Чикагская и Колумбийская школы в американской социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:49, доклад

Описание

В работах социологов-эмпириков, выполненных в рамках методологии Чикагской школы, подчеркивалось значение проблем, составлявших содержание повседневной жизни людей. Их исследования были направлены не на создание общей, систематической теории, а на выявление и анализ того круга проблем, которыми люди жили, которые их натопали и которые нужно было решать если не каждый день, то достаточно часто и регулярно.

Работа состоит из  1 файл

ИС №6.docx

— 26.28 Кб (Скачать документ)

Сибилева Елена БСЦ-22

 

Семинар 6. Чикагская и Колумбийская школы в американской социологии

2.

Причины появления  эмпирической социологии, и ее характерные особенности.

1) Появление эмпирической социологии в начале XX в. было тесно связано со стремлением отдельных ученых изменить характер социологической науки в целом в соответствии с принципами позитивизма, которые впервые были провозглашены О. Контом, но не доведены им до своего логического завершения.

2) Важным фактором, повлиявшим на становление методологии и методики эмпирических социологических исследований, было развитие естественных и точных наук, которые к XVII-XVIII векам добились значительных успехов в постижении закономерностей Вселенной.

3) Американское общество на рубеже XIX – ХХ веков столкнулось с проблемами социальной интеграции, стабилизации, социальной и культурной адаптации эмигрантских сообществ, социального контроля в целом. Разрешить эти проблемы можно было, лишь обладая точными данными об обществе. Социология в таких условиях становилась одним из главных инструментов сбора и  обработки этих данных.

4) Влияние философии позитивизма, прагматизма и  утилитаризма. Американские социологи стремились изменить характер социологической науки в соответствии с принципами позитивизма, в соответствии с которыми истинную картину общественной жизни можно получить посредством математических и  статистических методов. Будучи воспитанными на идеях прагматизма и  инструментализма, американские обществоведы сосредотачивали внимание, прежде всего, на практической пользе науки. Социология в США рассматривалась утилитарно, то есть исходя из её практических возможностей.

 

Эмпирические социологические исследования, проводившиеся в конце XIX – начале ХХ веков в Европе носили несистемный, разрозненный характер, не имели четкой методологии и методики их подготовки и  проведения. Лишь в редких случаях эмпирические  исследования проводились в комплексе с теоретическими изысканиями. В целом, социологические теории XIX – начала ХХ веков не способствовали развитию эмпирических  исследований, так как представляли собой абстрактные, умозрительные схемы, не подлежащие эмпирической проверке. Тем не менее, значение данного этапа становления эмпирической социологии  нельзя недооценивать. Именно в это время началась разработка методологических и методических принципов эмпирического исследования, стала отрабатываться его процедура и методы обработки данных.

 

Специфика эмпирического социологического знания.

1) Поскольку эмпирическая социология использует общенаучные методы, количественные оценки, логические  доказательства, а также материал таких наук, как математика, теория вероятности, статистика и др., она может обеспечить получение точного результата и рассматриваться в качестве разновидности строгой, не уступающей в этом отношении естествознанию, науки.  
 
2) Вместе с тем эмпирическая социология имеет дело не с физическими объектами, а с людьми, социальными общностями, их деятельностью и субъективными мнениями. Известно, что такие социальные субъекты отличаются в своем поведении самопознанием, целеполаганием и, вследствие этого, значительными флуктуациями (случайными отклонениями, колебаниями, изменениями) в деятельности и поведении. Поэтому нельзя говорить о совершенно строгом и точном социологическом описании и анализе человеческого бытия и социальной реальности - таком же, которое дается в естественных науках применительно к природным процессам. 

 

Наиболее острые социальные проблемы, привлекавшие внимание социологов-эмпириков в 1920-х гг., и их работы, посвященные анализу этих проблем.

В работах социологов-эмпириков, выполненных  в рамках методологии Чикагской  школы, подчеркивалось значение проблем, составлявших содержание повседневной жизни людей. Их исследования были направлены не на создание общей, систематической теории, а на выявление и анализ того круга проблем, которыми люди жили, которые их натопали и которые нужно было решать если не каждый день, то достаточно часто и регулярно. Этим самым был обеспечен поворот социологии к изучению конкретных нужд, потребностей и интересов человека. Вместе с тем сотрудничество социологов в рамках Чикагской школы было направлено в русло изучения социальных потребностей общества (города) и создания условий для их реализации.

В центре внимания чикагских социологов находились проблемы города. В 1920-е годы Р. Парк и Э. Берджесс (1886-1966) разработали глобальную исследовательскую программу по изучению Чикаго «Город как социальная лаборатория». Э. Берджесс «Рост города: введение в исследовательский проект» (1925). Парк, Берджесс и Маккензи «Город» (1926)

Мак-Айвер, в частности, стремился применить социологическую методологию к решению проблем трудовых взаимоотношений, экономических преобразований, интернационализма и мира, межгрупповых конфликтов, религии, академической свободы, социальной работы, правонарушений несовершеннолетних, эффективного использования трудовых ресурсов. Его главные работы: «Община: социологическое изучение» (1924); «Общество: его структура и изменения» (1931); «Социальная каузальность» (1942); «Сети правительства» (1947); «Академическая свобода в наше время» (1955).

Классической работой  Лазарсфельда по «анализу обоснований» считается «Искусство спрашивать «почему» (1935), написанная в основном по материалам его австрийских исследований по проблемам потребления.

3.

 

Чикагская школа

Колумбийская школа

Начало деятельности

Чикагская социологическая  школа в период с 1915 года до начала 30-х годов сформировала интегральную и кумулятивную программу проведения основанных на местных проблемах  исследований, которые произвели  в свое время очень сильное  впечатление. Несмотря на имевшиеся  в этой программе слабые места, она  стала важным этапом в институциализации социологии и эмпирических исследований и имела долгосрочное значение и влияние. Главной своей практической задачей школа с момента создания поставила научное обеспечение решений, принимаемых местными органами власти, в частности муниципальными властями Чикаго. 

Несколько меньшее значение как социологический центр имел в начале XX века Колумбийский университет, который приобрел международную  значимость с 1940 года под руководством Пауля Лазарсфельда и Роберта Мертона. Колумбийский университет всегда славился и широтой охвата изучаемых явлений, и смелостью, новаторской постановкой анализируемых проблем. Первым официальным профессором социологии в США стал в 1894 году Ф. Гиддингс именно здесь, в Нью Йорке. Созданный вторым, после Чикагского, Колумбийский департамент социологии в начале XX века был единственным его соперником как в области профессиональной подготовки кадров, так и в академической разработке социологической проблематики. Однако серьезным и крупным исследовательским центром международного значения он становится с 30-х годов XX века.

Представители

Нелс Андерсон, Эрнст Берджесс, Рут Шонл, Франклин Фрэйзир, Эверет Хьюз, Родерик Макензи, Джордж Герберт Мид, Роберт Парк, Вальтер Реклис, Эдвин Сатерленд, Уильям Томас, Фредерик Зрашер, Луис Вирт, Флориан Витольд Знанецкий.

Роберт Мак-Айвер, Джекоб Морено, Пауль Лазарсфельд, Роберт Мертон

Методологические принципы исследований

рассмотрение индивида в  качестве единственного субъекта экономической  деятельности

естественное  экспериментирование над человеческим поведением, переход к научному социологическому анализу с использованием методов  экспериментальной проверки гипотез

Методы исследований

Полевые, количественные(статистика, картография и т.п.), эмпирические

Эмпирический, позитивистский,  метод социометрии и психодрамы, математический, панельный

Основные направления (проблематика) исследований

Жизнь этнических групп эмигрантов, расовые взаимоотношения, социология семьи, молодёжи, проблемы дезорганизации, проблемы мобильности, проблемы социального  управления

Трудовые  взаимоотношения, экономические преобразования,  проблемы интернационализма и мира, межгрупповых конфликтов, религии, академической  свободы, социальной работы, правонарушений несовершеннолетних, эффективного использования  трудовых ресурсов, социальной солидарности, проблема противоречия отношений между  индивидом и обществом, проблемы потребления

Значение школы в истории  социологии (достижения)

Значение Чикагской школы и в американской, и в мировой социологии состоит в том, что она ориентировала науку, а через нее - и общество в целом на социально-политические реформы, осуществление которых может быть наиболее эффективным на основе разработанных учеными социальных технологий. Значение Чикагской школы состояло в том, что в эмпирических исследованиях внимание обращалось не только на "субъективный фактор", т.е. мнения людей по тому или иному вопросу, но и на объективные обстоятельства экономического, социального и политического характера, вызвавшие эти мнения. Таким образом, было обеспечено сочетание объективного и субъективного, общего и частного. 

Говоря о вкладе Мак-Айвера в развитие социологии, следует упомянуть четыре аспекта.

Во-первых, он систематически разрабатывал и плодотворно использовал  широкую сеть фундаментальных социологических  понятий.

Во-вторых, он способствовал отрезвлению  социологии США от крайностей голого эмпирического подхода и позитивистской методологии.

В-третьих, он убедительно подкрепил  аргументами концепцию, согласно которой человек является существом творческим, имеющим субъективные надежды, чувства, аспирации, мотивы, идеалы и ценности. Жизнь, считал он, носит экспансивно творческий характер.

Наконец, в-четвертых, он наглядно продемонстрировал, что социологические  работы могут быть ясными, написанными  художественно, богатым литературным языком.

Благодаря Лазарсфельду разработка математических методов в социологии также стала одной из характерных черт Колумбийской социологической школы. Лазарсфельд оказал значительное влияние на развитие социологии в других странах.

В США высокую оценку получил  вклад Мертона в изучение средств  массовой коммуникации: телевидения, кино, прессы, радио.


 

4.

«Ткань жизни»

«соревновательная кооперация»

 «борьба за существование»

«экология»

«новая естественная история»

«сообщество»

суперорганизм

господство и последовательность

«наследственность»

биотический баланс и социальное равновесие

«биологическая экономика»

симбиотическое общество

культурное общество

коммуникация и консенсус


Информация о работе Чикагская и Колумбийская школы в американской социологии