Диалектика биологического и социального в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 07:47, реферат

Описание

Участниками дискуссий вокруг этих проблем, имеющих многовековую историю, являются не только философы, но и представители специальных наук о человеке, а также общественные деятели. Мировоззренческая значимость таких дискуссий очевидна. Ведь в ходе их не только выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, но и вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ 8
ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ (СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ) 9
БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 17
ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 24

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, «я» есть сущностный элемент  структуры личности, это высший, регулятивно-прогнозирующий духовно-смысловой  ее центр. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его «я» он-то и служит основой внутренней самооценки и представляет собою то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть, каким мог бы быть, если бы хотел. Процесс соотнесения образа «я» с реальными жизненными обстоятельствами, результирующийся в мотивациях и направленности личности, служит базой для самовоспитания, то есть для постоянного процесса совершенствования, развития собственной личности.

     Человек как личность не есть некая законченная данность. Он процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Человек вопрошает себя: Кто я? Зачем я явился в этот мир? В чем смысл моей жизни, мое предназначение? Живу ли я согласно велениям бытия или нет? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Мировоззрение - это как бы мост, связывающий личность и весь окружающий ее мир.

     Одновременно  с формированием мировоззрения  складывается и характер личности - психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. «Только в характере  индивидуум приобретает свою постоянную определенность».

     Слово «характер», употребленное в качестве синонима слову «личность», означает, как правило, меру личностной силы, то есть силу воли, которая тоже есть результирующий показатель личности. Сила воли делает мировоззрение цельным, устойчивым и придает ему действенную силу. Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей обычно уважают и справедливо воспринимают как лидеров, зная, чего можно ожидать от такого человека.

     Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов, служа маяком для других. Он стремится к осуществлению не только объективно, но и субъективно оправданных целей, а энергия воли имеет достойное себя содержание. Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых целях, то он переходит в упрямство, становится, деформировано - субъективным. Упрямство - это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой.

     Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого  индивида как личности.

     Особым  компонентом личности является ее нравственность. Нравственная сущность личности «проверяется» на многое. Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. В такие моменты он превращается в марионетку социальных сил, и это наносит непоправимый ущерб цельности его личности. Люди по-разному реагируют на испытания: одна личность может «сплющиться» под ударами молота социального насилия, а другая - закалиться. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей «неличности», то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл «я». Только свободно проявляющаяся личность может сохранить чувство собственного достоинства. Мера субъективной свободы личности определяется ее нравственным императивом и является показателем степени развитости самой личности.

     В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного существа. Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в человеке не только его родовую сущность, но и уникальное, особенное в нем, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром уникальности.

     Разнообразие  человеческих индивидуальностей поразительно, и на этом уровне уникальность наблюдается даже у животных: кто хоть сколько-нибудь имел возможность наблюдать поведение нескольких животных одного вида в одинаковых условиях, не мог не заметить различий в их «характерах». Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним духовным миром, с особенным способом его бытия в мире, с манерой его поведения, общения с людьми и природой. Уникальность личностей имеет существенный социальный смысл.

     Что же представляет собой личностная уникальность? Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю  человеческого рода: ей свойственны и особенные признаки как представителю определенного общества с его специфическими социально-политическими, национальными и историческими традициями, формами культуры. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается.

     Но  это еще не все. Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и  разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности создают неповторимый личностный опыт - все это вместе и формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на свои составляющие: личность не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно, заменив его другим, она всегда обременена багажом своей биографии.

     «Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого  до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо». Можно ли в таком случае про кого-нибудь сказать, что у него вообще нет ничего своего? Нет, конечно. У конкретного человека всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему адекватно оценить ситуацию и себя в этой ситуации.

     Индивидуальность  не есть, конечно, некий абсолют, она  не обладает полной и окончательной  завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время индивидуальность - это самый устойчивый инвариант личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей жизни человека, скрывающаяся под множеством оболочек самая нежная часть его – душа 5.

     Какова  же значимость уникальных особенностей личности в жизни общества? Каким было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способностями? Представим себе такой мысленный эксперимент: все люди данного общества оказались каким-то искусственным образом перемешанными в однородную массу телесного и духовного, из которого рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую и мужскую части, сделала всех однотипными и во всем равными друг другу. Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество? Разнообразие индивидуальностей - существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности - это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность развития здорового, разумно организованного общества.

     Проблему  личности нельзя решать всерьез без  четкой философской постановки вопроса  о взаимосвязи личности и общества. В каких же формах она проявляется? Связь личности и общества опосредствована, прежде всего, первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда понятна его решающая роль - роль исключительно важной «клеточки» целостного социального организма, где личность складывается духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере созданное трудами предшественников.

     Непосредственные  формы общения, складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека. Через первичный коллектив идет «отдача» личного обществу и достижений общества - личности. И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов: будучи формирующим началом, для личностей, он сам формируется ими. Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверждается.

     Выполняя  ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль, имеющую в громадном спектре  разнообразных видов деятельности единую основу. В развитом коллективе человек поднимается до осознания значимости своей личности. Если коллектив, вбирая в себя личность, сам формируется своими членами, то цели этого формирования задаются ему обществом в целом. Здесь надо различать коллективы формальные (официальные) и так называемые неформальные (неофициальные). Последние объединяются, как правило, по интересам - это клубы, общества, секции, здесь связи между их членами характеризуются большей свободой личностных проявлений, отношениями дружбы, симпатии, в этих коллективах, как правило, выше творческое проявление сил.

     Ныне  при достаточно широко развитой социально-психологической  службе на предприятиях проводится политика создания трудовых коллективов, где  все их члены были бы объединены также по неформальным признакам: в данном случае речь идет о способностях людей, их собственной оценке своих возможностей и понимании каждым, что он действительно на своем месте и что он -необходимый, равноправный, равноуважаемый член коллектива. Но и в каждом формальном коллективе, функции человека не исчерпываются лишь его общественно заданной ролью, люди объединяются не только чисто производственными отношениями, а и другими интересами: политическими, нравственными, эстетическими, научными взглядами и мыслями, чаще же всего особенно близкими им житейскими проблемами.

     Поскольку, как уже сказано, каждый член коллектива - личность, индивидуальность со своим особым пониманием, опытом, складом ума и характера, постольку даже в самом тесно спаянном коллективе возможны разногласия и даже противоречия. В условиях наличия последних как раз и «проверяется на прочность» и коллектив, и каждая отдельная личность - дойдет ли противоречие до антагонизма, или оно будет преодолено общими усилиями к всеобщему благу

 

Биологическое и социальное в  истории становления  человека

     Изучение  законов взаимовлияния биологического и социального в человеке может приобрести истинно научное значение только в свете исторического метода, на протяжении всех главных этапов происхождения современного человека.

     По  существу, мы вступаем в область  неизвестного, когда обращаемся к  анализу эволюции гоминид, которая  имеет совершенно необычный характер, так как она шла под влиянием не только биологических законов, но и биосоциальных факторов.

     Очевиден  тот факт, что предки человека вышли  из недр животного царства по законам  генетической эволюции.

Известно, что принципиальное различие в работе головного мозга животных и человека связано с наличием у людей  второй сигнальной системы, представляющей собой систему речевых сигналов, с помощью которых обобщаются отдельные конкретные раздражения. Это этап сознания.

     Могучим фактором рождения и развития сознания стал труд. Использование орудий в  пределах первой сигнальной системы  свойственно многим видам животных. В условиях жизни вида, особи которого были способны к элементам целенаправленного планирования поведения, труд принял новую форму, он стал орудием воздействия на природу. Так возникла и стала развиваться общественная форма движения материи.

     В момент возникновения общественной формы движения материи возникла качественно новая форма связи  между поколениями. Если биологические  особенности первых гоминид записывались в генах и эволюционировали под  влиянием отбора мутаций и рекомбинаций, то все, что накапливалось в группах людей в форме общественного опыта, передавалось через влияние духовной и материальной культуры, вне связи с генетической наследственностью.

     Таким образом, возникла категория социального  наследования. В результате началась взаимообусловленная эволюция социального и биологического.

     Появление общественной формы движения материи  в корне изменило принципы приспособляемости  предков человека к условиям окружающей среды. Было утеряно приспособительное  значение многих структур и функций, столь важных для животных предков человека. В новых условиях побеждал не самый сильный, быстрый, с острыми когтями и т.д. Побеждали группы с наивысшим проявлением общественно - трудовой деятельности, связанной с развитием мозга.

Информация о работе Диалектика биологического и социального в человеке