Федеральный бюджет РФ, его роль в развитии экономики и социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:53, контрольная работа

Описание

Государственный бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства. Это самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

     Однако исследования бюджетного процесса в развитых странах, проведенные нами, убеждают, что первым показателем его существования является не наличие законодательных актов, его «регламентирующих», а ежегодная работа финансовых органов над составлением, утверждением, исполнением и заключением бюджета. Составители словаря, похоже, не обнаружили в нормативных актах положений, «регламентирующих» заключение бюджета, и остались в неведении о таком этапе бюджетного процесса.

     Вторым показателем наличия бюджетного процесса служит участие в нем всех органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных, контрольных). Третьим показателем является ежегодная работа над существующими правовыми нормами, определяющими управление, и создание новых. Четвертый - работа над разными нормами, позволяющими привлечь средства для государственной деятельности (доходы от государственной собственности, налоги и сборы). Пятым показателем служит работа над нормативами бюджетных расходов. Шестым является работа над исторически обусловленным распределением прав, полномочий и обязанностей всех органов государства. Седьмой показатель наличия бюджетного процесса - работа над бюджетными методами2.

     Государство осуществляет свои функции лишь в меру их материального опосредствования. Его функционирование суть политическая деятельность, выражаемая бюджетными средствами. Поэтому разработка и составление бюджета есть выработка и принятие государственных решений. Составление бюджета не что иное как денежное измерение политики. Неполитической деятельности у государства не бывает. Все, что оно делает, - политические дела.

     Все политические события имеют в своей основе деятельность государства и представляют предмет политологии. Но политологи не могут не замечать особого места бюджета в жизни государства. Поэтому вопрос разработки бюджета как предмета изучения и познания стоит перед финансовой наукой. И стоит именно под углом творческой деятельности государства, его финансового обеспечения, его финансового ведомства и финансовых кадров. Составлением правительством проекта бюджета, утверждением законодательным органом бюджета, ежеквартальными разассигнованиями организующая, направляющая и налаживающая деятельность государственных органов не ограничивается.

     Привлекаемые в бюджет средства сами по себе не работают. Без творческой деятельности государственных служащих они не приобретают организующей, направляющей, побуждающей силы. Поэтому финансовый орган государства создает для них «режим наилучшего благоприятствования», когда целое больше суммы слагаемых. Такой режим требует творческого отношения к делу, четкой организации работ.

     Выбор объектов финансирования, определение величины назначений, исполнение бюджета путем текущего уточнения есть действие политического субъекта - государства, а не хозяйствующего субъекта - предприятия. Финансовые решения государства играют главную роль в политической жизни любой развитой страны. Поэтому финансы - материальное отражение государства, а бюджет - главная, основная область финансовых отношений, выражающая прямое материальное опосредование деятельности государства. Лишь косвенные воздействия (цены, ссуды, торговые ограничения, выпуск в обращение) остаются в стороне от бюджета.

     В зарубежной финансовой литературе такая роль бюджета и такое место бюджетного процесса в деятельности государства отчетливо признаются.

     Построение бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических и юридических нормах совокупности бюджетов, существующих на территории страны3.

     Особенность бюджетов всех уровней – последовательное прохождение постоянно обновляющихся одних и тех же стадий их формирования и исполнения в установленном законом порядке. Это обусловлено тем, что акт, издаваемый о бюджете того или иного уровня, действует в течение определенного периода времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о конкретном бюджете на следующий период времени.

     Все стадии бюджетного процесса регламентируются процессуальными нормами бюджетного права. Таким образом, с юридической точки зрения бюджетный процесс представляет собой регламентированную нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти и управления по составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов. В связи с тем что каждый бюджет действует в течении одного года, все стадии бюджетного процесса повторяются ежегодно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Структура бюджетной системы РФ 

     Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

     Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным  кодексом РФ, включает в себя три  уровня:

     - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

     - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

     - местные бюджеты.

     Первый  и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.

     Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

     Бюджетом  субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

     На  рисунке 1 представлена бюджетная система РФ без государственных внебюджетных фондов.

     

Рис. 1. Бюджетная  система РФ без государственных  внебюджетных фондов.

      

     Второй  уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.

     Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

     На  территории РФ принимаются 29 тысяч  местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.

     Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя  все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

     Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Выполнив  данную работу, бюджетную систему  нашего государства  можно охарактеризовать как   основанную на экономических отношениях и юридических нормах  совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов административно-территориальных единиц. Правовой основой функционирования бюджетной системы РФ является Бюджетный Кодекс РФ и федеральный закон «Об основах бюджетного устройства в РФ». В качестве основополагающих принципов построения бюджетной системы  и бюджетного устройства  закреплены принципы единства и самостоятельности бюджетов.

     Следует отметить, что бюджетная система является центром пересечения информационных потоков, объем которых согласно оценкам экспертов стремительно растет. Для успешной организации больших объемов динамической и стратегически важной для страны информации необходимо решить проблемы управления и широкого доступа на всех уровнях организации бюджетной системы.

     Также необходимо сказать, что для современного развития управленческих структур российского общества характерно существенное повышение роли региональных и муниципальных органов управления, значительно расширяющих сегодня права и полномочия.

     Формирование  и активное действенное использование  региональных бюджетов, разработка и  реализация региональных программ и проектов, мероприятий в области социально-экономической политики в регионах - все это требует активности, проблемно-ориентированной информационной поддержки. В настоящее время в РФ ощущается острая необходимость в разработке единой концепции развития внутреннего контроля и аудита в государственных органах, в которой необходимо закрепить основные принципы и подходы к осуществлению внутреннего контроля и аудита над бюджетным процессом. 

     Список  литературы 

     1.Конституция  Российской Федерации: Официальный текст на 15 марта 2009 г. – М.: ИНФРА-М, 2009.

     2. Гражданский Кодекс Российской  Федерации: Официальный текст на 1 января  2009 г. – М.: ЭКМОС, 2009.

     3. Федеральный закон «О бюджете фонда социального страхования Российской федерации на 2008-2010 год»// Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 1.

     4.Брайчева Т. В. Государственные финансы. - СПб.: Питер, 2007.

     5.Брюммерхофф Д. Теория государственных финансов. - М.: Пионер-пресс, 2009.

     6.Бюджетная система РФ: учебник / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. 2-е изд.- М.: Юрайт, 2008.

     7.Государственные и территориальные финансы / под ред. Л. И. Сергеева. - Калининград: Янтарный сказ, 2006.

     8.Государственные финансы России / под ред. И. В. Караваевой. - М.: ЮНИТИ, 2008.

     9.Дульщиков Ю. С. Региональная политика и управление. - М.: Изд-во РАГС, 2007.

     10.Никишин А.Б. Новые маяки в российской экономике // БОСС. – 2009. – № 3. – С.35 

     11.Пешин Н. Л. Муниципальная финансовая система РФ : науч.-практ. пособие. - М.: Формула права, 2008.

     12.Шуба В. Б. Формирование и развитие межбюджетных отношений. - М.: Экономистъ, 2009. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   
 
 

Информация о работе Федеральный бюджет РФ, его роль в развитии экономики и социальной сферы