Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:34, реферат
Многозначность понимания культуры с точки зрения здравого смысла породила многочисленные сложности, связанные с научным определением этого сложного понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена. Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества" [5]. Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.
Введение
1. Культурные элементы и комплексы
2. Субкультуры
3. Классификация субкультур
4.Контркультура как универсальный атрибут общества.
4.1. Контркультура студенческого движения на Западе в 1960-е г.г.
4.2. Контркультура в СССР.
4.3. Трансформация западной контркультуры 1960-х гг. в СССР.
Заключение
Министерство образования и науки РФ.
Пензенский Государственный Университет
Кафедра
«Социологии»
РЕФЕРАТ
по
теме:
“Субкультура
и контркультура”
Пенза, 2009
Содержание
Введение
1. Культурные элементы и комплексы
2. Субкультуры
3. Классификация субкультур
4.Контркультура как универсальный атрибут общества.
4.1. Контркультура студенческого движения на Западе в 1960-е г.г.
4.2. Контркультура в СССР.
4.3. Трансформация западной контркультуры 1960-х гг. в СССР.
Заключение
Введение.
Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.
Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.
Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, куда включают прежде всего искусство и образование. Всем знакомо министерство культуры, все сталкивались с учреждениями культуры. Но как относиться к таким понятиям, как культура производства, культура управления или культура общения? Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует несколько различных значений слова "культура", обозначающих как элементы поведения, так и стороны деятельности человека. Подобное широкое использование понятия неприемлемо для научного исследования, где требуется точность и однозначность понятий. Вместе с тем любой ученый не может полностью отрываться от общепринятых понятий, так как очевидно, что именно в них выражен длительный опыт людей в практическом использовании тех или иных слов и понятий, их здравый смысл и традиции.
Многозначность
понимания культуры с точки зрения здравого
смысла породила многочисленные сложности,
связанные с научным определением этого
сложного понятия. В различных областях
научной деятельности было сформулировано
более 250 определений культуры, в которых
авторы пытаются охватить всю область
действия этого социального феномена.
Наиболее удачное определение понятия
"культура", по-видимому, дано английским
этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура...
это некоторое сложное целое, которое
включает в себя знания, верования, искусство,
мораль, законы, обычаи и другие способности
и привычки, приобретаемые и достигаемые
человеком как членом общества" [5]. Если
прибавить к этому материализованные
знания, верования и умения, окружающие
нас в виде зданий, произведений искусства,
книг, культовых предметов и предметов
повседневного обихода, то становится
очевидным, что культура - это все, что
производится, социально усваивается
и разделяется членами общества.
1. Культурные элементы и комплексы
Было бы большим упрощением рассматривать культуру только как совокупность обычаев и нравственных норм. Она может предстать перед нами также в виде организованной системы поведения. Рассмотрим некоторые элементы этой системы.
Изучение структуры культуры началось с 1949 г., когда американский исследователь Э. Хобелъ предложил выделить для изучения самую малую единицу культуры, которая получила название культурного элемента. По определению Хобеля, культурным элементом называется "считающаяся более неделимой единица поведенческого образца или материального продукта" [7]. Элементами материальной культуры могут быть такие предметы, как, например, гвоздь, карандаш, отвертка или носовой платок. Элементом нематериальной культуры может явиться пожатие руки или приподнятие шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги, поцелуй как форма приветствия и др. Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и разных времен.
Может ли танец быть культурным элементом? Очевидно, нет, так как это совокупность элементов, включающая танцевальные шаги, музыкальный и ритмический аккомпанемент и др. Но важнее то, что танец несет и смысловую нагрузку, отражает определенные обычаи и нормы - это и религиозный церемониал, и ухаживание или просто праздничное настроение. Здесь культурные элементы комбинируются в культурный комплекс, элементы которого взаимосвязаны. Например знание индивида относительно какого-либо культурного комплекса со стоит из отдельных культурных информативных элементов, каждый и которых несет определенную смысловую нагрузку. Культурные комплексы распознаются на основе отдельных элементов: по одному элементу индивид может представить себе весь культурный комплекс.
Комплекс
является промежуточным звеном между
культурным элементом и культурой института,
или институциональной культуре. Культуру
института можно представить как серию
культурных комплексов, определяющих
наиболее важные виды человеческой активности.
Например, институт семьи включает в себя
культурный комплекс выбора партнера,
свадебный культурный комплекс, медовый
месяц, культурный комплекс заботы о детях
и т.д. Но не все комплекс являются принадлежностью
социальных институтов. Существуют cистемы
комплексов, группирующихся вокруг менее
важных видов деятельности - таких, например,
как коллекционирование марок. Это относительно
независимый культурный комплекс. Таким
образом, каждый вид человеческой деятельности
содержит специфические культурные комплексы,
которые путем анализа можно разложить
на ряды отдельных культурных элементов.
2. Субкультуры
Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов).
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой. В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества. Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных комплексов, принятых на их прежнем месте жительства.
Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою культуру. Юношество имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять, - таким образом создается молодежная культура. Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существовании таких систем комплексов, как "культура предприятия", "культура школы", "культура управления". Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институту производства, институту образования, институту управления. Такие термины, как "армейская жизнь", "богема", "жизнь в коммуналке", отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами. Субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями между людьми. В литературе, в художественных произведениях можно найти множество примеров описания взаимодействия и столкновения субкультур, но серьезных исследователей по этому вопросу крайне мало.
Между
тем изучение субкультур весьма важно,
поскольку каждое общество имеет не просто
общий вид культуры, но достаточно пеструю
мозаику из по-разному взаимодействующих
субкультур. Жизнь индивида протекает
главным образом в рамках определенной
субкультуры. Иммигрант может жить в основном
внутри иммигрантской субкультуры, а жена
военного - в военной зоне. Она может иметь
мало контактов с гражданскими людьми
или их ценностями. Дети проходят через
несколько возрастных культур, часто огорчая
мать, которая оперирует ценностями другой
возрастной субкультуры.
3.Классификация субкультур
Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.
Было
множество попыток классифицировать неформальные
движения. Сначала хочу привести все возможные
классификации, которые я нашла, а после
предложить свою.
По социально-правовому признаку выделяют:
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.
2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.
3)
асоциальные - хиппи, панки, преступные
группировки, наркоманы и т.п.
По направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:
- увлечение современной молодежной музыкой;
- устремление к правопорядковой деятельности;
- активно занимающиеся определенными видами спорта;
- околоспортивные - различные фанаты;
- философско-мистические;
-
защитники окружающей среды.
Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:
- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры).
- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),
- криминальные ("гопники", "люберы")
-
анархо-нигилистические (панки, экстремистские
субкультуры "левого" и "правого"
толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана: