Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:24, доклад

Описание

Несмотря на принимаемые меры по улучшению устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.

Работа состоит из  1 файл

дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.docx

— 18.06 Кб (Скачать документ)

Введение

Российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.

В качестве базовой  ценности нашего общества, которое  стремится стать гражданским, признается семья, как основной институт общества, и дети, которым предстоит жить в России. В любом государстве  и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые  по разным причинам остаются без попечения  родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

В настоящее время  в обыденной речи и в теоретических  исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и  социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты - это  дети в возрасте до 18 лет, у которых  умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который  имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся  о нем. В этом случае заботу о детях  берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Проблема социального  сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему  миру больницы, родильные дома, специальные  заведения заполнены брошенными младенцами.

Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. 75-80% из тех, что передаются на воспитание в семьи, оказываются взятыми под опеку и попечительство близкими родственниками.

В последние годы в стране в целом, под опекой и  попечительством находятся сейчас 49% детей, оставшихся без попечения  родителей.

Несмотря на принимаемые  меры по улучшению устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число  таких детей постоянно растет. Большая доля детей-сирот воспитывается  в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации  молодых людей к самостоятельной  жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство  сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.

Права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии с  требованиями норм международного права  ребенок, который временно или постоянно  лишен своего семейного окружения  или не может более оставаться в таком окружении, имеет право  на особую защиту и помощь, предоставляемые  государством (статья 20 Конвенции о  правах ребенка). В Российской Федерации  задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального  развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в  современном обществе.

Итак, меры государственной  поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в  возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным  законом «О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей».

1.Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривают прием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Лица данной категории  зачисляются на полное государственное  обеспечение до окончания ими  государственного или муниципального учреждения начального, среднего и  высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов  по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся  в данном образовательном учреждении, а также выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. 
2. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.  
3.  Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно - оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно - курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно. 
4.  Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является вопрос обеспечения жилой площадью.

Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под  опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в  образовательном учреждении или  учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях  всех видов профессионального образования  независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных  Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения  детей в родные семьи; производится подбор лиц для осуществления  функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль за проживанием детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, заменяющим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего  отдыха детей.

В Российской Федерации существует много проблем в сфере обеспечения  полноценной жизнедеятельности  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  могут быть решены на областном уровне: это, так же, организация отдыха, оздоровления и занятости детей, поддержка, одаренных детей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Проблема социального сиротства  является одной из наиболее острых проблем детства. Проблема социализации детей, оставшихся без попечения  родителей в детских домах  и школах-интернатах не дает возможности  полноценно подготовить этих детей  к самостоятельной жизни после  выхода из детского дома. В связи  с этим на первый план выступает  проблема воспитания детей в приемной семье на основе опеки, попечительства, усыновления.

Органами опеки и попечительства в соответствии с этими законами являются органы местного самоуправления.

В федеральных, региональных законах  и программах, посвященных социальной поддержке населения постоянно  предпринимаются попытки решения  вопросов социальной защиты семей, имеющих  детей под опекой, однако приходится констатировать, что в условиях постоянного  недофинансирования местных бюджетов эти вопросы решаются слабо. В  частности, это касается материальной поддержки детей находящихся  под опекой.


Информация о работе Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей