Демография семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Содержание

Введение 2
Жизненный цикл семьи 3
Демографическая политика Казахстана и социологическое развитие семьи 7
Женщина и семья. Пути укрепления семьи 12
Заключение 17
Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по социологии на тему.docx

— 41.01 Кб (Скачать документ)

Также в Казахстане значительно  возросла средняя продолжительность  жизни и за последние годы составляет 64,2 года, в том числе мужчин - 59 лет, женщин - 70 лет. Дифференциация в  средней продолжительности жизни  между мужчинами и женщинами  за эти годы составила 11 лет. Средняя  продолжительность трудовой деятельности мужчин на 6 и женщин на 8 лет короче, чем продолжительность трудоспособного  возраста. Это связано с учебой, рождением ребенка, службой в  армии и т.д. Данный показатель имеет  немаловажное значение в формирование количественных и качественных характеристик  трудовых ресурсов в разрезе пола.

Демографическая обстановка в молодом государстве непосредственно  влияет на его экономику и политику, на социальную жизнедеятельность и  межнациональные отношения. Правильная оценка демографической ситуации и  научные прогнозы о ее возможных  изменениях в ближащем и далеком  будущем дают возможность правильно  определить тактические и стратегические задачи во внутренней политике нашей республике и тем самым избежать возможные межнациональные конфликты.

Народы Казахстана сейчас находятся на различных стадиях  всеобщего демографиического перехода, что отражается в прошлой, настоящей  и будущей динамике их численности. Такие весьма существенных различия особенно ярко выражены в сравнительной  демографической динамике не только русских и казахов, как главных  этносов, а также других диаспор, как украинцев, узбеков, немцев, уйгуров, поляков, евреев и др.

Восточные, в основном тюркоязычные народы, составляют большие сложные  семьи, где много детей и подростков, а европейские, в основном славяноязычные этносы, живут в малых, так называемых нуклеарных (простых) семьях, где преобладают  взрослые и пожилые люди.

Как было отмечено выше, в  Казахстане живут народы разного  демографического возраста. Этот существенный и уникальный факт должен осознаваться и оцениваться как весьма положительный  для сохранения политической стабильности в республике. Совместное проживание в Казахстане народов в демографическом  отношении «молодых» «постаревших» (такая характеристика соответствует  народам восточного и западного  происхождения или тюркоязычными  и славяноязычными этносам) при  соответствующей разумной политике не затрудняет, а наоборот, облегчает  намного установление стабильных межнациональных  отношений. Здесь свою положительную  роль играют демографо-психологические  факторы и большие возрастные интервалы, хотя вовсе нельзя отрицать и другие социально-экономические  и политико правовые моменты. К сожалению, этот важный объективный факт все  еще остается неосознанным на высшем уровне управления, и до сих пор  ошибочно приписывают его стабилизирующее  значение фактам субъективным, хотя этого  тоже нельзя отрицать.

Республике Казахстан, чтобы  утверждать себя как молодое государство, необходимо вести эффективную демографическую  политику. Она должна поддерживать и содействовать полному проявлению исторически объективным тенденциям народонаселения. Основная политика нашего государства - это поддержание традиционных семейно-брачных отношений, возвышении роли отца в семье и мужчины  в обществе, одновременно заботясь о материнстве и детстве. Необходимо в условиях резкого снижения деторождаемости поддержать традицию народов Казахстана на многодетность семьи.

Демографические процессы всегда опережают прогнозы политические, экологические, социальные, экономические, так как  везде играют людские факторы, человеческие ресурсы. Поэтому многие научные  прогнозы и предпринимаемые новые  законодательства, а также различные  административные решения молодого государства должны проходить через  демографическую экспертизу, так  как Казахстан все еще находится  в состоянии демографического детерминизма. Именно здесь должна осуществляться целенаправленная политика народонаселения  на региональном уровне со стратегией развития и планом конкретных действий.

Социологическое развитие семьи

Динамику социального  развития семьи в Казахстане, можно  проследить по статье Алимбековой Г.Т., кандидата социологических наук; ЦИОМ, Алматы, Казахстан.

В данной статье представлены результаты исследования состояния  современной казахстанской семьи  как социального института и  малой социальной группы и перспектив ее развития. Исследование было проведено  Центром Изучения Общественного  Мнения (ЦИОМ), Алматы, Казахстана по заказу ЮНФПА и при поддержке Национальной комиссии по делам семьи и гендерной  политике при Президенте Республики Казахстан. Исследование было проведено  в сентябре-ноябре 2007 года.

Данное исследование было количественным. Общий объем выборки  – 3000 человек. Выборка, применяемая  в данном исследовании, - многоступенчатая стратифицированная случайная. В исследовании принимали участие жители всех областей Казахстана, а также гг. Астана и  Алматы.

По отчету результатов  исследования, на сегодняшний день среди казахстанцев семья ценится  выше всего, причем, как показывает статистический анализ, здесь не существует разницы между отношением к ней  мужчин и женщин. Ответы большинства  респондентов позволяют сделать  вывод о том, что казахстанская  семья, как правило, детоцентристская. Однако, среди азиатов нацеленность на брак и семью несколько выше, чем у европейцев. Около 93% казахстанцев положительно относятся к заключению брака. Среди разочарованных в браке большую долю составляют разведенные. Это говорит о том, что лишь незначительная часть казахстанцев имеет отрицательное отношение к браку перед первой женитьбой/замужеством в своей жизни, как правило, это чувство приобретается после негативного опыта супружеских отношений.

Отметим, что современное  казахстанское общество имеет тенденцию  к уменьшению социального неодобрения  к добрачным половым связям, к  раннему вступлению в половую  жизнь. Казахстанцы единодушны лишь в неодобрительном отношении  к гомосексуальным связям.

Казахстанское общество нельзя назвать либеральным, поскольку  высока доля населения, отрицательно относящаяся  к абортам (44%), к регулированию  количества детей (25%), к сексуальным  отношениям до брака (37%). Но поскольку  люди молодого возраста терпимее относятся  ко многим явлениям современного мира, можно предположить, что нашему обществу присуща тенденция к либерализации  социальных норм.

Жители сел, Южных и  Западных областей республики более  консервативны в отношении к  абортам, добрачным половым отношениям, в том числе, у подростков, гражданскому браку, чем горожане, жители Севера, Востока и Центра.

В последние годы все больше браков совершается по религиозным  канонам. Наиболее активно эта тенденция  развивается среди мусульман, составляющих около 43% населения страны.

Фактический размер казахстанской  семьи (количество совместно проживающих  в одном домохозяйстве) равен  примерно 4,18 человека, 2,04 из них –  дети. Около 70% семей имеют в своем  составе от 3 до 5 человек. На сегодняшний  день, в средней казахстанской  семье воспитывается по 2,04 ребенка. В поколении родителей в среднем  воспитывалось по 4 ребенка в семье. Таким образом, за одно поколение  количество детей в семье уменьшилось  почти в 2 раза. Идеальным количеством  детей в семье считается наличие 2,62 детей. В среднем, на каждую семейную пару в Казахстане приходится 2,51 беременность, из них 0,47 заканчивается абортом. В  основном, причины абортов связаны  с плохим состоянием здоровья женщин и материальными проблемами. Нежелание  иметь ребенка стало причиной только 19% абортов.

Около 65% участников исследования работали на момент проведения опроса. Из неработающих 9% составляют студенты, 17% домохозяйки, 8% безработные и 1% пенсионеры. Количество неработающих среди женщин выше, чем среди мужчин (45% и 19% соответственно).

Подводя итоги, можно назвать  современное казахстанское общество консервативным, в частности это  наиболее выражено в Южных и Западных регионах Казахстана. Наблюдается уменьшение количества детей в семье почти  в 2 раза за одно поколение. У представителей европейских этносов, в которых  рождаемость традиционно ниже и  количество детей в семье наблюдается  меньшее. Азиатские семьи демонстрируют  превышение простого воспроизводства, что в дальнейшем повлечет увеличение разрыва между количеством представителей европейских и азиатских этносов  в Казахстане. В целом, казахстанской  семье как институту присущи  с одной стороны консерватизм, с другой – тенденция к либеральности.

Женщина и семья. Пути укрепления семьи

Процессы глубокой трансформации  общественных отношений, изменения  социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и положение в ней  женщины.

В условиях кризиса обостряется  конфликт между социальными ролями женщин. Отказ женщины от работы в пользу семьи или безработица  существенно снижают совокупный семейный доход. В то же время высокая  ее занятость в общественном производстве становится одним из основных факторов снижения рождаемости.

Перед женщиной стоит проблема выжить и сохранить семью при  создавшейся ситуации. Ошибочно полагать, что в условиях рыночной экономики  большинство семей будут проявлять  предприимчивость, хотя совершенно четко  установлена ориентация на суверенность семьи, опору на собственные силы и самообеспечение, самостоятельность  и необходимость женщинам искать выход.

Вызывает озабоченность  разрушение социальной инфраструктуры, помогающей работающим женщинам совмещать  профессиональную деятельность с работой  по дому. Широко распространенные патриархатные  взгляды на место женщины в  обществе создают дополнительные трудности. Довольно сложными являются отношения  между супругами, между родителями и детьми. Общество не способствует воспитанию у детей уважительного отношения к матери, профессиональной деятельности родителей, необходимости совместными усилиями решать бытовые проблемы.

Для сохранения семьи и  престижа в ней женщины ООН  предлагает новую модель семейных отношений, где главным принципом является создание равных стартовых возможностей для всех членов семьи и, в первую очередь, для женщин. В Конвенции, в статье 5, четко определена сущность этой модели. Государства-участники  принимают все соответствующие  меры для: изменения социальной и  культурной модели поведения мужчин и женщин, искоренения предрассудков  и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства  одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин.

Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно  вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья — это  сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции.

Значительную часть этих функций выполняет женщина. Рассмотрим ее роль в рамках важнейших функций  более подробно.

Репродуктивная функция  — это биологическое воспроизводство  общества и одновременно удовлетворение потребностей в детях. Это естественный биологический процесс продолжения  жизни, в которой участвуют как  женщина, так и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку  связано не только с семьей, но и  обществом. Женщина в выполнении этой функции играет главную роль. Но сама проблема выполнения этой функции  за последнее время заметно обострилась. Демографы, психологи, социологи единодушно отмечают, что потребность в семье  с большим количеством детей  заметно сократилась. Более того, потребность в рождении ребенка  все чаще не связывается с созданием  полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей.

Экономическая функция выполняется  обоими родителями, если это полная семья, или женщиной при наличии  неполной семьи. Воспроизводство рода не означает только выполнение функций  деторождения в ее социальном содержании. Необходимо также воспроизводство  средств к жизни, реализация потребностей в питании, одежде, жилище и др. Эта  функция вечна, поскольку она  имеет природно-биологическую основу. Однако нельзя исключать и социально-историческую сторону, детерминированную существующим экономическим базисом, а также уровнем духовной культуры.

Воспитательная функция, чаще всего выполняемая женщиной, обеспечивает социализацию личности подрастающего  поколения, поддержание на определенном уровне культуры общества и удовлетворение индивидуальных потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации родителей в своих  детях.

Воспитательная функция  должна выражаться в осознанном подходе  к возможности эффективного социального  воздействия на ребенка, особенно в  первые годы его жизни. Присутствие  интеллекта, эмоций, вкусов, собственных  взглядов, привычек родителей —  залог воспитания, при обязательном присутствии супружеской и родительской любви, собственного положительного примера, а также умелого словесного воздействия.

Хозяйственно-бытовая функция  — удовлетворение потребностей в  пище, одежде, жилище, восстановлении сил, поддержание здоровья, уход за детьми, совместная деятельность членов семьи  по производству предметов потребления  и услуг или получение их от отдельных ее членов. Эту функцию  практически выполняет женщина, что накладывает отпечаток на ее социальный статус в семье, в основе которого лежит ее подчиненное положение, несмотря на профессиональную подготовку, занятость на общественном производстве.

Функция первичного социального  контроля — моральная регламентация  поведения членов семьи в различных  сферах жизнедеятельности, а также  ответственность и обязательность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения. Эта функция также  выполняется в первую очередь  женщинами. Она осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных  санкций при нарушении норм взаимоотношений  между членами семьи. При удачном  воспроизводстве социальной структуры  общества в малой социальной группе, соответствующей общим требованиям, обеспечивается предоставление социального  статуса каждому члену семьи, и создаются условия для удовлетворения индивидуальных потребностей в социальном продвижении.

Досуговая функция — ее главная цель — общение, поддержание  гармонии в семье между ее членами. Эта функция предполагает организацию  рационального досуга при одновременном  социальном контроле, взаимное обогащение. Проведение праздников, вечеров отдыха, туристских походов, чтение художественной и научной литературы, просмотр телепередач, прослушивание радио, посещение  кино, театров, музеев и др.

Информация о работе Демография семьи