Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:44, реферат
Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.
1. Содержание.
2. Понятие «феминизм».
3. «Чёрный» феминизм как разновидность феминизма.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Содержание.
1. Содержание.
2. Понятие «феминизм».
3. «Чёрный» феминизм как разновидность феминизма.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Понятие «феминизм».
Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.
Появление феминизма как теории подготовлено следующими интеллектуальными течениями запада: либеральная философия и теория прав человека (Локк, Руссо, Миль и другие); социалистическая теория, рассмотрение сексуальности и сексуального поведения человека в социальном и политическом контексте (Зигмунд Фрейд, Вильгельм Райх, Маргарет Мид, философы Франкфуртской школы: Герберт Маккузе и Теодор Адорно). Кроме того на феминисткую мысль большое влияние оказали идеологии молодёжного протеста, борьбы негров за гражданские права, утопии контркультуры, идеи сексуальной революции. Первоначально феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. Первоначально она была публицистической и политической. Но скоро «женская» проблематика становится предметом академических исследований, и появляется особая область гуманитарных наук — так называемая «социальная феноменология», которая формируется на стыке целого ряда областей знания: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и т.д.
Проблемами феноменологии занимаются не только женщины, и поэтому в современной литературе под феминистской мыслью в широком смысле слова понимают теоретическую деятельность, как женщин так и мужчин по осмыслению женской проблематики.
В истории феминизма выделено три «волны». «Первая волна» относится главным образом к суфражистскому движению 19-го и начала XX-го веков, в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин. Под «второй волной» понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х годов и выступало за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на её неудачу. Появление «третьей волны» относят к 1990-м годам.
«Чёрный» феминизм как разновидность феминизма.
«Чёрный» феминизм относится ко второй «волне» феминистского движения. «Чёрный» феминизм утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны между собой. Постколониальные феминистки утверждают, что угнетение, связанное с колониальным опытом, в частности, расовое, классовое и этническое угнетение, оказало маргинализующее воздействие на женщин в постоколониальных обществах. Они ставят под сомнение гипотезу о том, что гендерное угнетение является главной движущей силой патриархата. Сторонники постколониального феминизма выступают против изображения женщин незападных обществ в качестве пассивных и безгласных жертв, а женщин западных стран как современных, образованных и обладающих гражданскими правами. Черный феминизм основывается на идее о том, что феминизм, который игнорирует расизм, бессмыслен. Хотя феминизм в целом пытается говорить от имени всех женщин, но его часто обвиняют в том, что он является движением белых женщин среднего класса. С точки зрения черных женщин, белые феминистки борются против сексизма, но не противодействуют расизму и классовым противоречиям. Черные феминистки существуют столько же, сколько и белые.
В Заявлении «чёрных» феминистов, разработанном «черной» феминистской лесбийской организацией «Коллектив реки Комби» (The Combahee River Collective) в 1974 году, говорится, что освобождение чернокожих женщин влечет за собой свободу для всех людей, поскольку это предполагает конец расизма, сексизма и классового угнетения.
Одной из теорий, зародившихся в рамках этого движения, стал вуменизм Элис Уокер. Он возник как критика феминистского движения, в котором доминируют белые женщины среднего класса и которое в целом игнорирует угнетение по расовому и классовому признакам. Элис Уокер и сторонницы вуманизма отмечали, что чернокожие женщины испытывают угнетение в других и более интенсивных формах, чем белые женщины.
Анджела Дэвис, автор книги «Женщины, раса и класс» (Women, Race, and Class), стала одной из первых феминисток, кто построил свою аргументацию вокруг точки пересечения расы, гендера и класса.
Заключение.
На сегодняшний день «чёрный» феминизм занимается, в большей степени, проблемами расизма и расовой справедливости. Значительное место в современном афроцентричном феминистcком дискурсе занимают феминистская теология, лесбийская теория (борьба против гомофобии в среде чернокожих), дискуссии о содержании и конструировании маскулинности черных мужчин, о концепции социальной политики и здравоохранения в отношении черных женщин и одиноких матерей.
Список литературы.
1. Белл Хукс. Феминистская теория: от края к центру // Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 236-253.
2. Дэвис Анджела. Расизм и миф о черном насильнике // С. 190-217.
3. Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York, Oxford, 1986.
4. http://livasprava.info/
5. Теория и история феминизма. Курс лекций / Под ред. Ирины Жеребкиной. ХЦГИ: Ф-Пресс, 1996. с. 129.
6. Шнырова О.В. Конгресс в Тромсо/ «Женские миры-99»: 7-ой Всемирный Конгресс и гендерные исследования в России. Иваново, 1999. С.11
7