Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 06:40, реферат
Демографические проблемы теперь все чаще обсуждаются на заседаниях различных представительных комиссий. К сожалению, научный уровень обсуждения демографических вопросов на этих весьма важных заседаниях не всегда достаточно высок. Между тем сегодня назрела острая необходимость общественного управления демографическими процессами. Именно общественного, а не только государственного.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие демографии…………………………………………………….4
Демографическая трагедия России…………………………………….6
Статистические данные…………………………………………..6
Причины возникновения демографического кризиса…………9
Пути выхода из демографического коллапса………………………...15
Заключение…………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………...19
Вторая волна чудовищных демографических потерь была следствием
была следствием ВОВ, победа в которой далась ценой потери нескольких поколений. В итоге вместе с гражданским населением Россия – СССР потеряла во Второй мировой войне около 27 млн человек.
В третьей волне, начавшейся в августе 1991-ого, присутствуют новые факторы будущих демографических потерь, не связанные с прямым насилием, но тем не менее действующие крайне угнетающе на демографическое состояние и поведение населения. Здесь не важно, какие факторы стимулируют демографическую катастрофу, важно другое – она становится реальностью, и России вновь если не тотальное вымирание, но потеря целого поколения. А это на ряду прочих имеет идентификационные последствия, способные отрицательно сказаться на судьбе страны и нации. Происходит отрыв новых поколений от таких элементов национальной почвы, которые питают сакраментальные структуры воспроизводства национального в нации – от национального идентитета. Тот вакуум национальной идентичности, в котором ныне задыхается современная Россия, русская нация, порожден тремя волнами демографических потрясений, опустошивших и опустошающих страну.
Чудовищные демографические потери закономерны для нации, которой навязали цивилизационный переворот, бегство от основ локальности своей цивилизации, от ценностей национальной идентичности. Есть прямая и весьма чувствительная связь между демографическими и идентификационными процессами. Там, где рушится идентитет нации, хаотизируется вся иерархия ценностей национального сознания, процессы ментального распада начинают разрушать всю мотивационную сферу жизни общества.
Таким образом, потери за XX столетие – цена, которую заплатила Россия не просто за формационную модернизацию, а за попытку изменения типа локальности своей цивилизации. Исключением не стали и реформы 90-х гг., вновь совместившие решение задач по формационной модернизации страны с попытками изменения типа локальности ее цивилизации – окончательного изгнания из нее русско-российской сущности. В итоге это настолько хаотизировало исторические и вслед за этим идентификационные основы страны, всю сферу ментальной мотивации жизни нации, что подорвало социально-экономические основы даже простого воспроизводства населения в России. Возникает вопрос – почему реформы осуществляются с такой дорогой демографической ценой?
Ответом на этот кошмар вселенской духовной смеси – агрессию и пустоты и абсурда стал кризис социальности и человечности в России, а вслед за ним наступил и демографический коллапс. Россия адекватно отреагировала на новую волну вненациональной бесовщины, навязавшей ей новый цивилизационный переворот – отказалась рождать детей в стране вечных исторических потрясений для новых форм отчуждения русских лот своей русскости и России. Русские отказываются рождаться русскими для русской жизни, и не в последнюю очередь потому, что они потеряли в себе и не имеют вне себя пространство для ценностей и смыслов русской жизни. И это самый трагический итог векового бегства от России и одновременно с этим наиболее точный диагноз – национальный нигилизм вненациональной России. Надо очень не любить страну, чтобы предложить такие реформы, и, главное, с беспощадностью проводить их без оглядки на национальный этнос, социальные и гуманитарные последствия, без намека на нравственность.
За время так называемых либеральных реформ утрачена значительная часть национального суверенитета, многие геополитические преимущества исторической России, складывавшиеся веками и оплаченные ценой непомерных человеческих жертв. Радикально подорвана экономическая и военная безопасность страны как следствие разрушения значительной части производства, научно-технического и человеческого потенциалов. На этой основе за последние столетия существенно подорвана вера русских в самих себя и свое государство, в высшие смыслы своей национальной истории и национального бытия, вера в будущее национальной истории. Увы, но с адекватностью вывода А.И.Солженицына не поспоришь: «…руководство России всеми усилиями старается не запачкаться в какой-либо уклон к интересам русским, даже обходит старательно само слово «русские» - а всегда «россияне». Русский этнос демонстративно не взят в опору России». Цена безразличия к собственной нации – это глубина ее падения в истории. И демографический коллапс современной России – это не только следствие самого падения, но и отражение крайней степени запущенности проблем национального бытия русских как нации, недопустимой отчужденности властной элиты от этих проблем.
Самым трагическим отражением сложившейся ситуации стала и практика суицида в стране, принявшая масштабы эпидемии. Статистика этого явления на 100 тыс. жителей по годам выглядит следующим образом: 1992 - 31 человек, 1995 – 41, 2000 - 39, 2001 – 42, 2002 – 39, 2003 – 36, 2004 – 34. Эти данные считаются критическим порогом социальной вменяемости нации. Часть из суицидов носила рецидивный характер, но результат все равно обескураживает.
Не было таких времен, которые так и до такой степени были разрушительными по отношению не просто к архетипическим основам социальности, культуры, духовности, а именно к их нравственной составляющей, претендовали бы на вовлечение в рыночный оборот нравственных святынь, отмеченных именно национальной спецификой, на их растление средствами рыночного беспредела. На месте Великой России возникла страшная, пугающая своими последствиями смысловая и ценностная пустота, ведущая не только к опустошению народного духа и обессмысливанию национального бытия, но и вслед за этим и на основе этого к биологической деградации русских как нации.
Сама реальность и практика жизни стали покушение на многое из того, что связывает бытие человека с будущим, и в частности с будущим собственной истории, нации и страны. Для неоправданно многих оно перестало существовать просто как будущее и тем более как имеющее еще какой-то социальный смысл, превратив пространство индивидуального существования в пространство трагического суицидального выбора, глубинная сущность суицида в том и заключается, что это смерть не от смерти, а именно от жизни. И в этом его неизбывная трагедия. Самоубийца – это очень часто человек, которому дано много знать, а потому ему трудно смириться с тем, что он знает. В итоге в своей жизни человек становится больше свободен от жизни, а потому больше зависим от смерти, а не наоборот. И эта закономерная зависимость: жизнь и смерть – сообщающиеся сосуды бытия, и там, где возрастает свобода от жизни, нарастает зависимость от смерти, точно так же как и свобода от смерти делает более зависимым человека от жизни. В своей социальной и духовной норме отношения между жизнью и смертью, факторами свободы и несвободы по отношению к ним складываются по иной логике. Она перевернула их именно в той связи и мере, в какой под давлением извращенных изменений, развращающих социальную и духовную реальность, человек оказался свободен от главных смыслов бытия.
Современный человек больше не верит в Бога, которому следует подчинять свою душу. Не верит в природу, которой следует подражать. Не верит обществу, которое следует уважать и с которым можно считаться. Не верит своей истории и национальной культуре, во имя ценностей и смыслов которых хотелось бы жить, продлевать жизнь в терминах и смыслах этой истории и этой культуры. У него осталась последняя ценность, последнее основание, связывающее его с бытием, - это свобода.
Но там, где свобода становится единственной ценностью, она легко может стать врагом всех остальных ценностей. Для того, чтобы спокойно жить в согласии с основными принципами бытия, порой нужно затратить не меньше усилий, чем для того, чтобы править целым миром. Бывает так, что свобода превращается в свободу не от смерти, а от жизни. Человек больше свободен в том, чтобы умереть, но не свободен в том, чтобы жить – от того, как жить, чем жить, с кем жить, ради кого и чего. Там где разрываются связи с жизнью, размываются основания жизни, где человек оказывается свободен от жизни, самих ее оснований, происходит нагнетание суицидальных настроений – человек впадает в зависимость от факторов смерти, превышающих способность жить. Но все же, суицид – сильнейшее желание жить, но и в этом парадоксальность ситуации, принявшее форму готовности умереть.
Демографические потери, исчисляемые целыми поколениями, разрушающие идентитет нации и законы преемственности, пагубным образом складываются на специфическом потенциале исторического развития нации – ее пассионарности.
Пассионарность не дается
Так человек выходит к искомой пассионарности, ибо пассионарность – это еще и величина, измеряемая приобщенностью к абсолютным духовным максимумам бытия, она есть мера переживания антропологических смыслов истории и самой человеческой жизни. Для достижения такой пассионарности современной России понадобится не одно поколение. Великая пассионарность, жертвуя поколениями, растрачивает себя в национальной истории, становясь великой. Так рождается идея жертвы в истории, в свою очередь рождающая пассионарность, а пассионарность - великую историю.
К тому же, нужно учесть, что в истории действуют не только экономические законы, но и нравственная позиция, человечность. Нельзя браться за возрождение России без совести и веры, без понимания. Уважения и любви к ней. Без идейной и нравственной позиции возрождение России не состоится. Станет не возрождением, а вырождением России. Это подтверждается специальными исследованиями.
По мнению И.А.Гундарова, именно неэкономические причины, имеющие нравственно-эмоциональную природу, стали главными среди тех, которые допустили в невиданных масштабах социальную агрессию и социальную апатию. Более 80% всех смертей в нынешней России порождают именно эти факторы. Поэтому преодоление депопуляции в современной России за 3-4 года через развертывание системы внеэкономической регуляции рождаемости. «Структура оздоровляющих мер должна состоять на 20% из усилий по повышению уровня жизни и на 80% - качества жизни. В первую очередь – это достижение социальной справедливости в обществе и нахождение смысла в жизни.»
Ряд федеральных законов, принятых в последнее время направлены на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей.
Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.
А также мер только по увеличению финансирования медицины недостаточно для увеличения демографического кризиса в России. Разумеется, это направление развивать обязательно надо, это добавит несколько лет жизни россиянам, в особенности непьющим. Однако дорогостоящие меры такого рода будут малоэффективными, пока не будут устранены основные "черные дыры", в которые с огромной скоростью "уходит" население России: крепкие спиртные напитки и тяжелые наркотики.
До каких же пределов
Пора осознать, что нация не
может воспроизводить себя в
истории и вне воспроизводства
основ своего национального бытия в истории.
Не только вне благоприятных социально-экономических
условий, но и вне национальных условий
как таковых – тех самых, которые определяются
как раз национальными формами жизни в
истории, начиная от развитых форм национального
сознания и самосознания и кончая формами
национального единства и национально
солидарных способов действия в истории.
Нация не может демографически быть, не
будучи до этого прежде нацией. А потому
и окрепнуть демографически можно, только
восстановив себя как духовно-национальную
общность.
Заключение
Общество, являясь саморегулирующей системой, в настоящее время практически не использует механизм саморегуляции по отношению к численности населения, не предохраняя ни от перенаселения, ни от вымирания.
Ответ на демографическую