Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:15, курсовая работа
Обязательным условием процесса труда является соединение работника, обладающего совокупностью физических и духовных способностей к труду - рабочей силой, со средствами производства. Следовательно, главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы.
Введение
Глава 1. Трудовые ресурсы как основания социально-экономического развития общества
Глава 2. Развитие производственных сил в контексте экономики современной России
Заключение
Список литературы
Воспроизводство трудовых ресурсов
Воспроизводство трудовых ресурсов определяется воспроизводством всего населения, однако, эти процессы не совпадают, что объясняется в частности следующим:
1. изменение рождаемости
отражается на численности
2. выбытие людей из
трудоспособного возраста (достижение
пенсионного возраста) влияет только
на численность трудовых
Воспроизводство трудовых ресурсов
осуществляется за счет населения трудоспособного
возраста, а также работников моложе
и старше этого возраста. Численность
населения трудоспособного
Трудовые ресурсы нового типа
Разработка, использование и развитие высокосложных технологий, распространение компьютерной и информационной техники предполагают наличие трудовых ресурсов нового типа. И в этом отношении для России чрезвычайно полезен опыт целенаправленного формирования трудовых ресурсов творческого склада, накопленный на Западе с 60-х г., то есть с начала НТР. Там этот процесс сразу же был возведен в ранг государственной политики.
Одним из ключевых аспектов рыночных преобразований становится политика интеллектуализации общественного труда.
Для российской экономики особенно важно то, что современный рынок труда формируется под влиянием широкого спроса на рабочую силу новаторского типа и одновременно ответного массового выхода на рынок труда кадров, хорошо подготовленных к труду в условиях интенсивных научно-технических перемен, способных к активной преобразующей деятельности.
В области совершенствования трудовых ресурсов особое значение приобретает воспитание личности, направленное на развитие ее творческого мышления и инициативы. Ключевым становится индивидуальный подход. Возникает типичная ситуация, когда каждый человек на всех стадиях обучения получает знания, исходя из уровня своего интеллекта. Время обучения также индивидуально.
Для России очень важно
систематически изучать опыт эффективного
использования качественно
Особое внимание в нашей стране должно быть уделенотому, что возглавляемая государством политика трудовых ресурсов в ведущих капиталистических странах (США, Япония, Франция, Великобритания, Швеция и др.) проводится при весьма значительном финансовом, организационном и ином участии предпринимателей и многих других социальных институтов общества.
Современная рыночная экономика
предъявляет новые требования к
рабочей силе: участие в развитии
производства практически на каждом
рабочем месте; обеспечение высокого
качества быстро меняющейся по своим
характеристикам и
Уровень жизни - это экономическая
категория и социальный стандарт,
характеризующий степень
Социальные гарантии - система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.
Социальная защита - система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан.
Эти компоненты характеризуются количественными показателями , индикаторами и индексами и оформляются в систему показателя уровня жизни.
4В процессе воспроизводства взаимные экономические и социальные факторы, такие как здоровье, образование, жилище, питание, социальное обеспечение и другие. Решающую роль для населения имеет уровень жизни, а для производства - эффективность труда.
ВВП и национальный доход на душу населения, а так же производительность общественного труда является показателями общеэкономического, а уровень жизни - показатель социального развития.
Сложившееся понимание существа «уровень жизни» акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не сам по себе, а в соотношении с потребностями населения.
Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: потребительская корзина и прожиточный минимум. В общем виде уровень жизни страны или региона по средней продолжительности жизни населения, величине безработицы, структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях. Принимается во внимание уровень квалификации работников, численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а так же уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек, наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья и т.д.)
Уровень жизни необходимо рассматривать во взаимосвязи с общеэкономическими показателями, а так же показателями, связывающими общеэкономические и уровень жизни - доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни.
Необходимо выделять компоненты уровня жизни - определенные виды человеческих потребностей, удовлетворение которых является основной частью уровня жизни в целом (например, питание, здоровье, образование и т. д.). Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей.
Из них формируется система показателей уровня жизни. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей , характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение и другие.
От уровня жизни зависит
продуктивность работников, цена рабочей
силы, а так же её реализация в
труде, то есть производство потребительских
благ. Развитие происходит по направлению
центральной обще производительности.
Повышение или понижение уровня
жизни населения и
Во многих странах для
оценки уровня жизни используют показатель
« благосостояния общества» , который
символизирует минимальный
Прожиточный минимум - стоимостная
оценка суммарного потребления человека
или семьи, определяемая на основе минимальной
потребительской корзины. «Корзина»
дает структуру потребления , расходы
малоимущих слоёв, содержит набор (минимальные
нормы), необходимые для
При существующем уровне производства не только не может повысить планку черты бедности , но и восполнить разницу между «дном» и минимальным потребительским бюджетом.
Потребительский бюджет - баланс доходов и расходов среднестатистической семьи, характеризующий уровень жизни различных групп семей трудящихся.
Минимальный потребительский
бюджет складывается на основе традиций
потребления, коньюнктуры рынка
потребительских товаров и
Для исчисления минимального прожиточного минимума используется содержание продовольственной корзины.
Продовольственная корзина(набор
из продуктов питания одного человека
в месяц) рассчитана на основе минимальных
норм потребления продовольствия, которые
соответствуют физическим потребностям,
ккалориям и обеспечения
Анализ содержания потребительской корзины. Норм потребления, плановых сроков службы промышленных товаров и предметов длительного пользования, показывает, что данный прожиточный минимум, кроме официоза, не имеет никакого социального и экономического содержания и представляет собой чисто умозрительный документ, фиксирующий некую отправную точку отсчёта.
Стоимость минимальной потребительской корзины , то есть её содержание в денежном выражении представляет собой минимальный потребительский бюджет.
Минимальный потребительский
бюджет, или бюджет прожиточного минимума
рассчитывается на душу населения и
по его основным социально - демографическим
группам в целом по Российской
Федерации и в субъектах
Бюджет прожиточного минимума представляет собой показатель потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, рассчитанный исходя из минимальных норм потребления важнейших продуктов питания, товаров и услуг. Наиболее рациональный минимальный потребительский бюджет должен выдерживать примерно следующие пропорции: питание должно составлять - 41,1, непродовольственные товары - 39, услуги - 13,2, налоги и сборы - 2,7.
Подготовка кадров
Организации имеют постоянную
потребность в повышении
«Подготовка представляет собой обучение работников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда. Конечная цель обучения заключается в обеспечении своей организации достаточным количеством людей с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей организации».
Значение обучения широко признано. К сожалению, многие руководители не осознают всех связанных с этим сложностей.
«Обучение полезно и требуется в трех основных случаях. Во-первых, когда человек поступает в организацию. Во-вторых, когда служащего назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу. В-третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы».
5Обучение - это большая, специализированная область. Специфические методы обучения весьма многочисленны, причем их нужно приспосабливать к требованиям профессии и организации. Некоторые основные требования, обеспечивающие эффективность программ обучения, сводятся к следующему:
1. Для обучения нужна мотивация. Люди должны понимать цели программы, каким образом обучение повысит их производительность и, тем самым, их собственное удовлетворение своей работой.
2. Руководство должно создать климат, благоприятствующий обучению. Это подразумевает поощрение учащихся, их активное участие в процессе обучения, поддержку со стороны преподавателей, желание отвечать на вопросы. Важным моментом может оказаться и создание определенной физической среды. Некоторые организации предпочитают проводить обучение в специальных центрах, а не в помещениях своей организации.
3.Если навыки, приобретаемые посредством обучения, являются сложными, то процесс обучения следует разбить на последовательные этапы. Участник программы должен иметь возможность отработать на практике навыки, приобретенные на каждом этапе обучения, и уже только затем двигаться дальше.
4. Учащиеся должны почувствовать обратную связь по отношению к результатам обучения, необходимо обеспечить положительное закрепление пройденного материала. Это может происходить в форме похвалы или признания успехов со стороны преподавателя, либо, в случае компьютеризированных современных систем обучения, в виде непосредственной обратной связи при правильном решении задач, предложенных программой.
Заключение
Одним из элементов производительных
сил являются трудовые ресурсы общества.
Они выражают отношение человека
к природе и в тоже время
наделены определенным общественным социально-экономическим
содержанием и могут
Распределение и использование
трудовых ресурсов необходимо исследовать
в достаточной связи с
Информация о работе Демографические аспекты социально-демографического развития