Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:45, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование причин и способов преодоления антиобщественных форм девиантного поведения студенческой молодежи в России.
Введение………………………………………………………………………………….. 3
Глава I Теоретико-методологический подход к изучению девиантного
поведения студенческой молодежи……………………………………… 5
1.1 Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный
контроль над девиантным поведением………………………………………….. 5
1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой
среде современного общества…………………………………………………… 16
1.3 Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного
российского общества…………………………………………………………… 18
Глава II Социокультурные девиации современного российского студенчества
в условиях переоценки ценностей………………………………………. 21
2.1 Адиктивные формы отклоняющего поведения………………………………. 21
2.2 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди
российской студенческой молодежи……………………………………………. 26
Заключение………………………………………………………………………………. .
В девиантном поведении выделяю особый его тип – аддитивное поведение.
Аддиктивное поведение (addictive
behavior) - это злоупотребление различными
веществами, изменяющими психическое
состояние, включая наркотики, алкоголь
и курение табака, до того, как от них сформировалась
зависимость. В более широкой трактовке
определения аддиктивного поведения:
это "одна из форм деструктивного поведения,
которая выражается в стремлении к уходу
от реальности путем изменения своего
психического состояния посредством приема
некоторых веществ или постоянной фиксации
внимания на определенных предметах или
активных видах деятельности, что сопровождается
развитием интенсивных эмоций"[12] [8].
По существу речь идет о наркотических
веществах, включая алкогольные напитки
и табакокурение.
Общеизвестно, что особую опасность для
молодых людей в студенческой среде представляют
наркотики и алкогольные напитки.
Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Разновидностью наркомании является токсикомания. К распространенным наркотическим веществам относятся:
1. Морфий и героин –
алколоиды опиума;
2. Снотворные средства, включающие так
называемые барбитураты;
3. Гашиш (анаша, план, марихуана);
4. Стимулирующие средства, обладающие
эффектом возбуждения нервной
системы.
5. Кокаин – алколоид растения кока.
Наркомания – это
заболевание, которое выражается в
физической или психологической
зависимости от наркотиков, непреодолимом
влечение к ним, что постепенно приводит
организм к физическому и психологическому
истощению.
Наркомания имеет социальные последствия.
Для преступных элементов это
легкий путь добывания денег. Злоупотребление
наркотиками ведет к росту
смертности, и развитию целого «букета»
соматических и
психических заболеваний.
На почве наркомании совершаются преступления,
так как в состоянии
«ломки» наркоман способен на любое противоправное
действие. Приобретение наркотиков
становится фоном для совершения ряда
преступлений против личности: воровства,
грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно
влияет на потомство. Дети рождаются с
серьезными физическими и психологическими
отклонениями, что в свою очередь
ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует
как личность, так как рабская
зависимость от наркотиков заставляет
его совершать аморальные поступки.
Одной из психологических субъективных
причин наркомании является
неудовлетворенность жизнью в связи с
самыми различными обстоятельствами:
личными трудностями, недостатками социально-культурной
сферы,
неустроенный досуг, социальная несправедливость,
неустроенность быта, неудачами
в учебе или на работе, разочарование в
людях.
Значительное место в этнологии причин
наркомании занимает личность
наркомана. Имеются в виду демографические,
возрастные и социально-медицинские
аспекты. Среди наркоманов преобладают
мужчины. Другое важное обстоятельство
–
то, что этим недугом поражена, главным
образом, молодежь. Вот почему эта проблема
актуально именно для студенчества.
Основными мотивами наркомании и токсикомании
являются:
1. Удовлетворение любопытства
относительно действия
2. Испытание чувства принадлежности с
целью быть принятым определенной группой;
3. Выражение независимости, а иногда враждебного
настроения по отношению к окружающим;
4. Познание приносящего удовольствие
нового, волнующего или таящего опасность
опыта;
5. Достижение «ясности мышления» или «творческого
вдохновения»;
6. Достижение чувства полного расслабления;
7. Уход от чего-то гнетущего.
Питательной почвой
для наркомании является
как угощение, бесплатно, потом в долг,
затем требуют деньги.
Токсикомания – заболевание, вызванное
потреблением токсических веществ, т.е.
таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного
от крепкого чая – чигиря, вдыханием ароматических
веществ бытовой химии. В состоянии опьянения
кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации.
Не меньшую опасность представляют также
пьянство и алкоголизм.
Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм – патологическое влечение
к спиртному и последующее социально-нравственной
деградацией личности. Пьянство – это неумеренное
употребление алкоголя, которое наряду
с угрозой здоровью личности, нарушает
ее социальную адаптацию. Последние социологические
исследования и данные официальной медицинской
статистики показывают, что употребление
алкоголя достаточно широко распространено
в молодежной среде. С той или иной частотой
потребляют алкогольные напитки, согласно
личному признанию, около 82% людей в возрасте
12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь
начинает потреблять алкоголь, составляет
14 лет. Пьют алкогольные напитки (включая
пиво) ежедневно или через день 33.1% юношей
и 20.1% девушек. Пиво - наиболее любимый
молодежью напиток. Каждый третий подросток
в возрасте 12 лет употребляет пиво, а в
возрасте 13 лет - двое из каждых трех. Доля
злоупотребляющих спиртными напитками
в школах составляет 15.7%, в ПТУ - 24.4%, в техникумах
и колледжах - 33.7%, в ВУЗах - 32.4%[13].
[20]. Чаще всего мотивом пьянства в студенческой
среде является: развлечение, воздействие
ближайшего окружения, соблюдение питейных
традиций, празднование памятных дат,
супружеские, бытовые неурядицы, неприятности
с учебой.
Алкогольная зависимость формируется
постепенно и определяется сложными
измерениями, которые происходят в организме
пьющего человека. Влечение к
спиртному проявляется в поведение человека:
повышенная суетливость в
подготовке к выпивке, «потирание рук»,
эмоциональная приподнятость. Чем больше
«алкогольный стаж», тем меньше удовольствия
приносит выпивка.
На формирование алкоголизма влияет несколько
факторов: наследственные
факторы, характер, индивидуальные свойства
личности и особенности окружающей
среды. Развитию алкоголизма у молодежи
способствует ранее приобщение к спиртному
и формирование «алкогольного мышления».
Если человек страдает какой-то формой
олегофрении, врожденным физическим или
психическим заболеванием, то в этом случае
алкоголь выступает как компенсирующий
фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты
личности[14] [18].
Как отмечается в ряде современных исследований[15][10]
в студенческой среде наиболее распространено
злоупотребление алкоголем. На существование
данного явления в ВУЗе указали 59,1% опрошенных..
Причем, в большей степени данной девиации
подвержены студенты – сельчане (по сравнению
с представителями городской молодежи),
особенно те, кто проживает в студенческом
общежитии. Большинство студентов в качестве
основного фактора употребления спиртного
называют компанию, что закономерно вследствие
психолого-возрастных особенностей изучаемой
социальной группы.
На втором месте по распространенности среди студенчества находится делинквентное поведение (отметили 30% респондентов): воровство, рэкет и т.д. Результаты исследования [10] показали, что отношение студентов к противоправному поведению определяется их социокультурным окружением и уровнем дохода. Влияние социокультурной среды на поведение студентов выражается в том, что представители города, по сравнению с выходцами из села, более агрессивны, терпимее относятся к воровству. Среди них почти в два раза чаще встречаются те, кто полагает, что можно ударить человека только за то, что «по-другому до него не доходит». Студенты с высоким уровнем дохода, в большей степени, чем их малообеспеченные коллеги, оправдывают противоправные способы решения проблем (40,5% и 19,1% соответственно).
Так, например, на основании
анализа результатов
В структуре специфических девиаций современного
студенчества выделяют [11] нерегулярную подготовку
к занятиям, наличие задолженностей, платную
сдачу экзаменов и зачетов, грубость по
отношению к преподавателям. Подавляющее
большинство студентов среди прочих специфических
девиаций в ВУЗе отметили использование
шпаргалок на экзамене (94% опрошенных)
и пользование мобильным телефоном во
время занятия (91,7%). Это позволяет констатировать,
что данные явления постепенно из девиации
превратились в норму.
Например, в ходе исследования
[11] было установлено, что специфические
девиации студенчества определяются отношением
молодых людей к высшему
2.2 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди российской студенческой молодежи
С целью реализации социального контроля за поведением студентов, отечественными социологами[17][9] предлагается ряд способов предупреждения и коррекции девиантности в ВУЗе. Интересным в данной связи является способ, использующий функцию социального контроля.
Как было показано выше, определяющая роль в коррекции девиантного поведения принадлежит социальному контролю, в структуре которого выделяют три компонента[18][17]:
1. Человека, совершающего определенные поступки;
2. Норму, выступающую в качестве критерия девиантности;
3. Группы (или отдельного индивида), оценивающего поведение.
Соответственно этому разделению целесообразно использование трех способов предотвращения и коррекции девиантного поведения в студенческой среде.
Первый способ заключается в создании оптимальных условий для правовой и гражданской социализации студентов и подразумевает активизацию воспитательной и профилактической работы в ВУЗе. В качестве приоритетного направления данной работы должно быть создание системы профилактики различных видов девиантного поведения, включающей в себя целостное обеспечение процессов социализации студентов, организацию их досуга и «вторичной занятости», профессионального самоопределения. Важным аспектом здесь выступает опережающее воздействие на исключение причин возникновения девиантности, посредством влияния на ценностные ориентации студентов. В связи с этим актуальным представляется вовлечение студенческой молодежи в различные социальные акции, благотворительные мероприятия, позволяющие проявить лучшие качества данной социальной группы.
Второй способ предотвращения и коррекции девиантного поведения в студенческой среде связан с совершенствованием социальных норм и санкций в высших учебных заведениях. Как правило, социальный контроль здесь осуществляется с помощью «жестких» институциональных форм (экзамены, зачеты, ведение учета посещаемости) и предполагает использование преимущественно негативных санкций (выговор, предупреждение об отчислении). В целях совершенствования социального контроля, предполагается переориентироваться с негативных санкций на позитивные (материальное поощрение, благодарность), которые стимулируют интерес к учебе, способствуют развитию самоконтроля и тем самым препятствуют возникновению специфических девиаций.
Третий способ предполагает повышение ответственности всех уровней администрации ВУЗа. Это обусловлено спецификой деятельности администрации, которая устанавливает многие нормы и правила в ВУЗе, контролирует их соблюдение, вводит санкции за их невыполнение. В конечном итоге эта структура следит за уровнем преподавания в ВУЗе, оценивает поведение студентов и несет ответственность за их воспитательное, образовательное и культурное совершенствование.
Таким образом, социальный контроль в ВУЗе следует рассматривать как единый комплексный процесс, включающий в себя оптимизацию воспитательной и профилактической деятельности, совершенствование социальных норм и санкций, развитие самоконтроля студентов и повышение ответственности администрации.
Заключение
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. Отечественный социолог Я. Глинский считает источником девиации наличие в обществе социального неравенства, значительных различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп[19][1]. Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство). Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурных и других факторов. Особую остроту эта проблема приобретает в переходном обществе, где все сферы общественной жизни претерпевает серьезные изменения и происходит девальвация прежних норм поведения. По этой причине крайне важным для общественной системы в переходный период является социальный контроль за деятельностью отдельных личностей и социальных общностей, слоев, групп и т.п.
Информация о работе Девиантнтное поведение студенческой молодёжи