Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2012 в 16:43, курсовая работа
Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин “отклонение” означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
Существует отдельная отрасль социологии, которая занимается вопросами отклоняющегося поведения, она получила название социология девиации.
«Общепринятое сегодня определение звучит следующим образом: социология девиации – это наука о поведении индивида, в правовом или этическом плане не соответствующем общественным нормам…
1. Программа социологического исследования
1.1. Методологический раздел программы
1.2. Процедурный раздел программы
2. Характеристика выборочной совокупности
3. Основные результаты пилотажного исследования
4. Методический анализ инструмента исследования
5. Список использованной литературы
6. Приложение
6.1. Приложение 1. Итоговая анкета
Не смотря на то, что употребление наркосодержащих веществ менее распространено среди школьников, именно среди них обнаружилось 6,7% (1 человек) тех, кто состоит на учете в наркодиспансере, среди студентов техникума таковых не обнаружилось.
Анализ полученных данных позволил выявить наиболее известные для студентов техникумов и школьников виды наркосодержащих веществ. Для этого был составлен ранжированный ряд информированности студентов техникума о тех или иных видах наркосодержащих веществ и ранжированный ряд для группы школьников (Таблица 5а, таблица 5б).
Таблица 5а
Информированность студентов техникумов о тех или иных видах наркосодержащих веществ (в абсолютных числах и % от числа опрошенных в каждой группе)
Виды | Учащиеся техникумов | |
| В абсолютных числах | В % |
1.марихуана | 11 | 73,3 |
2-3. «травка» | 4 | 26,7 |
2-3. другие виды | 4 | 26,7 |
4.гашиш | 3 | 20 |
5-6. героин | 2 | 13,3 |
5-6. кокаин | 2 | 13,3 |
Таблица 5б
Информированность школьников о тех или иных видах наркосодержащих веществ (в абсолютных числах и % от числа опрошенных в каждой группе)
Виды | Учащиеся школ | |
| В абсолютных числах | В % |
1.марихуана | 14 | 86,7 |
2-4. «травка» | 2 | 13,3 |
2-4. конопля | 2 | 13,3 |
2-4. другие виды | 2 | 13,3 |
Итак, опрошенные больше всего информированы о марихуане. Среди учащихся техникума о марихуане слышали 73,3%; среди учащихся школ – 86,6%. На втором месте стоит «травка»: среди учащихся техникумов о «травке» слышали 26,7% опрошенных, среди школьников – 13,3%. О героине и кокаине в группе студентов техникума слышали по 13,3% опрошенных, среди школьников таковых не обнаружилось. Но в то же время в группе студентов не слышали о конопле, тогда как среди школьников о конопле информированы 13,3%. В общей сложности получается, что студенты техникума более информированы о различных видах наркосодержащих веществ и это дает нам основание утверждать, что наркомания в большей степени распространена среди студентов техникума.
Что касается информированности о местах, где желающие могут приобрести наркотики, было выявлено (таблица 6), что большинство студентов - 86,7% не знают, где распространяются наркотики, также большинство школьников – 93,3% не информированы о таких местах. Но не смотря на это, 13,3% от числа опрошенных в группе студентов техникума знают о местах распространения наркосодержащих веществ, среди школьников этот процент равен 6,7. Эти цифры дают нам право сказать о том, что о местах, где желающие могут приобрести наркотики, больше информированы студенты, хоть и всего на 6,7%.
Таблица 6
Информированность учащихся техникума и школ о местах, где желающие могут приобрести наркотики (в абсолютных числах и % от числа опрошенных).
Информированность учащихся | Учащиеся техникумов | Учащиеся школ | ||
| В абсолютных числах | В % | В абсолютных числах | В % |
Информированы | 2 | 13,3 | 1 | 6,7 |
Не информированы | 13 | 86,7 | 14 | 93,3 |
В таблице 7 представлены мотивы употребления спиртных напитков в зависимости от типа учебного заведения.
Таблица 7
Мотивы употребления алкоголя, наркотиков в зависимости от типа учебного заведения.
Мотивы употребления | Учащиеся техникума | Учащиеся школ | ||
Необходимость расслабиться после тяжелого учебного дня | 5 | 33,3 | 2 | 13,3 |
Любопыство, жажда новых ощущений | 6 | 40 | 5 | 33,3 |
Желание быть раскованным в компании друзей, приятелей | 2 | 13,3 | 3 | 20 |
Одиночество | 4 | 26,7 | - | - |
Желание уйти от проблем в личной жизни, в семье, на работе, в учебе | 8 | 53,3 | 8 | 53,3 |
Желание забыться в связи с пережитой личной трагедией (смерть родного, близкого человека, несчастный случай, приведший к утрате трудоспособности и т.п.) | 1 | 6,7 | 1 | 6,7 |
Давление со стороны близкого окружения | 2 | 13,3 | 1 | 6,7 |
Разочарование в жизни, отсутсвие жизненных перспектив | 4 | 26,7 | 1 | 6,7 |
Сложившаяся привычка, зависимость | 2 | 13,3 | 1 | 6,7 |
Нечем заняться | 2 | 13,3 | 2 | 13,3 |
Другая причина | - | - | - | - |
Итак, среди мотивов употребления алкогольных напитков и наркотиков большинство опрошенных в обеих группах назвали желание уйти от проблем в личной жизни, в семье, на работе, в учебе – по 53,3%; среди студентов техникума преобладает такой мотив, как необходимость расслабиться после тяжелого учебного дня – 33,3%, в группе школьников такой мотив выбрали только 13,3%, что в 2,5 раза меньше, чем в первой группе. Также среди студентов больше тех, кто согласился с таким мотивом, как любопытство, жажда новых ощущений – 40%, и с таким мотивом, как одиночество – 26,7% (в группе школьников согласившихся с таким мотивом, как одиночество не обнаружилось). Обнаружилось, что студенты начинают употреблять наркотики и алкоголь, так как чувствуют давление со стороны близкого окружения – 13,3%. Также среди студентов больше тех, кто разочаровался в жизни – 26,7%. Часть школьников же (20%) начинают употреблять алкоголь и наркотики потому, что желают быть раскованными в компании друзей, приятелей. Безусловно, эти данные позволяют нам говорить о том, что наиболее серьезные мотивы встречаются у студентов техникума.
Также респондентам задавался вопрос: «Имеется ли у Вас судимость?». Полученные данные приведены в таблице 8.
Таблица 8
Наличие судимости учащихся техникума и школ (в абсолютных числах и % от числа опрошенных в каждой группе)
Наличие судимости | Учащиеся техникумов | Учащиеся школ | ||
| В абсолютных числах | В % | В абсолютных числах | В % |
Имеется судимость | 1 | 6,7 | - | - |
Нет судимости | 14 | 93,3 | 15 | 100 |