Дополнительное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 18:03, контрольная работа

Описание

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие и общая характеристика дополнительного образования…….4
2.Функции дополнительного образования…………………………………8
3. Социальные проблемы дополнительного образования………………...9
Заключение………………………………………………………………….11
Список использованной литературы………………………………………13

Работа состоит из  1 файл

К.Р.Социология образования.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

     Министерство  Образования и Науки Российской Федерации Гуманитарный Университет 

Социологический факультет 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     По  дисциплине:

     Социология  образования

     Тема: «Дополнительное образование».                                            
 

                                                       Преподаватель: д.ф.н., профессор

                        Зборовский Г.Е.

                                                 Выполнила: студентка 3 курса

                                                       Заочного отделения Букина А.Ю. 

г. Екатеринбург. 

Содержание: 

Введение……………………………………………………………………..3

1. Понятие и  общая характеристика дополнительного образования…….4

2.Функции дополнительного  образования…………………………………8

3. Социальные  проблемы дополнительного образования………………...9

Заключение………………………………………………………………….11

Список использованной литературы………………………………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

     Дополнительное  образование является важнейшей  составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства.

     В настоящее время роль этой системы в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие  и общая характеристика  дополнительного  образования. 

     Дополнительное  образование  - это один из важнейших институтов в системе допрофессионального образования, наряду с дошкольными учреждениями и школой.

     Дополнительное образование – это система образовательных программ, учреждений, органов управления, вид деятельности, которой, направлен на удовлетворение тех образовательных и культурных потребностей личности, которые не удается реализовать в процессе получения общего (основного) образования.

     Оно отличается от основного образования, реализуемого в дошкольных учреждениях  и школе, по: целям, задачам, программному содержанию, общим требованиям, специфике взаимодействия социальных общностей педагогов и учащихся, формам и методам педагогической и ученической деятельности, нормам и санкциям и т.д.

     Многие  исследователи характеризуют дополнительное образование как:

  • Особое образовательное пространство, где осуществляются специальные образовательные деятельности различных систем (государственных, общественных, смешанных) по развитию индивида и его организации. Это пространство расширяет возможности практического опыта ребенка и является временем творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована.
  • Целенаправленный процесс обучения и воспитания, ориентированный на развитие личностных профессиональных качеств человека и реализуемых через творческие образовательные программы, не входящие в содержание Госстандартов образования.
  • Специфически органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения.
  • Образование, предоставляющее детям возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их мироощущения и миропонимания, развитие мотивационной положительной направленности в сфере свободного времени.1

     Эти определения не исключают по своему содержанию друг друга, но в них прослеживается потенциал дополнительного образования в воспитании социально активной личности.

     Изучая  процесс трансформации сети внешкольных  учреждений в систему дополнительного  образования, исследователи обращают внимание на изменения в функциях учреждений дополнительного образования. А именно: нет функцияи идеологического воспитания, направленной на формирование заранее заданной мировоззренческой позиций. Стала значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности. Ведущей стала образовательная функция, функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменился подход к определению путей их осуществления.

     Для учреждений дополнительного образования  детей на этапе перехода в качественно новое состояние присущи тенденции их обновления в целом: изменился взгляд на личность человека, усилились позиции культурно-исторической педагогики развития, возросло значение неформального образования, определились приоритеты дополнительного образования детей, вариативность его содержания, форм и методов, индивидуализация образовательных маршрутов социального самоопределения обучающихся; первичной организационной формой дополнительного образования становится добровольное объединение детей и взрослых, выступающее как продуктивная социальная общность, моделирующая различные социальные и профессиональные роли и отношения людей; положительный эмоциональный фон сотрудничества детей и взрослых; складываются условия, способствующие усилению стартовых возможностей индивида на рынке труда и профессионального образованияю.2

     Дополнительное образование характеризуется наличием собственных образовательных программ, образовательных учреждений и органов управления. В соответствии с законом «Об образовании» все эти программы и учреждения целесообразно рассматривать в сферах допрофессионального и профессионального образования взрослых и детей. На основе этих программ предоставляется дополнительное образование в центрах профессиональной ориентации, музыкальных, художественных, спортивных школах, школах искусств и т.п.

     Также этот вид образования предусматривает оказание дополнительных услуг – платных и бесплатных. Они направлены на удовлетворение тех потребностей в обучении, которые не удается реализовать в процессе приобретения установленного стандарта знаний, навыков, умений в рамках основных образовательных программ. Дополнительные услуги могут быть достаточно широкими по своему диапозону, расширяя и углубляя получаемое образование по тем или иным предметам или далеко выходя за его пределы.3

     Дополнительные  образовательные услуги можно подразделить на:

    • информационные;
    • деятельностные (овладениедополнительными навыками и умениями в рамках конкретных видов деятельности);
    • интегративные (информационные +деятельностные);
    • консультативные (помощь и консультации специалистов).

  Дополнительное образование различают по направленности услуг:

  • общеразвивающие ;
  • профильно-развивающие;
  • корректирующие (устранение пробелов в знаниях, отставание в развитии).

   Также дополнительные образовательные услуги можно классифицировать в зависимости  от сроков их оказания, от места их реализации и т.д.

   В целом  для учреждения дополнительного  образования характерна разнородность  контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим  различиям, как, явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса особые требования.

   Ещё одно из характерных отличий  дополнительного образования это то, что оно не является обязательным, т.е. существует свободный выбор занятия. Интерес к внеучебной деятельности и наличие свободного времени на неё приносит большое удовлетворение учащимся. 
 

2. Функции дополнительного  образования. 

     Принципиальное  отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало.

     На  современном этапе развития системы  дополнительного образования сформировались следующие функции дополнительного образования:

  • обучение
  • воспитание
  • социализация (общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе - попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных взаимодействий);
  • досуговая (возможность отдохнуть от жестких рамок поведения);
  • гедонистическая (удовлетворяющая интересы и потребности);
  • коммуникативная;
  • компенсаторская (психологическая компенсация неудач в семье и т.п.);
  • адаптационная
  • предпрофессиональная подготовка
  • социальная защита.
 

    3. Социальные проблемы  дополнительного  образования. 

     Одна  из серьезных проблем дополнительного  образования заключается в установлении и налаживании взаимосвязей основного (общего) и дополнительного образования. Исследования и наблюдения многих ученых4 позволяют утверждать, что между этими двумя институтами нет глубокой внутренней связи. Иногда, к сожалению, в институте основного образования не знают, что его ученики посещают учреждения дополнительного образования. Это говорит о малозаинтересованности последнего в жизни учащегося.

     Ещё одна значимая проблема дополнительного, а также всего допрофессионального образования, заключается во взаимодействии учащихся и педагогов. Суть проблемы в том, что педагоги не всегда оправдывают надежды своих учащихся, т.е. они не подходят к своей работе с творческим энтузиазмом, а скорее всего, с авторитарными требованиями к учащимся.5

     Также, нельзя не отметить такую актуальную проблему, как эффективность реализации предоставляемых возможностей. Это зависит от степени качества и профессиональности специалистов учреждений дополнительного образования – отсутствие планов занятий, программ преподаваемых предметов и дисциплин, применение непедагогических методов и средств. Система дополнительного образования остро нуждается в профессионально подготовленных кадрах, желающих не просто заработать (из-за свободного графика работы или высокой оплаты труда), но и имеющих соответствующую психолого-педагогическую и методическую подготовку.  

     Одной из ключевых проблем, влияющей на качество и доступность дополнительного образования детей для различных социальных групп населения является неразвитость механизма, обеспечивающего устойчивое развитие учреждений дополнительного образования.

     На  сегодняшний день, закрывается множество учреждений дополнительного образования, в которых работают педагоги-профессионалы,  из-за сокращения бюджетного финансирования и низкой инвестиционной привлекательности этих учреждений – и это, на мой взгляд, одна из глобальных проблем в системе дополнительного образования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Дополнительное  образование играет важнейшую роль в развитии склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Информация о работе Дополнительное образование