Человеческая коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:19, реферат

Описание

Человеческая коммуникация, специфика, виды и формы Выше уже говорилось о том, что «коммуникация» в широком понимании этого слова отождествляется с понятием «общение». Относительно узкого толкования межличностные коммуникации, то она представляет собой сложный процесс, в ходе которого происходит не только обмен информацией (это формальная сторона дела), а то, как она формируется, отправляется, получается, уточняется, перероблюеться, обсуждается, развивается, то есть что человек думает перед тем, как произнести информацию, каким образом она выражает свое мнение, как доносит эту мысль до собеседника, как получает от него информацию о том, что мысль была правильно интерпретированы, как собеседник на нее реагирует, каким образом происходит процесс обсуждения.

Работа состоит из  1 файл

Человеческая коммуникация.docx

— 23.62 Кб (Скачать документ)

Человеческая коммуникация, специфика, виды и формы Выше уже  говорилось о том, что «коммуникация» в широком понимании этого  слова отождествляется с понятием «общение». Относительно узкого толкования межличностные коммуникации, то она  представляет собой сложный процесс, в ходе которого происходит не только обмен информацией (это формальная сторона дела), а то, как она  формируется, отправляется, получается, уточняется, перероблюеться, обсуждается, развивается, то есть что человек  думает перед тем, как произнести информацию, каким образом она  выражает свое мнение, как доносит  эту мысль до собеседника, как  получает от него информацию о том, что мысль была правильно интерпретированы, как собеседник на нее реагирует, каким образом происходит процесс  обсуждения.

 

Поэтому характеризовать  коммуникацию только как обмен информацией - это не только сводить ЕЕ к процессам, которые происходят в любых информационных системах, но и не замечать ее специфики, которая проявляется в следующем:

 

• коммуникация предполагает наличие единого коммуникативного пространства;

 

• участники коммуникации являются активными субъектами взаимного  информирования, то есть, направляя  информацию, один участник общения  предусматривает активность другого; другой, в свою очередь, также должна ориентироваться на мотивы, цели, установки  партнера, анализировать их (кроме, конечно, анализа собственных мотивов, целей, установок);

 

• в ходе виголошування  мнения каждым участником налаживается совместная деятельность;

 

• активность субъектов  коммуникации предполагает не формальное «движение информации», а активный обмен ею;

 

• в процессе коммуникации происходит взаимопонимании (недоразумения), которое достигается наличием обратной связи, а также значимости информации;

 

• информация, которая прошла с одного конца в другой и вернулась  назад, объединяет партнеров в единое информационное поле;

 

• общий смысл производится при условии, что информация не просто принята, но и осмысленная, т.е. происходит процесс совместного постижения предмета разговора;

 

• характер обмена информацией  определяется тем, что посредством  системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, а эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удачным  является это воздействие;

 

• информация, которая зародилась в процессе обмена, намного глубже, чем предыдущая; она может существенно  различаться по смыслом от предыдущей;

 

• коммуникативный влияние  возможен лишь при условии, что человек, который направляет информацию (коммуникатор), и индивид, который ее принимает (реципиент), обладают единой или сходной  системой кодификации и декодификации, т.е., другими словами, люди должны говорить на одном языке;

 

• коммуникация психологически можиива при условии, если знаки, закрепленные за ними значения (это  отражение наиболее и обобщенных сторон предметов и явлений) и  смыслы (это тот субъективный смысл, который приобретает слово в  конкретном контексте) известны всем участникам коммуникативного процесса;

 

• у участников коммуникации должно быть идентично понимание  ситуации общения;

 

• в ходе обмена информацией  могут возникнуть коммуникативные  барьеры.

 

Есть люди, которые как  бы от природы наделены способности  обмениваться информацией в процессе общения, формировать, уточнять, переделывать, развивать и обсуждать ее. Они  интуитивно угадывают, как надо себя вести в различных ситуациях  и с разными людьми, что сказать, как донести свою мысль до собеседника, какую информацию сделать доступной  для него, а какую скрыть. Делается это с разной мстою: чтобы произвести на них приятное впечатление и вызвать симпатию к себе; зачаровывать присутствующих своей внешностью, своим голосом, манерой поведения, своей эрудицией, способом подачу информации, умением слушать и отвечать собеседнику; получить определенную информацию, необходимую для дальнейшего взаимодействия и т.д.

 

Вспомнить хотя бы Чичиков  из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, которого даже собак-кевич после первого  Знакомства назвал «щонайприемнишою человеком». Конечно, Чичиков не может быть для  нас примером для подражания, но его умение «зачаровывать» людей, слушать  и произносить информацию привлекает наше внимание. Сказанное наводит  на мысль о том, что достичь  взаимопонимания во время коммуникации и создать общее информационное поле - дело чрезвычайно сложное. Казалось бы, и коммуникатор и реципиент  желают, чтобы их информация была понятной. Вместе с тем, чтобы она действительно  стала таковой, необходимо осилиты  сложный коммуникативный процесс, который и называется мижосо-бистисною  коммуникацией.

 

Сложность коммуникации указывает  немало исследователей. В частности, ученые предлагают рассматривать ее с позиций функционального подхода, который более полно охватывает всю многогранность и весь опыт коммуникаторов, которые посылают, получают, перерабатывает и обсуждают многочисленные сообщения, предназначенные друг для друга. При этом коммуникаторы стараются  не только передать информацию, но и  оформить свои сообщения таким образом, чтобы создать и сохранить  положительную самооценку. Поэтому  коммуникация - это многофункциональная  игра, иногда эмоционально окрашена, а  в другие моменты - тактически приемлема. Исследователи выделяют две общие  функции коммуникации: функции коммуникативного контроля и афилиаши (под этой функцией понимают неизбежную естественную последовательность коммуникативной поведения).

 

Функция коммуникативного контроля предусматривает, что любое сообщение  содержит информацию о распределении  контроля между участниками беседы. При этом сообщение имеет смысл  как на рациональном, так и на содержательной уровне, где управляет  тем, как необходимо принимать сообщения  или как его следует понимать. Относительно контроля как понятия, то в данном контексте под ним  понимается определенный набор ограничений, которые люди накладывают друг на друга в ходе виголошування информации и построения разговоры, что, в свою очередь, ограничивает выбор средств, которые есть в распоряжении участников общения.

 

То есть человек контролирует другую той мере, в какой способна ограничить следующий поступок партнера при условии, что он действует  уместно, логично, последовательно  и разумно. Контроль может осуществляться через различные манипуляции: к  примеру, через лингвистический  выбор, применяя и молчание, либо через  взгляд, направленный на партнера или  отведенное от него. Поведение человека в разговоре можно рассматривать  как контрольные «ходы», которые  проявляются в таких действиях: говорить больше, чем партнер; использовать официальную манеру обращения; смотреть внимательно. Среди основных свойств  контроля называют прерывание разговора  как интегрального элемента системы  перехвата очередности в беседе. Для этого партнерами используются усилители (так значительно и  др.), необязательные слова (ну, понимаете, вежливые формы, расчлененная вопрос т.д. Прерывание выполняет и позитивные функции, такие как выражение  поддержки или проявление интереса.

 

Другая коммуникативная  функция - афилиация (от англ. To affiliate - присоединяться; попытка человека быть в обществе других людей) - рассматривается как  параметр любви - ненависти в коммуникативных  отношениях. Саморозкриття индивида, т.е. добровольное сообщение информации о себе, которая в данный момент недосягаемая для других, используется обычно для эскалации отношений  в сторону положительной афилиации, которая характеризуется понятиями  «продуктивный», «эффективный», «открытый» коммуникативный обмен. Это достигается  путем требования от партнера эквивалентной  реакции, т.е. одно раскрытие должно породить иное, равноценно (речь идет о  положительную или отрицательную  информацию, которую должен сообщить партнер), что и приведет к более  доверительных, интимных отношений. Процесс  этот чрезвычайно сложен и зависит  от многих факторов. Считается, к примеру, что позитивная информация с низкой Интимность наиболее эффективная для  создания позитивной афилиации во время  знакомства. Однако, если слишком интимная информация виголошуеться в ходе первоначального налаживания контактов, то потенциальному партнеру скорее всего  будет отказано по причине того, что он таким образом требует  от собеседника также сообщить о  себе что-то очень интимное.

 

Указанная специфика человеческой коммуникации проявляется в конкретных ситуациях коммуникативного процесса. В зависимости от направленности информации, выделяют аксиальний и  ретиальний виды коммуникации. При  этом аксиальна (вол лат. Axis - ось) коммуникация направляет свои сигналы на отдельного получателя информации, т.е. на отдельное лицо или группу людей, а ретиальна (от лат. Rete - сеть) - имеет своим адресатом многих реципиентов. Особенности аксиальнои коммуникации в основном применяются в ситуациях непосредственного межличностного общения, а массовое общение использует модели ретиальнои коммуникации.

 

По характеру воздействия  информация, идущая от коммуникатора, может быть побудительные и констатувальною. Побудительные информация выражается в приказе, просьбы, советы, инструкции. Этот вид информации рассчитан на то, чтобы стимулировать кусь действие. Исходя из этого она выполняет  следующие функции: активизация  поведения, т.е. побуждение к действию в заданном направлении; интердикция - импульс, который не допускает определенных действий, запрет нежелательных видов  деятельности; дестабилизация, которая  предусматривает нарушения отдельных  автономных форм поведения. Констатувальна информация передается в форме сообщения. Она имеет целью изменение  поведения не напрямую, а опосредованно. По целям сообщения различают  регуляторную (побуждает партнера к  действию), эмоциональную (адресована к чувствам и переживаниям реципиентов) и осведомленные (передает только сведения об объекте) информацию.

 

Относительно форм передачи информации, то обычно выделяют непосредственное межличностные коммуникацию и массовую, организованную и стихийно. Массовая организованная (официальная) коммуникация - это систематическое распространение  специально подготовленных сообщений  с применением технических средств  тиражирования информации (радио, телевидение, кино, пресса, видеоклипы, звукозаписи  и т.п.), имеющих социальное значение и используются с целью влияния  на установки, поведение, мысли и  оценки людей. Массовая систематическая  коммуникация значительно расширяет  круг интересов людей. С одной  стороны, их все больше волнуют проблемы социального характера, а с другой - средства массовой коммуникации, в  частности телевидения, кино, наряду с другими факторами, провоцируют  агрессию в поведении определенной части индивидов, насилие в отношении  друг друга.

 

Обычно зрители имитируют  экранные модели поведения в повседневной межличностного общения. И если эти  модели социально одобрены в обществе, то можно говорить о положительном  образовательно-воспитательный аспект массовой культуры, если же нет, то мы имеем  дело с отрицательным образовательно-воспитательным контекстом телевидения и других средств массовой коммуникации. Массовая организованная коммуникация выполняет ряд функций: распространяет знания о действительности; имеет образовательно-воспитательный характер (вопрос лишь усталость, чему учит); осуществляет социальное регулирование; распространяет массовую культуру и развлечения; удовлетворяет потребность людей в получении соответствующей информации и т.д.

 

При этом источником информации (коммуникатором) есть определенная организованная группа людей, которая действует  в рамках интересов другой группы, массовой аудитории (реципиента), удаленная  от коммуникатора пространством  или временем или тем и другим. Основными признаками массовой систематической  коммуникации является прежде публичность, темп передачи и быстротечный характер информации. Получение и восприятие такого вида информации массовой аудиторией дает ряд типичных эффектов: утилитарных (удовлетворение от информации при  решении различных жизненных  проблем), престижный (утешение от информации, которая прямо или косвенно поддерживает цели и ценности определенной группы, к которой принадлежит и реципиент ), эстетический (радость эстетического  обогащения), эмоциональный (эмоциональная  разрядка) и т.д.

 

До стихийных форм передачи информации принадлежат слухи, под  которыми обычно понимают информацию, поступающую от одного или более  человек, ничем не подтвержденные события. Они появляются тогда, когда система  официальной коммуникации не дает тем  или иным событиям разъяснений, которые  бы 'снимали психическое напряжение. Слухи могут как спонтанно  возникнуть, так и преднамеренно  распространяться с целью пропаганды или влияния. Информация, которая  содержится в слухах, как правило, удовлетворяет определенную психическую  потребность человека или группы людей, которая не удовлетворена  другими путями. Поэтому недовольство и ожидания получить удовольствие от информации является важным мотивом  восприятия и воспроизведения услышанного. Слухи классифицируют по разным признакам. Согласно информационной характеристики (определяет объективную меру достоверности) слухи делят на: абсолютно недостоверные; недостоверные с элементами правдоподобия; правдоподобна; достоверные слухи  с элементами неправдоподибности.

 

По признаку «экспрессивная характеристика» (определяет общий  тип эмоциональной реакции) выделяют такие слухи: слух-желание; слух страховище; агрессивная слух. До важнейших факторов и мотивов, которые влияют на возникновение и распространение слухов, можно отнести следующие:

 

• компенсация эмоциональной  недостаточности (тот, кто сообщает информацию, получает удовольствие от реакции слушателя; слушатель также  получает удовлетворение от восприятия нового, ранее не чутого, неизвестного, такого, которое, по его мнению, является чрезвычайно важным);

 

• утверждение личности (с помощью той или иной слухи  лицо пытается завоевать авторитет  в группе, сформировать определенную установку в отношении себя, доброжелательно  отношение к себе членов группы);

Информация о работе Человеческая коммуникация