Девиантное поведение личности: понятие, социологические теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 19:20, контрольная работа

Описание

Для того чтобы понять соотношение личности и общества необходимо уточнить эти понятия и проанализировать их взаимосвязь. Эти два понятия неразрывно связаны между собой и оказывают друг на друга определенное влияние. Общество, среда обитания человека и социальная система воздействуют на него, но и сам человек своими активными действиями может изменять и среду обитания, и социальную среду, в которой он находится.

Содержание

Введение.
Социологическое понятие личности. Социальные статусы и роли личности.
Социализация личности: понятие, этапы и агенты. Правовая социализация личности.
Девиантное поведение личности: понятие, социологические теории.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Личность и общество.docx

— 40.06 Кб (Скачать документ)

  

     Теория  дифференциальной ассоциации подтверждает правильность старинной поговорки: «Из хороших компаний выходят хорошие парни, а из дурных – плохие». Этому принципу, например, следуют охранники в тюрьме, старающиеся ограничить общение заключенных, за которыми они надзирают. Согласно этому же принципу, тюремное заключение может привести к явно отрицательным последствиям, если поместить юных правонарушителей в одну камеру с закоренелыми преступниками.

   В плюралистических обществах, где сосуществует множество субкультур, у различных групп населения могут быть различные взгляды и мотивировки поведения. Социолог Вальтер Б. Миллер, основываясь на этом принципе, провел исследования девиантного поведения в среде молодежи из низших социальных слоев. Он определял их поведение как адаптацию к культурным образцам, приобретенным такими людьми в процессе их социализации в гетто и внутригородской среде. Культура низших слоев, по Миллеру, придает огромное значение ряду таких «первостепенных» принципов, как нарушение общественного спокойствия (приветствуются стычки с полицейскими, школьным начальством, социальными работниками и т.д.); доказательство своей «крутизны» (наличие физической силы и умение побеждать в драке); наглость (способность перехитрить, надуть, оставить в дураках других людей); азарт (поиск острых ощущений, стремление к риску, игра с опасностью); судьба (вера в то, что большинство важнейших событий в жизни не поддается контролю, что миром правят случай и судьба); автономия (желание освободиться от внешнего контроля и принуждения). Хотя все эти принципы не являются внутренне или обязательно преступными, следование им создает ситуации, в которых высока вероятность использования моделей поведения, носящих противозаконный характер. Так, желание выглядеть «крутым» влечет за собой словесные оскорбления других и физическое насилие над ними, а стремление к острым ощущениям может привести индивида, например, к угону автомобиля.

 Теория  культурного переноса показывает, что социально порицаемое поведение может вызываться теми же процессами социализации, что и социально одобряемое. Эта теория позволяет понять, почему количество случаев девиантного поведения изменяется от группы к группе и от общества к обществу. Но с ее помощью нельзя объяснить некоторые формы девиантного поведения, особенно тех правонарушителей, которые не могли заимствовать у других ни способы, ни подходящие дефиниции и взгляды. Примерами этого могут служить злостные нарушители финансовых соглашений; изготовители фальшивых чеков; люди, случайно нарушившие закон; непрофессиональные магазинные воришки; люди, совершающие преступление «на почве любви». Индивиды могут попадать в одни и те же ситуации, но воспринимать их по-разному, с различными результатами. 

     Теория  конфликта. Сторонники теории культурного  переноса подчеркивают, что для индивидов, принадлежащих к различным субкультурам, характерны несколько различающиеся  модели поведения, поскольку процесс  их социализации базируется на различных  традициях. Приверженцы теории конфликта согласны с этим положением, но пытаются ответить на вопрос: «Какая социальная группа сумеет выразить свои принципы в законах общества и заставить членов общества подчиняться этим законам?» Поскольку институциональный порядок вызывает столкновение интересов основных групп – классов, полов, расовых и этнических групп, организаций бизнеса, профсоюзов и т.п., возникает еще один вопрос: «Кто получает львиную долю преимуществ от конкретной социальной системы?» Или другими словами: «Почему структура общества дает преимущества одним социальным группам, а другие группы остаются в невыгодном положении и даже клеймятся как преступающие закон?»

 В  теории конфликта многое справедливо.  Совершенно очевидно, что составляют  законы и обеспечивают их исполнение  облеченные властью индивиды  и социальные группы. Вследствие  этого законы не являются нейтральными, но служат интересам определенной  социальной группы и выражают  основные ее ценности. Однако, во-первых, по мнению критиков теории  конфликта, подобные интуитивные  догадки не удовлетворяют требованиям  научного исследования. Например, по  словам социолога Стентона Уиллера, разработка теории конфликта и повторное открытие Маркса задали новое направление нашему пониманию девиации, но создается «сильное впечатление, что все эти достижения являются не более чем риторическими».

 

     Теория  стигматизации. Сторонники теории стигматизации (от греч. stigmo - клеймо) взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной жизнью, и с успехом навешивают отрицательные ярлыки на нарушителей этих норм. Их интересуем процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное.

Приверженцы теории стигматизации Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон утверждают, что, во-первых, ни один поступок сам по себе не является криминальным или некриминальным, по сути. «Отрицательность» поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Отклонение всегда есть предмет социального определения. 

У теории стигматизации есть свои критики. Во-первых, хотя теория стигматизации позволяет  понять, как индивиды становятся «профессиональными»  нормоотступниками, она не показывает, какие исходные факторы вызвали девиантное поведение. 

 

 Можно  резюмировать, что ни одна социологическая теория не дает полного объяснения девиантному поведению. Каждая высвечивает какой-то один важный источник отклонения поведения от нормы. А девиантное поведение может принимать множество форм. На мой взгляд, следует тщательно анализировать каждую форму девиации для определения задействованных в ней специфических факторов. 

5. В заключении хотелось бы заметить, что, безусловно, главными факторами, которые определяют процесс формирования личности,  являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы проявляются в процессе социализации личности.

  У человека, по мнению ряда исследователей, поведение более чем на 80% - социально приобретаемое. А чем больше в своем поведении живое существо руководствуется инстинктами, тем меньшую роль в его «научении» принимают родители. Так, у насекомых, функцию родителей выполняет природа. Период подготовки к взрослой жизни в наибольшей степени затянут у человека. Ранее считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Почти треть своей жизни человек учится жить в мире общественных отношений.

     В процессе этого реализуются социальные отношения. По сути это отношения, складывающиеся между людьми, которые состоят, в  том числе, в разных социальных группах.  Они взаимодействует друг с другом в условиях данного общества.

     Все, что делает человек, является результатом  социальных отношений, он постоянно  воспроизводит эти отношения. И  если человек в чем-либо преуспел, то, значит, прежде всего, он сумел преуспеть  в построении отношений с другими  индивидами.

     Можно заключить, что взаимоотношения  личности и общества следует рассматривать  и  как деятельность общества,  и как деятельность личности, которая  в определенных социальных условиях удовлетворяет свои потребности  и при этом преследует определенные личные цели.  
 

Список  использлванной литературы. 
 

  1.  Андреева  Г.М. Социальная психология. М., 2004. Гл. 15-18.
 
  1. Волков  Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология. М., 2000, Гл.3.
 
  1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва: Центр, 1997.
 
  1. Солодовникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // СОЦИС. 2007. № 2.
 
  1. Социология: Учебное пособие.-2-е изд., доп. - Екатеринбург: Издательский дом "Уральская государственная  юридическая академия", 2009.
 
  1. Социология: Учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
 
  1. Филонов Л.Б. (2001) Детерминация возникновения и  развития отрицательных черт характера  у лиц с отклоняющимся поведением//Психология формирования и развития личности/ Под ред. Л.И.Анцыферовой.
 
  1. Фролов  С.С. Социология, М., 2000.

Информация о работе Девиантное поведение личности: понятие, социологические теории