Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:28, реферат
Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. Разумеется, ни у одной из наук нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. В то же время к изучению человека обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература.
Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединяющую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа. В него входят такие области знания, как философия или "метафизика", гуманитарное знание и комплекс научных дисциплин, включающий биологию и социологию.
Введение . . . . . . . . . . 2
Соотношение понятий человек, индивид и личность . . . 4
Индивид и индивидуальность . . . . . . 6
Личность . . . . . . . . . . 9
Структура личности . . . . . . . . 15
Заключение . . . . . . . . . 19
Список использованной литературы . . . . . 20
Содержание
Введение . . . . . . . . . .
Соотношение понятий человек, индивид и личность . . . 4
Индивид и индивидуальность . . . . . . 6
Личность . . . . . . . . . .
Структура личности . . . . . . . . 15
Заключение . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . 20
Введение
Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. Разумеется, ни у одной из наук нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. В то же время к изучению человека обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература.
Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединяющую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа. В него входят такие области знания, как философия или "метафизика", гуманитарное знание и комплекс научных дисциплин, включающий биологию и социологию. Философия рассматривает бытие человека и общества в более широком плане, давая ответы на так называемые "вечные" вопросы. Она исследует сущность человека и смысл его жизни, выявляя общие закономерности его биологического и социального развития и намечая его идеалы, ценности и цели.
Философское знание о человеке
стремится не столько к изучению
его целостности, сколько к выявлению
всеобщих и сущностных связей в системе
"человек - мир". Эти связи имеют
ценностно-нормативную окраску, так
как устанавливают границы
Характерная примета социально-философской мысли XX столетия - интерес к проблеме человека, к ценности его индивидуально-личностного начала. "Философское понимание человека" было вынесено в качестве главной темы на ХУIII Всемирный философский конгресс, который проходил в Брайтоне в 1988 г.
Философия с древности и по сей день пытается определить специфику человека. Одни философы сводили ее к каким-либо конкретным проявлениям, функциям и отношениям человека. Другие связывают ее с неким универсализмом, в котором теряется многообразие человеческой жизни. Поэтому наиболее запутанной из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами много различий. Трудно представить общество, в котором люди одеваются одинаково, живут в одинаковых по размеру жилищах, потребляют одну и ту же пищу. Еще страшнее, если они и будут думать одинаково.
Тем не менее попытки создать такое общество предпринимались. К счастью, они провалились или продолжают проваливаться. Происходит это потому, что однообразие, "одинаковость", серые краски, единомыслие и прочие неприятные явления противны человеческой природе. Каждый человек должен быть по-своему индивидуален.
Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой фиксируются при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и социальной, социальной и психической системой. На этом этапе познания личность выступает как одно из системных свойств человека. В качестве "частных определений" человека, имеющих системное происхождение, выступают, помимо личности, "родовой человек", индивид и индивидуальность.
В этой работе я отвечу на вопрос: в чем отличие и схожесть понятий человека, индивида, индивидуальности и личности, проанализировать их соотношение.
Соотношение понятий человек, индивид и личность
Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Еще в древние времена специфику человека видели в его разуме, определяя его как "разумное животное". Иногда подчеркивались иные аспекты: человек - это религиозное существо", "политическое животное ", "творец истории", " животное, создающее орудия труда" и т.п. Во всех этих случаях под сущностью человека понимается какой-то один признак, общий для всех индивидов, одновременно отличающий его от животного. Тенденция такого понимания сущности человека достаточна сильная и сохранилась, по сей день. Достаточно обратиться к материалам уже упоминавшегося выше философского конгресса, где в ряде выступлений сущность человека сводилась к определенным его свойствам. В то же время дискуссия, развернувшаяся на конгрессе, показала и малопродуктивность такого подхода. Но и тенденция к построению абстрактно-универсального образа человека, нередко вытекающая из самой природы философского знания, не является достаточно плодотворной.
Как неоднократно отмечал
известный философ и
Человечество – это специфическая материальная реальность, но оно как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид»2.
Для характеристики человека как индивидуального феномена в научной литературе используется ряд терминов, важнейшими из которых являются индивид, индивидуальность и личность.
Индивид и индивидуальность
Индивид и индивидуальность (от лат. individum - неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания и отображения разнообразных ипостасей бытия личности3.
Понятие "индивид" (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом") сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. Используется также для введения представления о человеке как носителе какого-либо единичного качества. Например, в социологии "индивид" обладает свойством быть носителем социальности. В социологических опросах термин "индивид" заменяется термином "респондент" (лат. respon-sare - отвечать, реагировать) и редуцируется к его способности выступать в качестве источника первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах. В качестве респондента (источника информации) индивиду приписываются сущностные признаки: быть носителем определенного типа сознания (обыденного - в массовых опросах, специализированного, профессионального - в экспертных и т.д.); обладать компетентностью, т.е. определенной информацией и знаниями; иметь выработанное отношение ("мнение") о предмете опроса, т.е. обладать определенными установками; быть включенным в те или иные социокультурные контексты, прежде всего в нормативные системы, что позволяет наделять респондента характеристикой рациональных стратегий поведения; иметь индивидуальные черты (уровень интеллектуального развития, аналитические возможности, память, воображение, мера допустимого конформизма и т.д.), которые изначально оцениваются или как усиливающие или (чаще) как ослабляющие схематизм рационального мышления и поведения в конкретных жизненных ситуациях и в ситуации опроса. При этом эксплицитно в этой социологической абстракции индивида присутствует допущение о несущественности индивидуальных (личностных) характеристик человека, об их элиминируемости за счет соблюдения опросной процедуры и о предзаданности человека внешней по отношению к нему тотальностью (культурой, социальными связями и отношениями, средой и т.д.). Аналогичным образом дело обстоит и в иных социальных дисциплинах. Например, абстракция индивида как носителя экономической функции в экономике, абстракция индивида как атомарной единицы электората в политологии и т.д. Понятие "индивид", с одной стороны, позволяет фиксировать прежде всего "внешние" по отношению к его психике, но определяющие в самой абстрактной форме его суть социокультурные параметры, а с другой - предполагает свою переинтерпретацию в терминах и на основе методологических и онтологических допущений той или иной концепции или научной дисциплины. Понятие "индивид" есть первое условие обозначения предметной области исследования человека. В дальнейших исследованиях данный термин конкретизируется в понятиях индивидуальности и личности.
Индивид, рассматриваемый
в его специфических особенностях,
не сводимых к каким-либо родовым
и всеобщим характеристикам, выступает
синонимом понятия
Индивидуальность человека
проявляется уже на биологическом
уровне. Сама природа сохраняет в
человеке не только его родовую сущность,
но и то, что составляет его уникальность,
его биологическую
Понятие индивидуальности выступает
и как биосоциальная данность,
и как характеристика личности. Индивидуальность
как характеристика личности - это
неповторимый, самобытный способ бытия
каждой личности, индивидуальная форма
общественной жизни человека. Индивидуальность
выражает собственный мир индивида,
его особый жизненный путь, который
по своему содержанию определяется как
социальными условиями, так и
собственным жизнетворчеством. Знать
то, что дано человеку от природы, и
быть готовым к долгому и
Каждый человек как
индивидуальность есть неповторимое,
незаменимое событие. В то же время
степень развития этой индивидуальности
выражена у людей по-разному. В
действительности все люди обладают
индивидуальностью, но разной степенью
ее проявления. Человека с непроявленной,
"стертой" индивидуальностью в
какой-то мере можно считать "не нашедшим
себя", "не сделавшим" свою индивидуальность.
Таким образом, понятие индивидуальности
характеризует личность с точки
зрения ее своеобразия и неповторимости.
В самом понятии личности фиксируется
ее самостоятельность, сознательное -
волевое и нравственное начало. Оно
характеризует индивида с точки
зрения социальных качеств, не просто
продукта, но и субъекта общественных
отношений и исторического
Личность
Слово "личность" употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность новорожденного", понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности - отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение "раздвоение индивида" - бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое - целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся4.
А.Н. Леонтьев подчеркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями "личность" и "индивид" ввиду того, что личность - это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Личность невозможна вне социальной деятельности и общения.
Индивидуальность - не просто "атомарность" человека, а скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности. Как сказал современный немецкий философ Ю. Хабермас, "моя концепция меня самого" имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностной ориентации данного общества.
Личность - субъект исторического процесса, общественного поведения, познания, общения, труда и творчества. Она развивается, самореализуясь в труде, общении, познании и творчестве. Ее развитие - это, прежде всего, совершенствование ее способностей и возвышение потребностей. Социальное развитие личности ведет за собой ее психическое совершенствование. Но и изменение ее психики оказывает сильнейшее влияние на ее социальное развитие. При этом психологические характеристики оказываются наполненными социально-историческим содержанием.
Так, интеллектуальная зрелость личности выступает, прежде всего, как ее гражданская зрелость, как устойчивость убеждений, интересов и склонностей человека, связанных с судьбами других людей, коллектива и общества. Установки, мнения, взгляды ближайшего социального окружения интеллектуально зрелый человек преобразует в свою индивидуальную форму.
И эмоциональная зрелость личности формируется под решающим воздействием ее социальной активности. Эта зрелость отчетливее всего обнаруживается в реальном отношении индивида к действительности, в ее способности к самоконтролю в устойчивости чувств, способности успешно переносить неудачи и невзгоды. Социальная зрелость предполагает доброжелательность по отношению к другим людям, выработку собственной линии поведения и в то же время способность жить и работать в коллективе.