Детская беспризорность в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание

Проблема беспризорности и безнадзорности детей заслуживает самого серьезного и глубокого разговора, в котором должны принять непосредственное участие все заинтересованные стороны: законодатели, представители органов исполнительной власти, социальные работники, деятели науки и культуры, профсоюзного и общественного движения. Это необычайно острые, сверхактуальные проблемы ставит перед нами время, жизнь, которой мы живем, действительность, которая нас окружает.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
История беспризорности 5
Гражданская война 5
Отечественная война и послевоенные годы 6
1990-е и 2000-е годы 6
Последствия 7
Проблема детской беспризорности в современном российском обществе 8
Помощь беспризорным 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Источники 20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа - Детская беспризорность в современной России.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

Отдельного внимания заслуживает беспризорность, происходящая из семей мигрантов, особенно беженцев. И, если многие, упоминаемые причины, ведущие детей на улицу, в связи с коренными преобразованиями, имеют новые оттенки; то, согласно исследованиям ряда ученых, с беспризорными мигрантами наше государство на протяжении своей истории сталкивалось не раз. Данный аспект детской беспризорности изучался в трудах таких ученых, как А.Н. Кривоносов, В.В. Беляков, А.Ю. Рожков, М.Р. Зезина и др. Безусловно, предыдущими поколениями накоплен богатый опыт работы с данной категорией. Тем не менее, большинство авторов призывают к осторожности в его использовании. Еще одним фактором, толкающим детей на улицы, является их незанятость. Не секрет, что очень многим стали недоступны кружки, секции, клубы и другие учреждения культуры, досуга и спорта. С одной стороны, причиной этому стала непомерная (для бюджета многих семей) плата за их посещение, а с другой (что особенно характерно для сельской местности), отсутствие подобных учреждений и вовсе. Бывшим Министерством труда и социального развития РФ (в 2002 г.) отмечена нехватка почти в 2 раза учреждений и организаций подобного профиля. Здесь на помощь приходят общественные и частные организации; но, как отмечается специалистами, - "нужно проявлять большую избирательность в отношении подобных учреждений". Прежде всего, государство должно лицензировать их деятельность, координировать и методически обеспечивать их работу. На проблему повышения численности детей, посещающих учреждения дополнительного образования, государство уже обратило внимание. В Программе среднесрочного социально-экономического развития РФ на 2004 - 2006 гг., в разделе "Образование", конкретно представлена эта задача, причем основной акцент при этом делается на деятельность органов местного самоуправления.

Специалисты отмечают существование  проблемы мотивации детей к социально-значимой деятельности. Именно эмоциональное  благополучие, чувство защищенности, возможность проявления собственных  инициатив в кругу единомышленников, друзей и партнеров, возможность общественного признания, морального и материального вознаграждения за свой труд - вот то, что сможет привлечь современных подростков к социально-значимой деятельности, в том числе - привести детей в ориентированные на них учреждения и организации. Любому подростку свойственно стремиться быть в компании, коллективе, но, к сожалению, для каждого десятого ребенка такой коллектив могут составить "дети улицы". Наряду с ограниченной возможностью для многих детей посещать досуговые учреждения, существует и другая проблема. Это неконкурентоспособность подростков и молодежи на рынке труда. Статистика показывает, что последнее время число детей 14-15 лет, покинувших образовательные учреждения, возросло. Несомненно, это дети, имеющие трудности в обучении, поведении, дети из малообеспеченных семей, а также дети из асоциальных семей. По данным МВД, каждый четвертый ребенок, совершивший преступление, нигде не учится и не работает.

Ряд исследователей и  практиков (Г.Н. Карелова, А.Н. Кривоносов, Б. Гусев и др.) сетуют на то, что школа практически утратила, свою, когда-то основную, социализирующую роль. По сути, реформы привели к тому, что школа стала только учить и перестала воспитывать. Практически утрачены связи школы с семьей, бывшие когда-то эффективным механизмом выявления и предотвращения детской безнадзорности и беспризорности. Специалисты, особенно практики, все чаще упоминают еще об одной проблеме - трудностях в реабилитационной работе с детьми. В основном, это острая нехватка реабилитационных учреждений для детей и подростков. Для преодоления сложившейся ситуации было принято решение переориентировать (реорганизовать) ряд детских учреждений (в основном, социальных приютов) в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Однако, как отмечает Б.Гусев "этого не хватило бы для того, чтобы удовлетворить социальные потребности даже половины детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Еще одним перспективным  механизмом работы с детьми, хотя и  находящимся в стадии эксперимента с участием десяти регионов России, является банк данных социально-неблагополучных семей. Основной целью банка данных признается создание объективной картины распространения детей, находящихся в социально опасном положении. Это позволит провести мониторинг и на его основе планировать распределение финансовых средств и правильно развивать сеть учреждений.

Наконец, существует еще  одна проблема, тормозящая эффективность  всей проводимой работы. Снеговский В.Я. определил ее не иначе, как "межведомственная разобщенность". Действительно, государственных структур, ответственных за решение проблем детства и молодежи, непозволительно много для страны с таким "скромным" бюджетом. Отсюда несогласованность, а зачастую и дублирование действий, и хуже того - недосмотр. А ведь это ребенок, который, через сравнительно небольшое время станет полноправным гражданином, нацеленным на активность, труд и творчество, повышающим конкурентоспособность российского общества и, соответственно, российского государства.

Помощь беспризорным

Анализируя современную ситуацию, можно подчеркнуть, что, несмотря на то, что в России пробелы в законодательстве заполняются очень медленными темпами, изменения в лучшую сторону все-таки есть. Так, приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), увеличены штрафы за употребление пива в общественных местах. Если торговая точка продаст подростку пиво в неположенном месте, то платить придется уже от 200 до 300 МРОТ (20-30 тыс. рублей), и товар будет конфискован. Продажа пива несовершеннолетним или в запрещенных местах грозит лишением лицензии, конфискацией товара. И самое главное – штраф в огромном размере выплачивает не только юридическое лицо, но и продавец (физическое лицо). Этот шаг достаточно новый для России, так как раньше взыскания налагали только на владельцев торговых точек. Если взрослый будет распивать пиво «на людях» с несовершеннолетним, то ему грозит штраф в размере от 1 до 3 МРОТ(100-300 руб.).

Традиционным в России стало проведение акции «Детский телефон доверия», задача которого – приучить несовершеннолетних самостоятельно получать юридическую помощь.

Новгородский городской  центр выявляет семьи «группы  риска», оказывает им адресную помощь, осуществляет социальный патронаж. На каждую такую семью составляется социальный паспорт, индивидуальный план реабилитации. В Тюменской и Камчатской областях ведутся рубрики в местных газетах и на телевидении, регулярно организуются выступления специалистов средств массовой информации о воспитательном процессе, основах родительско-детских взаимоотношений, формировании хорошего семейного микроклимата.

Для поддержки одаренных  детей и социально уязвимых категорий  семей в Калужской области  за счет средств программы «Одаренные дети» ведется работа по учреждению социальных стипендий для одаренных  детей, обучающихся в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, присуждаются стипендии имени выдающихся музыкантов, композиторов, художников, литераторов.  
В Санкт-Петербурге создан Центр профилактики наркомании, партнером которого является ЮНИСЕФ. Одним из подразделений Центра является молодежный клуб «Ровесник», созданный в 1999 году. Каждый участник клуба заключает договор – с тем, чтобы родители знали о местонахождении ребенка после школы. Дети участвуют в творческих мастерских, занимаются игротехникой, рассказывают ровесникам о том, как побороть вредные привычки. Они дважды в неделю посещают детский дом № 26. Совместно с детьми играют, ставят спектакли, помогают друг другу. 
По инициативе Департамента образования г. Москвы успешно функционируют образовательные учреждения общественных родительских объединений, «Совет отцов», «Обеспокоенные родители», «Чужих детей не бывает», «Школа молодых родителей». Были созданы городские и окружные советы по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений. Сотрудники Российской государственной детской библиотеки разработали Информационно-поисковую систему «досуг детей», в которой содержится информация о 426 организациях г. Москвы, предоставляющих детям более 2300 досуговых услуг. Московские власти вдохновили компьютерщиков на создание компьютерной ролевой игры «СПИД.exe», целью которой является научить несовершеннолетних предохраняться от смертельного вируса. Кроме того, в Москве появились автобусы консультаций, которые осуществляют рейды с участием специалистов-медиков – нарколога и психолога. Муниципальной милицией (МВД) осуществляются более 15 всероссийских оперативно-профилактических мероприятий, особенно в летний период в ходе операций «Курорт», «Подросток», «Игла», «Семья».

С 2002 года начали функционировать специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в Чувашской Республике, Мурманской, Пермской, Читинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, учреждения открытого типа в Кемеровской, Пермской областях. Также развивается сеть кадетских образовательных учреждений, школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, обеспечивающих создание основ для подготовки детей и подростков к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. В Москве, Башкортостане, Карелии, Алтайском крае, Архангельской, Владимирской, Калининградской, Курганской, Московской, Новгородской, Оренбургской, Пермской, Псковской, Челябинской областях осуществляются меры по созданию более 18 экспериментальных площадок по развитию семейных форм устройства детей, лишенных родительского попечения.  
По опыту деятельности органов местного самоуправления в Самарской области и оздоровительного центра по ранней профилактике беспризорности, наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи были созданы спортивные лагеря на базе лицеев и организованы летние лагеря в селе Алексеевка Самарской области и военном поселке Черноречье. Руководством организации были заключены несколько десятков договоров с различными организациями. По договору с Волжским казачьим войском несовершеннолетние могут бесплатно заниматься конным спортом, по договору с центром кинематографии «Художественный» – бесплатно ходить на сеансы, с выставочным комплексом Радуга» и музеем имени Петра Алабина – посещать выставки и экспозиции. По договору с областной больницей им. Калинина – работать санитарами и получать зарплату. Кроме того, ряд соглашений с учебными заведениями предусматривает обучение и получение стипендий от Управления спортивных сооружений. 
В связи со снижением возраста беременных женщин в Калужской области, Калужском областном центра социальной помощи семьи и детям «Доверие» совместно с медицинскими учреждениями реализуется программа «Юная мама». Данная программа осуществляется учреждениями социального обслуживания в работе с безнадзорными и беспризорными детьми и их семьями. Она предусматривает консультирование, принятие родов, обучение необходимым навыкам юной мамы по уходу за ребенком и приобретение специальности в течение года.

В социальном реабилитационном центре для несовершеннолетних «Гармония» г. Вязьмы Смоленской области существуют подобные методы работы по профилактике социального сиротства и беспризорности. Руководство центра составляет программу индивидуально ориентированной помощи для каждого. Логопеды, музыкальные терапевты, диетологи, психологи работают с беременными девочками и девушками. После рождения малыша начинается работа с ребенком. Для возраста малышей от нуля до года центр патронирует семьи, помогают маме стать мамой. От года до трех лет функционирует группа ранней социализации. В эту группу принимают детей обязательно с теми, кто осуществляет уход за ними: мамы, бабушки, папы, няни. Для возраста детей от 3 до 6 лет осуществляется программа «Психолого-педагогическая санаторная группа с медицинским сопровождением». Затем следует программа «Социальная адаптация к школе», внимание уделяется подготовке ребенка к стрессам в школе. В соответствии с программой для школьников вторых классов «Дети с проблемами в обучении, поведении и здоровье» с каждым учебным заведением заключается договор, по которому центр проводит диагностику, работает с учителями, родителями, с потенциальной группой детей риска. В случае необходимости они в отрыве от школы проходят месячный курс оздоровления. Таким образом, примеров эффективной работы не только в Москве, но и в регионах России множество. Однако все-таки надо устранять не следствие, а причину детской беспризорности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, детская  беспризорность является одной из наболевших проблем, с которыми столкнулось  государство и общество в последнее время. В минувшее десятилетие борьба с этим явлением стала приоритетной задачей, поставленной и решаемой на всех возможных уровнях. Надо отдать должное проведенной работе: как отмечает статистика, беспризорность перестала носить стихийный и массовый характер. Но это вовсе не означает, что проблему удалось решить. Сегодня перед государством и обществом поставлены новые задачи, без комплексного решения которых проблему детской беспризорности преодолеть не удастся. Поэтому совершенно ясно, что основная работа по искоренению этого явления еще впереди.

 

Источники

  1. Е.С. Шахова // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2007. № 9.
  2. Е.С. Бороздина // Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 3.
  3. Е.С. Бороздина; отв. редактор С.Г. Емельянов // Молодежь и ХХI век. В 2-х ч. Ч. 2. Курск: Курск. гос. тех ун-т, 2007.
  4. Е.С. Бороздина; под ред. С. Г. Емельянова и др. // Теоретические аспекты и правоприменительная практика российского законодательства. Курск: Курск. гос. тех ун-т, 2007.
  5. Бороздина Е.С. Детская безнадзорность в первые годы советской власти (1917-1922 гг.) // Теоретические аспекты и правоприменительная практика российского законодательства. Курск. гос. тех. ун-т. Курск, 2007.
  6. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 20 (176). С.
  7. Ресурсы сети Интернет:
    • http://www.besprizornie.ru/
    • http://assistance.foxline.ru/pesp.htm.
    • http://library.by/
    • http://www.zpu-journal.ru/zpu/2004_1/Kamaldinova/16.pdf
    • http://index.org.ru/journal/17/rudov.html
    • http://demoscope.ru/weekly/2003/0113/tema01.php
    • http://besprizornik-news.com/
    • http://www.tppdetfond.ru/
    • http://shkolazhizni.ru/authors/karina2007/  



Информация о работе Детская беспризорность в современной России