Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:27, доклад
Все чаще можно встретить активных сторонников течения «чайлдфри» - «добровольной бездетности». Сам термин возник сравнительно недавно – в 70-х годах прошлого века, а одно из первых объединений чайлдфри сформировалось лишь спустя 20 лет, когда добровольная бездетность стала набирать популярность в США и Европе.
Факторы, формирующие отношение
к добровольной бездетности в Европе.
Все чаще можно встретить активных сторонников течения «чайлдфри» - «добровольной бездетности». Сам термин возник сравнительно недавно – в 70-х годах прошлого века, а одно из первых объединений чайлдфри сформировалось лишь спустя 20 лет, когда добровольная бездетность стала набирать популярность в США и Европе. Однако достаточно много людей, живших в самые разные времена, выбирали добровольную бездетность. Чайлдфри прошлых эпох – это преимущественно богатые и знаменитые люди: писатели, философы, ученые, актеры, балерины. Среди простых людей никаких чайлдфри, конечно, не было, поскольку в традиционном обществе никому даже в голову не приходило задуматься о том, что детей можно и не иметь. А в условиях низкого уровня медицины и частой детской смертности высокая рождаемость обеспечивала сохранение человеческого рода.. В большинстве своем чайлдфри придерживаются традиционной сексуальной ориентации, физически здоровы и могли бы иметь детей. Но не хотят этого ни в настоящий момент своей жизни, ни в будущей перспективе. Некоторые представители данного течения столь тверды в своих убеждениях, что вообще проходят процедуру стерилизации.
Изначальная подоплека добровольной бездетности заключалась в экономических соображениях. Чайлдфри не испытывали неприязни или нелюбви к детям, скорее наоборот – они не хотели заводить детей, так как не видели возможности создания для них идеальных, комфортных условий или не ощущали себя как потенциальных заботливых и предупредительных родителей.
В последние десятилетия все больше и больше людей в Европе делают выбор в пользу бездетности. Тем не менее, очень мало известно об отношении людей к такому поведению. Демографы Эва-Мария Мерц (Eva-Maria Merz) и Аарт Лифброер (Aart С. Liefbroer) проанализировали индивидуальные и культурные факторы, влияющие на эти установки.
В своем исследовании ученые решили выяснить отношение к добровольной бездетности и посмотреть на факторы, которые повлияли на взгляды людей. Их анализ основан на масштабной выборке, включавшей представителей всех слоев общества в 25 странах Европы (European Social Survey, ESS 2005–2006).
Исследователи обнаружили,
что более всего склонны к
Отношение к бездетности в Европе.
(Скандинавские страны отмечены звездочкой,
страны
Восточной Европы двойной звездочкой.)
Они объясняют этот факт тем, что в странах с высоким уровнем гендерного равенства уделяется большое внимание индивидуальной автономии, эмансипации и модернизации.
Интересно, что высокие уровни неодобрения по отношению к бездетности были обнаружены именно в странах Восточной Европы, которые столкнулись с серьезным падением рождаемости после краха коммунизма и перехода к либеральной рыночной экономики. Исследователи полагают, что, хотя изменение репродуктивного поведения вполне закономерно, люди, в то же время должны желать сохранения своих традиционных ценностей, в том числе положительного отношения к детям, ибо это создает чувство безопасности.
Ни богатство страны в виде ее валового внутреннего продукта (ВВП), ни уровень государственной поддержки ухода за детьми (childcare), как оказалось, не влияет на отношение к бездетности.
Важную роль играют в том числе и личные факторы. Респонденты молодого и старшего возраста чаще не одобряли бездетность, чем люди среднего возраста. Исследователи утверждают, что молодые люди, особенно еще не имеющие, но планирующие иметь детей, менее терпимы к выбравшим добровольную бедетность.
Что касается пожилых людей, то самые старшие из европейцев, включенных в исследование, пережили две войны и были воспитаны в традиционных семьях, где рождение детей считалось добродетелью. Являясь таковыми, они не одобряли тех, кто остался бездетным.
Женщины имеют более позитивное отношение к бездетности, чем мужчины. Исследователи объясняют это тем, что у женщин, выбирающих детей, издержки намного выше: они, как правило, больше, чем мужчины потеряют в плане упущенных карьерных возможностей, eсли решатся родить ребенка.
Образование и религиозные взгляды тоже важны: респонденты с более высоким уровнем образования рассматривают бездетность более позитивно, чем люди, которые менее образованны.
Исследователи полагают, что это связано с тем, что люди с более высоким уровнем образования, как правило, более терпимы и разнообразны во взглядах на человеческое поведение, а также сталкиваются с более высокими возможными затратами, если у них самих есть дети. Это делает их более терпимыми к людям, которые предпочитают оставаться бездетными.
Религиозные люди, с другой стороны, как правило, не одобряют бездетность в отличие от своих светских сверстников, независимо от деноминации.
Демографы объясняют это, указывая на высокое значение, придаваемое браку, рождению детей и ценности семейной жизни во всех монотеистических конфессиях.
Информация о работе Факторы, формирующие отношение к добровольной бездетности в Европе