словацкого психолога
Т. Тарочковой “Жизненные цели”, тест
американских авторов Д. Сьюпера и Д. Невил
“Шкала ценностей”, методика М. Рокича “Изучение ценностей человека”, опросник Олпорта-Верона-Линдсея и др.
В качестве основного диагностического конструкта авторы этих тестов рассматривают направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех или иных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни.
В зависимости от устремлений, которые человек пытается реализовать, жизненные сферы (профессиональная, обучения и образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) обладают для разных людей различной степенью значимости.
В отечественной практике профконсультирования долгое время был распространен подход, основывающийся на том, что профессиональная деятельность является основным содержанием жизни человека.
Однако практика показала, что для одного человека профессиональная жизнь - это возможность удовлетворения потребности в общении, для другого - это средство зарабатывания денег, а для третьего на первый план выступает сфера семейной жизни и т.д.
Таким
образом, сопоставляя преобладающие
ценностные ориентации индивида с доминирующими
для него жизненными сферами, можно
определить и доминирующую направленность
данной личности.
1.Ценностные
ориентации и их
особенности у студенческой
молодежи.
Традиция
изучения ценностных ориентаций общества
в целом и его групп в
частности выработала за продолжительное
время своего существования множество
определений этого важного
1) возрастно-демографический;
2) амбивалентно -транзитивный;
3) образовательный;
4) дивиантно - деликвитный.
1. Возрастно - демографический фактор формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью студенческой молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм.
Студенчество несет в известной мере рудименты и пережитки инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей и т.д. Это усвоение отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный характер.
Символический закон общественной нормы воспринимается как привносимый извне, — со стороны родителей, воспитателей, учителей, старших, взрослых, общества в целом. Эта инстанция символического закона еще не интериоризировала собой сознание незрелого существа в виде внутреннего закона как закона совести. Инфантильность незрелого эгоизма еще не изжита императивом совести, как завоевания своего духа. Норма в этой ситуации стимулируется страхом перед наказанием как наказанием со стороны внешней карающей инстанции.
Социальный
статус студента, имея характер неопределенности
и зависимости, отличается весьма размытыми
очертаниями, мигрируя от полюса к полюса,
связанных с его относительной невысокостью
в настоящем и потенцией высокого статуса
в будущем, после периода реализации возможности
полученных знаний и умений. Такое состояние
не дает студенту возможность зафиксировать
свой ценностные ориентации, вынуждая
его к пассивному выжиданию, и в то же время
будущий
выпускник ВУЗа готов «поднять планку» своих ценностных предпочтений так высоко, насколько этому будет способствовать его социальный статус в будущем.
Зависимость от общества и государства вынуждает студенчество идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ему возможность проявить свою самостоятельность в самостоятельном и независимом выборе ценностных ориентаций. Желание угодить, понравиться, «причесанность» представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью студенчества, и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической независимостью.
Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций студенчества, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания аксиологической направленности, поскольку в «табула раса» его души еще много свободного места.
2. Амбивалентно-транзитивный фактор обусловлен двойственно -переходным характером студенческой массы, чья самостоятельность уже сказалась в выборе будущей профессии и специализации, а, с другой стороны, этой самостоятельности еще предстоит реализоваться практически. Так теоретическое осознание своей свободы в реализации право на выбор профессии не подкреплено никакой практической базы. Отсутствие социальной практики придает теоретическому основанию формирования ценностных ориентаций спекулятивный и умозрительный характер. И, как правило, это спекулятивное основание оказывается вскоре быстро утраченным, вследствие столкновения с практической стороной своей профессиональной деятельности.
Однако,
с другой стороны, транзитивность обладает
и потенцией высокого полета творческой
мысли в стремлении к высотам человеческого
духа, что
связано с отсутствием
3.
Образовательный фактор
4. Дивиантно-делинквентный фактор опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, императив экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как–то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром, перверсивную сексуальность и т.д.
Такие
патологии провоцируют
ценностей
и норм. Именно этот асоциальный
резерв студенчества становится заложником
агрессивно — политических, радикальных
и откровенно антиконституционных
сил общества. Дивиантно - деленквинтная
часть студенчества (по разным подсчетам,
примерно 1-5%) легко склоняется к идеологиям
фашизма, крайнего национализма,
национал
- большевизма (весьма распространенное
явление среди студенческой молодежи
Санкт - Петербурга). Основная проблема
ценностной ориентации студенчества заключается
в принципиальной их поляризованности,
которая оказывает непосредственное влияние
на их расклад и направленность.
2.Общие
тенденции изменения
ценностных ориентаций.
Проблема
общих тенденций изменений
Информация о работе Ценностные ориенттации и отношения современных студентов