Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:19, реферат
Человеческая коммуникация, специфика, виды и формы Выше уже говорилось о том, что «коммуникация» в широком понимании этого слова отождествляется с понятием «общение». Относительно узкого толкования межличностные коммуникации, то она представляет собой сложный процесс, в ходе которого происходит не только обмен информацией (это формальная сторона дела), а то, как она формируется, отправляется, получается, уточняется, перероблюеться, обсуждается, развивается, то есть что человек думает перед тем, как произнести информацию, каким образом она выражает свое мнение, как доносит эту мысль до собеседника, как получает от него информацию о том, что мысль была правильно интерпретированы, как собеседник на нее реагирует, каким образом происходит процесс обсуждения.
Человеческая коммуникация,
специфика, виды и формы Выше уже
говорилось о том, что «коммуникация»
в широком понимании этого
слова отождествляется с
Поэтому характеризовать
коммуникацию только как обмен информацией
- это не только сводить ЕЕ к процессам,
которые происходят в любых информационных
системах, но и не замечать ее специфики,
которая проявляется в
• коммуникация предполагает
наличие единого
• участники коммуникации являются активными субъектами взаимного информирования, то есть, направляя информацию, один участник общения предусматривает активность другого; другой, в свою очередь, также должна ориентироваться на мотивы, цели, установки партнера, анализировать их (кроме, конечно, анализа собственных мотивов, целей, установок);
• в ходе виголошування мнения каждым участником налаживается совместная деятельность;
• активность субъектов коммуникации предполагает не формальное «движение информации», а активный обмен ею;
• в процессе коммуникации происходит взаимопонимании (недоразумения), которое достигается наличием обратной связи, а также значимости информации;
• информация, которая прошла с одного конца в другой и вернулась назад, объединяет партнеров в единое информационное поле;
• общий смысл производится при условии, что информация не просто принята, но и осмысленная, т.е. происходит процесс совместного постижения предмета разговора;
• характер обмена информацией определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, а эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удачным является это воздействие;
• информация, которая зародилась в процессе обмена, намного глубже, чем предыдущая; она может существенно различаться по смыслом от предыдущей;
• коммуникативный влияние возможен лишь при условии, что человек, который направляет информацию (коммуникатор), и индивид, который ее принимает (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е., другими словами, люди должны говорить на одном языке;
• коммуникация психологически можиива при условии, если знаки, закрепленные за ними значения (это отражение наиболее и обобщенных сторон предметов и явлений) и смыслы (это тот субъективный смысл, который приобретает слово в конкретном контексте) известны всем участникам коммуникативного процесса;
• у участников коммуникации должно быть идентично понимание ситуации общения;
• в ходе обмена информацией могут возникнуть коммуникативные барьеры.
Есть люди, которые как бы от природы наделены способности обмениваться информацией в процессе общения, формировать, уточнять, переделывать, развивать и обсуждать ее. Они интуитивно угадывают, как надо себя вести в различных ситуациях и с разными людьми, что сказать, как донести свою мысль до собеседника, какую информацию сделать доступной для него, а какую скрыть. Делается это с разной мстою: чтобы произвести на них приятное впечатление и вызвать симпатию к себе; зачаровывать присутствующих своей внешностью, своим голосом, манерой поведения, своей эрудицией, способом подачу информации, умением слушать и отвечать собеседнику; получить определенную информацию, необходимую для дальнейшего взаимодействия и т.д.
Вспомнить хотя бы Чичиков
из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, которого
даже собак-кевич после первого
Знакомства назвал «щонайприемнишою человеком».
Конечно, Чичиков не может быть для
нас примером для подражания, но
его умение «зачаровывать» людей, слушать
и произносить информацию привлекает
наше внимание. Сказанное наводит
на мысль о том, что достичь
взаимопонимания во время коммуникации
и создать общее информационное
поле - дело чрезвычайно сложное. Казалось
бы, и коммуникатор и реципиент
желают, чтобы их информация была понятной.
Вместе с тем, чтобы она действительно
стала таковой, необходимо осилиты
сложный коммуникативный
Сложность коммуникации указывает
немало исследователей. В частности,
ученые предлагают рассматривать ее
с позиций функционального
Функция коммуникативного контроля предусматривает, что любое сообщение содержит информацию о распределении контроля между участниками беседы. При этом сообщение имеет смысл как на рациональном, так и на содержательной уровне, где управляет тем, как необходимо принимать сообщения или как его следует понимать. Относительно контроля как понятия, то в данном контексте под ним понимается определенный набор ограничений, которые люди накладывают друг на друга в ходе виголошування информации и построения разговоры, что, в свою очередь, ограничивает выбор средств, которые есть в распоряжении участников общения.
То есть человек контролирует
другую той мере, в какой способна
ограничить следующий поступок партнера
при условии, что он действует
уместно, логично, последовательно
и разумно. Контроль может осуществляться
через различные манипуляции: к
примеру, через лингвистический
выбор, применяя и молчание, либо через
взгляд, направленный на партнера или
отведенное от него. Поведение человека
в разговоре можно
Другая коммуникативная
функция - афилиация (от англ. To affiliate - присоединяться;
попытка человека быть в обществе
других людей) - рассматривается как
параметр любви - ненависти в коммуникативных
отношениях. Саморозкриття индивида,
т.е. добровольное сообщение информации
о себе, которая в данный момент
недосягаемая для других, используется
обычно для эскалации отношений
в сторону положительной
Указанная специфика человеческой коммуникации проявляется в конкретных ситуациях коммуникативного процесса. В зависимости от направленности информации, выделяют аксиальний и ретиальний виды коммуникации. При этом аксиальна (вол лат. Axis - ось) коммуникация направляет свои сигналы на отдельного получателя информации, т.е. на отдельное лицо или группу людей, а ретиальна (от лат. Rete - сеть) - имеет своим адресатом многих реципиентов. Особенности аксиальнои коммуникации в основном применяются в ситуациях непосредственного межличностного общения, а массовое общение использует модели ретиальнои коммуникации.
По характеру воздействия
информация, идущая от коммуникатора,
может быть побудительные и
Относительно форм передачи
информации, то обычно выделяют непосредственное
межличностные коммуникацию и массовую,
организованную и стихийно. Массовая
организованная (официальная) коммуникация
- это систематическое
Обычно зрители имитируют
экранные модели поведения в повседневной
межличностного общения. И если эти
модели социально одобрены в обществе,
то можно говорить о положительном
образовательно-воспитательный аспект
массовой культуры, если же нет, то мы имеем
дело с отрицательным
При этом источником информации
(коммуникатором) есть определенная организованная
группа людей, которая действует
в рамках интересов другой группы,
массовой аудитории (реципиента), удаленная
от коммуникатора пространством
или временем или тем и другим.
Основными признаками массовой систематической
коммуникации является прежде публичность,
темп передачи и быстротечный характер
информации. Получение и восприятие
такого вида информации массовой аудиторией
дает ряд типичных эффектов: утилитарных
(удовлетворение от информации при
решении различных жизненных
проблем), престижный (утешение от информации,
которая прямо или косвенно поддерживает
цели и ценности определенной группы,
к которой принадлежит и
До стихийных форм передачи
информации принадлежат слухи, под
которыми обычно понимают информацию,
поступающую от одного или более
человек, ничем не подтвержденные события.
Они появляются тогда, когда система
официальной коммуникации не дает тем
или иным событиям разъяснений, которые
бы 'снимали психическое
По признаку «экспрессивная характеристика» (определяет общий тип эмоциональной реакции) выделяют такие слухи: слух-желание; слух страховище; агрессивная слух. До важнейших факторов и мотивов, которые влияют на возникновение и распространение слухов, можно отнести следующие:
• компенсация эмоциональной недостаточности (тот, кто сообщает информацию, получает удовольствие от реакции слушателя; слушатель также получает удовлетворение от восприятия нового, ранее не чутого, неизвестного, такого, которое, по его мнению, является чрезвычайно важным);
• утверждение личности (с помощью той или иной слухи лицо пытается завоевать авторитет в группе, сформировать определенную установку в отношении себя, доброжелательно отношение к себе членов группы);