Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – анализ проблем девиантного поведения подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность девиантного поведения;
определить содержание девиантного поведения;
проанализировать социально-психологические проблемы девиантного поведения подростков;
рассмотреть социально-педагогические проблемы девиантного поведения детей

Содержание

Введение 5
1 Сущность и содержание девиантного поведения 8
1.1 Понятие девиантного поведения 8
1.2 Сущность девиантного поведения 13
2 Проблемы девиантного поведения подростка в современном обществе 21
2.1 Социально-психологические проблемы девиантного поведения 21
2.2 Социально-педагогические проблемы девиантного поведения 32
Выводы и рекомендации 43
Библиографический список 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа - девиантное поведение как проблема социальной работы.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Выводы и рекомендации

Изменения, происходящие сегодня в  нашем обществе, выдвинули целый  ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения. Причины отклонений в поведении человека возникают как результат политической, социально-экономической и экологической не стабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей.

Обобщенные результаты позволили сформировать следующие  выводы:

Что девиантное, или отклоняющееся, поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.

Отклоняющееся поведение как категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативом.

В профилактики и преодолении девиантного поведения необходима правильная диагностика причин и мотивов поступков, изучение типичных признаков отклонений, умение отделить случайные внешние проявления от существенных изменений в сознании, чувствах и поведении учащихся точный диагноз позволяет правильно выбрать оптимальную методику оказания социальной помощи детям с девиантныи поведением, обеспечивающую торможение отрицательных и усиление положит, тенденций в его поведении.

Проведенное исследование выводит  нас на ряд актуальный проблем, требующих  своего разрешения, в частности, необходимо более детальное исследование в предупреждении и профилактике девиаций подростков в социальной сфере.

 

 

Библиографический список

  1. Аккерман Н. Роль семьи в проявлении расстройств у детей // Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост. Э.Г. Эйдимиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – с. 287-307.
  2. Айхорн А. «Трудный подросток». – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – с. 304.
  3. Алфимова М.В., трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Психология. – 2000. – с. 112-123.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – с. 378.
  5. Баенская Е.Р.Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии. - первое издание. - М: УРАО, 2001. – с. 88.
  6. Бандура А., Уолтрес Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.- (Основные направления психологии в классических трудах).
  7. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – с. 239. - (Коррекционная педагогика).
  8. Девиантность и социальный контроль в России (XIX – XXвв.): Тенденции и социологическое осмысление. – СПб., 2000. – с. 56-60.
  9. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: Пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 2000. – с. 287.
  10. 3мановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с. 288.
  11. Зотова О.И Проблемы отклоняющегося поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, - с. 343-365.
  12. Клейберг. Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное – пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт - М», 2001.- с. 160.
  13. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности / / Воспитание школьников. - 1998. - с. 2-5.
  14. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктивное поведение в современном мире). – Новосибирск, 1990. – с. 56.
  15. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. – с. 992: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  16. А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, - Екатеринбург: Деловая книга, 1998г. – с. 65.
  17. Кудрявцев В.Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник Российской академии наук. – 1999. – Т. 69. - №9. – С. 790-797.
  18. Львова М. В. Социально – психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2000. - с. 94.
  19. Москвичев В.В. Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы. - М.: Российский благотворительный фонд «НАН», 2000. – с. 148.
  20. Немов Р.С. психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – КН. 2: Психология образования. – с. 608.
  21. Обухова Л. Ф. «Возрастная психология», Москва, Российское педагогическое агентство, 2000 г.
  22. Основы генетики: Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г.Издано: 2005, Владос. – с. 367.
  23. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: гуминит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256с.:ил.
  24. Пережогин ЛО., Девятова О.Е. Дети из социально-неблагополучных семей как объект профилактики злоупотребления ПАВ / / Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2003. – с. 153-154.
  25. Психология подростка. Учебник. Под редакцией членакорреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – с. 480. - (Серия «Мэтры психологии»).
  26. Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодёжью. Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей. М., 2002 – с. 5-13.
  27. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003. - с.115.
  28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М., 2003. – Кн.1. – с. 215.
  29. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. – М., 2000. – с. 127.
  30. Румянцева Т.Г Понятие агрессивности в соовременной зарубежной психологии / / Вопросы психологии. - 1991. - NQ 1. - с. 81-88.
  31. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-профилактическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». 2000. – с. 96
  32. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста./Методические рекомендации в помощь педагогам - практикам. - М., 1991.- С.16.
  33. Смирнова Е.О, Хузеева Г Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии, 2002. - NQ 1. - с. 17-26.

1 Кравченко А.И. Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, - Екатеринбург: Деловая книга, 2008г. – С. 10.

2 Львова М. В. Социально – психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2000. - С. 13.

3 Москвичев В.В. Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы. - М.: Российский благотворительный фонд «НАН», 2000. – С. 25.

4 Клейберг. Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное – пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт - М», 2001.- С. 16.

5 Обухова Л. Ф. «Возрастная психология», Москва, Российское педагогическое агентство, 2000 г.

6 Психология подростка. Учебник. Под редакцией членакорреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – С. 48.

7 Москвичев В.В. Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы. - М.: Российский благотворительный фонд «НАН», 2000. – С. 14.

8 Мастюкова Е.М., Московкина А.Г.Основы генетики: Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Издано: 2005, Владос. – С. 67.

9 Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003. - С.11.






Информация о работе Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы