Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 18:03, контрольная работа
Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие и общая характеристика дополнительного образования…….4
2.Функции дополнительного образования…………………………………8
3. Социальные проблемы дополнительного образования………………...9
Заключение………………………………………………………………….11
Список использованной литературы………………………………………13
Министерство
Образования и Науки Российской
Федерации Гуманитарный Университет
Социологический
факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине:
Социология образования
Тема:
«Дополнительное образование».
Зборовский Г.Е.
г. Екатеринбург.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и общая характеристика дополнительного образования…….4
2.Функции дополнительного образования…………………………………8
3. Социальные
проблемы дополнительного
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………13
Введение.
Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.
Дополнительное образование является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства.
В
настоящее время роль этой системы
в подготовке подрастающего поколения
существенно возрастает. Она призвана
решить важнейшую социальную проблему,
связанную с выявлением и развитием тех
задатков и способностей детей, которые
обеспечат их устойчивое саморазвитие
в жизни.
1.Понятие
и общая характеристика
дополнительного
образования.
Дополнительное образование - это один из важнейших институтов в системе допрофессионального образования, наряду с дошкольными учреждениями и школой.
Дополнительное образование – это система образовательных программ, учреждений, органов управления, вид деятельности, которой, направлен на удовлетворение тех образовательных и культурных потребностей личности, которые не удается реализовать в процессе получения общего (основного) образования.
Оно отличается от основного образования, реализуемого в дошкольных учреждениях и школе, по: целям, задачам, программному содержанию, общим требованиям, специфике взаимодействия социальных общностей педагогов и учащихся, формам и методам педагогической и ученической деятельности, нормам и санкциям и т.д.
Многие исследователи характеризуют дополнительное образование как:
Эти определения не исключают по своему содержанию друг друга, но в них прослеживается потенциал дополнительного образования в воспитании социально активной личности.
Изучая процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования, исследователи обращают внимание на изменения в функциях учреждений дополнительного образования. А именно: нет функцияи идеологического воспитания, направленной на формирование заранее заданной мировоззренческой позиций. Стала значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности. Ведущей стала образовательная функция, функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменился подход к определению путей их осуществления.
Для учреждений дополнительного образования детей на этапе перехода в качественно новое состояние присущи тенденции их обновления в целом: изменился взгляд на личность человека, усилились позиции культурно-исторической педагогики развития, возросло значение неформального образования, определились приоритеты дополнительного образования детей, вариативность его содержания, форм и методов, индивидуализация образовательных маршрутов социального самоопределения обучающихся; первичной организационной формой дополнительного образования становится добровольное объединение детей и взрослых, выступающее как продуктивная социальная общность, моделирующая различные социальные и профессиональные роли и отношения людей; положительный эмоциональный фон сотрудничества детей и взрослых; складываются условия, способствующие усилению стартовых возможностей индивида на рынке труда и профессионального образованияю.2
Дополнительное образование характеризуется наличием собственных образовательных программ, образовательных учреждений и органов управления. В соответствии с законом «Об образовании» все эти программы и учреждения целесообразно рассматривать в сферах допрофессионального и профессионального образования взрослых и детей. На основе этих программ предоставляется дополнительное образование в центрах профессиональной ориентации, музыкальных, художественных, спортивных школах, школах искусств и т.п.
Также этот вид образования предусматривает оказание дополнительных услуг – платных и бесплатных. Они направлены на удовлетворение тех потребностей в обучении, которые не удается реализовать в процессе приобретения установленного стандарта знаний, навыков, умений в рамках основных образовательных программ. Дополнительные услуги могут быть достаточно широкими по своему диапозону, расширяя и углубляя получаемое образование по тем или иным предметам или далеко выходя за его пределы.3
Дополнительные образовательные услуги можно подразделить на:
Дополнительное образование различают по направленности услуг:
Также дополнительные образовательные услуги можно классифицировать в зависимости от сроков их оказания, от места их реализации и т.д.
В целом
для учреждения дополнительного
образования характерна разнородность
контингента учащихся по таким индивидуально-
Ещё одно
из характерных отличий дополнительного
образования это то, что оно не является
обязательным, т.е. существует свободный
выбор занятия. Интерес к внеучебной деятельности
и наличие свободного времени на неё приносит
большое удовлетворение учащимся.
2.
Функции дополнительного
образования.
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало.
На
современном этапе развития системы
дополнительного образования
3.
Социальные проблемы
дополнительного
образования.
Одна
из серьезных проблем
Ещё одна значимая проблема дополнительного, а также всего допрофессионального образования, заключается во взаимодействии учащихся и педагогов. Суть проблемы в том, что педагоги не всегда оправдывают надежды своих учащихся, т.е. они не подходят к своей работе с творческим энтузиазмом, а скорее всего, с авторитарными требованиями к учащимся.5
Также,
нельзя не отметить такую актуальную
проблему, как эффективность реализации
предоставляемых возможностей. Это зависит
от степени качества и профессиональности
специалистов учреждений дополнительного
образования – отсутствие планов занятий,
программ преподаваемых предметов и дисциплин,
применение непедагогических методов
и средств. Система дополнительного образования
остро нуждается в профессионально подготовленных
кадрах, желающих не просто заработать
(из-за свободного графика работы или высокой
оплаты труда), но и имеющих соответствующую
психолого-педагогическую и методическую
подготовку.
Одной из ключевых проблем, влияющей на качество и доступность дополнительного образования детей для различных социальных групп населения является неразвитость механизма, обеспечивающего устойчивое развитие учреждений дополнительного образования.
На
сегодняшний день, закрывается множество
учреждений дополнительного образования,
в которых работают педагоги-профессионалы,
из-за сокращения бюджетного финансирования
и низкой инвестиционной привлекательности
этих учреждений – и это, на мой взгляд,
одна из глобальных проблем в системе
дополнительного образования.
Заключение.
Дополнительное образование играет важнейшую роль в развитии склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.