Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:24, реферат
Фемини́зм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами.
Фемини́зм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. В первую очередь феминизм анализирует проблемы женщин, но поскольку феминизм стремится к равноправию полов, некоторые феминистки считают, что мужчины также страдают от сексизма и что борьба за мужские права является неотъемлемой частью феминизма[1][2]. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.
Появление феминизма как теории подготовлено следующими интеллектуальными течениями Запада: либеральная философия и теория прав человека (Локк, Руссо, Миль и другие); социалистическая теория, рассмотрение сексуальности и сексуального поведения человека в социальном и политическом контексте (Зигмунд Фрейд, Вильгельм Райх, Маргарет Мид, философы Франкфуртской школы: Герберт Маркузе и Теодор Адорно). Кроме того, на феминистскую мысль большое влияние оказали идеологии молодёжного протеста новых левых, борьбы негров за гражданские права, утопии контркультуры, идеи сексуальной революции. Первоначально феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. Первоначально она была публицистической и политической. Но скоро «женская» проблематика становится предметом академических исследований в рамках целого ряда областей знания: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и т. д.
Феминистки
и учёные выделяют в истории женского
движения три «волны». «Первая волна»
относится главным образом к су
Казалось бы, почему современным женщинам не брать пример со своих матерей, покоряли космос, поднимавших целину, и не приступить к освоению целины отечественного бизнеса? Почему бы им не возглавить крупнейшие трастовые компании, торговые и рекламные фирмы?
Этого, однако, не наблюдается. Для успешной карьеры в государственной или учреждении частной фирме женщине необходимо быть более высококвалифицированным специалистом, чем коллеги-мужчины – ведь при прочих равных предпочтение всегда отдается сильному полу. По статистике работающие женщины более образованы, чем мужчины, но заработная плата у них почти на треть ниже.
Так что сегодня представительницы слабого пола чаще всего либо безработные, либо работают на самых малооплачиваемых должностях. Общественное мнение 90-х годов предлагает женщине единственную альтернативу стать женой преуспевающего бизнесмена. Верхом женской самостоятельности можно считать карьеру в модельном бизнесе, но опять же только до счастливого замужества.
Начало
постсоветском возрождению
Подобная ситуация могла обрадовать только тех советских женщин среднего поколения, давно махнули рукой на работу. Или вообще не начинали всерьез заниматься профессиональной карьерой. Помните распространенный тип сорока-летней плановичкы в растянутой кофте, с тяжелой авоськой и варикозным расширением вен на ногах?
После тяжелого и смутного начала 90-х годов горбачевский идеал оформился окончательно: богатый муж – вот панацея от всех невзгод! Между тем, насаждая при помощи масс-медиа образ мужа – "источника всех благ", мужчины не в последнюю очередь руководствовались таким немаловажным соображением: не допустить женщин к перераспределению финансов, власти и собственности! Галантные кавалеры оказались не очень добросовестными, хотя и более удачливыми конкурентами своих прекрасных дам.
Операция по отлучению слабого пола от наиболее доходных сфер экономики была проведена быстро и безболезненно. Этому способствовал еще один идеологический стереотип, сложившийся в нашем обществе задолго до перестройки. Это – негативный образ деловой женщины.
Помните "Служебный роман" Эльдара Рязанова? Лишь после того, как деловая мымра влюбилась и забыла о карьере, с ее "вылупилась" прекрасная женщина … Советский кинематограф создал целую галерею таких мымр – в роговых очках, с зализанными назад волосами и без малейшего намека на женственность. Считалось, что "начальница" обязательно в чем-то ущербна, а в личной жизни – несчастлива. Встречу с женщиной, занимающей более высокое общественное положение, наши мужчины воспринимают как катастрофу. Недаром обаятельнейший герой фильма "Москва слезам не верит" просто запил от такого горя. И сегодня женщины часто сталкиваются с тем, что их деловые успехи рассматриваются мужчинами как личное оскорбление.
В 1995 году был даже издан специальный президентский указ о назначении женщин на государственные должности. Однако фактически он не был выполнен. Женщин в правительстве, ни в президентской администрации не прибавилось. В Верховной Раде – женщин всего 10,2%. При этом по-настоящему влиятельных политиков среди женщин почти нет: Витренко, Григорович … Есть еще Юлия Тимошенко – яркий, скандальный персонаж политической жизни, идейный борец с нынешним президентом (или своей жаждой?) Все остальные – не столько женщины-политики, сколько "женщины в политике".
То же самое в крупном и среднем бизнесе. Мужчину, захватив "командные высоты", если и берут женщин в дело, то даже не на вторые и третьи, а лишь на технические, подсобные роли. Почему находятся соответствующие "логические" обоснования. Так, по мнению мужчин-бизнесменов, женщины – плохие стратеги и привыкли доверять чувствам, а не трезвому разуму. В частной беседе один из руководителей московской торговой сети заметил, что поскольку многие бизнесмены любят обсуждать дела и заключать сделки в "до-верительной обстановке" – в бане за выпивкой, женщины для него – не слишком желательные партнеры. Лишь некоторые мои собеседники соглашались признать, что главным препятствием, преграждающих женщинам дорогу в бизнес, является его сильная криминализация, а не особенности женской психологии.
Если же кому-то из представительниц слабого пола удастся добиться хоть какого-то успеха в делах, для начала ее непременно заподозрят во всех смертных грехах. Мужчины искренне уверены, что путь в бизнес для женщин открывается только через "постель". И по-прежнему преуспевающим деловым женщинам отказывают в праве на женственность, считая их существами "среднего пола".
Возможно, в бизнесе у женщин действительно портится характер: они становятся жестче, прагматичнее. Однако и мужчины меняются не в лучшую сторону. Многие превращаются в беспринципных циников, и, кстати, гораздо чаще, чем женщины, не сдерживают себя в эмоциях. Но это никого не возмущает – скорее, вызывает сочувствие. Таким образом, на женщину оказывается двойное давление. Если она расслабляется и дает волю чувствам, ее обвиняют в непрофессиональном, слишком "женском" стиле работы. Вынужденная жесткость также становится предметом нареканий.
Как же свое положение оценивают сами женщины, занимающиеся бизнесом? По мнению Татьяны Лифантьевой, вице-президента корпорации LВ, сегодня обычной женщине – с чисто женским характером, в бизнесе не выжить. "Западным коллегам намного легче, – говорит Татьяна .- Условия российского бизнеса совсем не для женщин … Мне кажется, что во мне сочетаются и женские, и мужские черты. Хотя успеха я добилась во многом благодаря именно своим женским качествам. Но мне повезло с компаньоном "Она считает, что ей удается ограничивать свою работу стенами офиса и не переносить руководящие замашки в личную жизнь, однако, общаясь с мужчинами вне офиса она, как правило, не рассказывает им о своей работе. Не хочет травмировать" нежную "мужскую психику: ей прекрасно известно, что большинство мужчин не переносят женщин, зарабатывающих больше, чем они, хотя сама Татьяна совершенно спокойно относится к ситуации, когда главный заработок в семью приносит женщина.
Что же касается общего положения, то, по ее мнению, сейчас проявляются две тенденции. С одной стороны, женщинам все же удается проникать в деловые сферы, а с другой, – возник целый слой женщин, не только живут на иждивении своих мужей, но даже и не пытаются вникнуть в то, чем занимаются их мужья.
Что
ж, благодаря твердому отбора женский
истеблишмент формируется из самых сильных
и целеустремленных. Однако настоящая
женская элита появится лишь тогда, когда
сами мужчины поймут, что приход женщин
в политику и бизнес – непременное условие
того, чтобы эти сферы общественной деятельности
приобрели наконец более цивилизованный
характер.
Влияние на западное общество
Феминистское движение повлекло за собой различные изменения в западном обществе, в том числе предоставление женщинам права голоса в выборах; право подавать заявление на развод; прав на владение имуществом; право женщин на контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, в том числе выбор противозачаточных средств и аборты и другое[40].
[править] Гражданские права
С
1960-х годов женское
Интеграция в общество
Некоторые
из исключительно радикально-
Влияние на язык
В языках западного мира (в частности, в английском языке) феминистки зачастую являются сторонниками использования гендерно нейтрального языка (англ. gender-neutral language), например, используя обращение Ms. (читается как /ˈmɪz/, в отличие от Miss — /ˈmɪs/) по отношению к женщинам, независимо от того, состоят ли они в браке. Феминистки также выступают за выбор слов, которые не исключают один из полов, если речь идёт о явлении/понятии/предмете, свойственном и мужчинам, и женщинам, как например «супружество» вместо «замужества»[источник не указан 237 дней].
Английский язык предоставляет более глобальные примеры: слова humanity и mankind используются для обозначения всего человечества, но второе слово — mankind — восходит к слову man ‘мужчина’, и потому использование слова humanity предпочтительнее, так как оно восходит к гендерно нейтральному слову ‘человек’.
Во многих других языках (в том числе и русском) принято использовать грамматическое ‘он’, если пол человека, о котором идёт речь в предложении, неизвестен; более политкорректным с точки зрения феминиста будет использование в таких случаях ‘он или она’, ‘он/она’, ‘его/её’, ‘его или её’ и т. д. В большинстве случаев такое отношение к языку для феминистов означает уважительное отношение к обоим полам, а также имеет определённую политическую и смысловую окраску передаваемой таким образом информации[источник не указан 237 дней].