Феминизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:09, реферат

Описание

Феминизм – противоречивое явление. Поэтому многие, кто пытается разобраться в сущности этого явления по разному рассматривают феминизм, как социальное явление.
Например, Шведова. Ее подход к данной проблеме рассмотрен с точки зрения влияния женщин на ход современной истории. То есть она сторонница феминизма, как политического явления.
Шведова рассматривает феминизм, как нормальный процесс укрепления прав женщин и вхождения их во все сферы жизни общества и управления им.
К такому же типу можно отнести Галину Старовойтову. Она была женщиной в большой политике и всеми способами подчеркивала, что это нормальное явление, которое не следует сдерживать.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие феминизма………………………………………………………4
Причины появления феминизма………………………………………...6
Феминистские организации в мире…………………………………….8
Заключение………………………………………………………………….….11
Литература……………………………………………………………………..12

Работа состоит из  1 файл

Феминизм.docx

— 42.21 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

  1. Понятие феминизма………………………………………………………4
  2. Причины появления феминизма………………………………………...6
  3. Феминистские организации в мире…………………………………….8

 

Заключение………………………………………………………………….….11

 

Литература……………………………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Феминизм  – противоречивое явление. Поэтому  многие, кто пытается разобраться  в сущности этого явления по разному рассматривают феминизм, как социальное явление.

Например, Шведова. Ее подход к данной проблеме рассмотрен с точки зрения влияния женщин на ход современной истории. То есть она сторонница феминизма, как политического  явления.

Шведова рассматривает  феминизм, как нормальный процесс  укрепления прав женщин и вхождения  их во все сферы жизни общества и управления им.

К такому же типу можно отнести Галину Старовойтову. Она была женщиной в большой политике и всеми способами подчеркивала, что это нормальное явление, которое  не следует сдерживать.

То есть двух вышеперечисленных авторов, публикации и работы которых были использованы при написании данной работы я отношу к политическим феминисткам.

Такие авторы как Дугин и Шатерникова рассматривают феминизм со стороны, как просто социальное явление.

Они пытаются выделить основные черты этого явления, прослеживают как оно развивалось во времени, дают свою оценку и выявляют положительные и отрицательные черты процесса феминизации.

Такие публикации в журналах типа «Девичник», которые  являются не редкостью  как правило, как и в нашем случае, пронизаны протестом против мужского доминирования во всех сферах.

К феминизму  в целом можно отнестись с пониманием, за исключением его воинствующего направления, стремящегося, под предлогом раскрепощения женщины, во что бы то ни стало поменять ее местами с мужчиной. Сторонников этой точки зрения узнать легко, достаточно лишь просто высказать мнение, что женщины в первую очередь должны быть хранительницами домашнего очага, а уж потом искать возможности для своего профессионального и творческого самовыражения, как эти фурии приходят в неописуемую ярость и начинают кричать, что пора, мол, «навсегда покончить с господством мужчин» и «окончательно раскрепостить женщину, освободив ее от плиты и корыта». У меня нередко складывается впечатление, что для этих дам счастье заключается именно в том, чтобы помыкать мужчинами и переложить на плечи своих мужей, если таковые конечно имеются, свои традиционные обязанности по дому, сложившиеся на протяжении тысячелетий человеческой истории в соответствии с особенностями обоих полов. На самом деле нет необходимости искать какой-то новый путь, люди давно бы изменили такой порядок вещей, если это было бы разумным и возможным, однако, несмотря на стремительные темпы научно-технического прогресса, человеческая природа остается прежней, чего, к сожалению, никак не могут понять оголтелые сторонники безудержной женской эмансипации. Может быть, они всерьез рассчитывают на то, что готовить суп или стирать белье за них в дальнейшем будут роботы или же инопланетяне, однако лично я глубоко убежден, что в человеческой жизни существуют вещи и понятия, надежно проверенные временем, и что по-настоящему счастлива может быть только та женщина, которая имеет возможность гармонично сочетать семейную жизнь, материнство и ведение домашнего хозяйства с интересной работой, учебой или какой-то иной полезной деятельностью, которая ей по душе. Некоторые оголтелые феминистки все время побуждают женщин к соревнованию с мужчинами во всем, причем нередко даже в области тяжелого физического труда, что абсолютно бессмысленно, ведь совершенно очевидно, что Всевышний Аллах (Хвала Ему и велик Он!), изначально наделил мужской и женский пол такими взаимодополняющими качествами, которые необходимы им для образования гармоничного целого. Поэтому женщины не должны надрываться ради куска хлеба на тяжелых и вредных работах, бросив воспитание своих детей на детские сады или вообще на произвол улицы. Для этого необходимо создать такие социально-экономические условия в нашей стране, чтобы их мужья могли хорошо зарабатывать, благодаря чему матери имели бы возможность не работать хотя бы до того момента, пока ребенок не пойдет в школу, поскольку именно первые семь лет существования являются решающим этапом в формировании физически здорового и духовно развитого человека. При этом нужно хорошо понимать, что дело тут вовсе не в том, будто Ислам подвергает женщину некоей дискриминации, насильно принуждая ее оставаться дома, а в том, что он расценивает ее повседневный домашний труд и воспитание детей как изнурительное и ответственное занятие, нисколько не уступающее по своей важности мужскому труду, приносящему заработок. Благодатную почву для оголтелого феминизма создает и грубое обращение с женщинами со стороны отдельных невоспитанных мужчин, ведь ни для кого не секрет, что некоторые из них не стесняются даже поднимать руку на женщин, видя в этом некое своеобразное «геройство» и позабыв о том, что мужество следует демонстрировать не на слабой половине человечества, а на поле боя или же в борьбе с неблагоприятными житейскими обстоятельствами.

 

1. Понятие феминизма

 
      Феминизм  (фр. Feminisme, от лат. Femina - «женщина»)-в широком смысле- стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.1

     Синонимом можно назвать  термин « эмансипация женщин».

     Эмансипация (лат.-emancipatio)-у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда произошло общее значение-освобождение от зависимости и ограничения.2

Феминизм имеет долгую  историю и может, вероятно, быть  прослежен от 15-го столетия (Келли, 1982), а женское сопротивление подчинению, конечно же, предшествует возникновению феминизма как полностью сформулированной идеологии и практики (Рауботам, 1972). Корни современной феминистской мысли прослеживаются с конца 18-го столетия и творчества Мэри Уоллстоункрафт. Позднее имели многочисленные проявления феминистской активности, сопровождаемые периодами относительного затишья. "Первую волну" феминизма часто относят к середине 19 - началу 20-го столетия. "Вторая волна" идентифицировалась с возрождением феминизма в конце 1960-х гг. и сохранилась в качестве социального движения до настоящего времени. Однако таких "волн" было много, и Сара (1982) подвергла критике идею "первой" и "второй волны" как этноцентристскую.  
         Несмотря на то, что феминизм в конце 60-х гг. стремился понять и документально доказать, что угнетению обычно подвергаются все женщины, многие современные документы подчеркивают многообразие подобных отношений не только в связи с мужским социальным порядком, но и из-за отношения женщин друг с другом. Следовательно, точнее было бы говорить о феминизмах, ибо Сибистайн (1978) выявила свыше десятка политических тенденций внутри феминизма в диапазоне от либеральной позиции равноправия до требования женского верховенства. Палмер (1989) перечислила следующие тенденции феминизма: академический, культурный, лесбийский, либеральный, психоаналитический, радикальный, социалистический, а также политическое лесбиянство. Кроме того, "черный" феминизм занимался скрытым и открытым расизмом, выделяя специфические проблемы из жизни черных женщин (Лорд, 1979). Экофеминизм утверждает, что конец угнетения женщин связан с экологическими ценностями..., женщины должны быть прежде всего озабочены прекращением эксплуатации экосистем (Канард, 1988).               Экофеминизм был особенно силен внутри радикального феминизма и внутри движения зеленых.  
       Радикальный феминизм, преобладающая форма в США, разработал понятие исключительно женской культуры, наряду с убеждением в потребности организации отдельно от мужчин. Материалистический (социалистический) феминизм настроен критически в отношении эссенциализма, скрыто присущего радикальному феминизму, и внеисторического подхода к патриархату. Данная идеология имеет корни в марксизме и наделяет приоритетным значением социальный класс как фактор, определяющий положение женщин при капитализме, будучи, следовательно, связана с интеракцией между диалектикой класса и пола. Деление на радикальных феминисток, которые желают организоваться отдельно от мужчин, и материалистических феминисток, стремящихся к солидарности с "благосклонными" мужчинами, остается непреодоленным.  
            Академический феминизм придал импульс обучению и исследованиям во многих академических учреждениях. Направление женских исследований было связано с пересмотром и оспариванием широкого разнообразия академических дисциплин, включая социологию, историю, английскую литературу, с критикой "слепого в отношении пола" характера академического знания. В социологии все чаще появлялась литература о положении женщин в обществе и развитии особой феминистской методологии исследования (Стенли и Вайз, 1983).  
             В настоящее время феминизм остается жизненным и заметным социальным движением, достигшим наибольших успехов в области культуры. Несмотря на громкие предсказания постфеминистской эры, продолжающееся социальное неравенство женщин и его искоренение остаются в центре внимания феминизма во всех его формах.3

 

 

2. Причины появления феминизма

В Америке все равны  перед законом, и у всех одинаковые гражданские права. Общество зорко  стоит на страже этих священных принципов.

Но такой национальный спорт, как перегибание палки, процветает и здесь. Немало активистов борются за то, чтобы все были вообще как можно больше равнее. Нелегальные иммигранты, оказывается, должны иметь те же права и помощь от государства, что и легальные. Равны все языки - и на улицы выходят демонстрации под мексиканским флагом, требуя, чтобы в школах обучали по-испански. Равны все культуры - в университетах сражаются с "засильем культуры белых". Хотят узаконить равенство сексуальных ориентаций, чтобы гомосексуальные пары могли официально вступать в брак и усыновлять детей. На детских конкурсах призы иногда вручают всем подряд, чтобы проигравшие не ощущали неравенства с победителями. Взрослых тоже стараются не травмировать. На церемонии вручения "Оскара" раньше объявляли:

- Итак, победил такой-то.

Недавно слово "победил" отменили, и в целях равенства  стали возглашать:

- Итак, "Оскар" вручается  такому-то.

Борются, конечно, и за равенство  женщин. Их права реально ущемлены в двух областях. На частных предприятиях женщинам иногда норовят заплатить  поменьше, чем мужчинам. И бывает, что воздвигают над ними "стеклянный потолок" - невидимую преграду, мешающую повышению по службе. Благородные  усилия борцов с этим безобразием  можно только приветствовать и поддерживать.

Но активистки "женского освобождения" требуют гораздо  большего.

Американкам не возбраняется служить в армии. Женщин в армии 180 тысяч, есть среди них несколько  генералов и один контр-адмирал. Думаю, что большинство из них  идет туда из материальных побуждений: платят скромно, но есть большие надбавки к зарплате, медицинская страховка  для всей семьи, длинные отпуска, оплата учебы, приличная пенсия. Женщины служат обычно в транспорте, связи, разведке, снабжении. Некоторые войска, в том числе десантные, для них закрыты. Пока что.

Недавно страна с интересом  следила за исходом битвы у  стен "Цитадели". Это военное  училище, где уже 150 лет по традиции учатся только юноши. Туда пожелала поступить  Шэннон Фолкнер. Училище энергично воспротивилось. Феминистки пошли в атаку. Дело дошло до Верховного суда США. По его решению Шэннон приняли. В первый же день она упала от жары в обморок, через неделю покинула "Цитадель" к восторгу всех 1700 воспитанников. Шэннон, измученная двухлетней борьбой, заявила, что ее сторонницы и адвокаты использовали ее как пешку в собственных играх. Год спустя в "Цитадель", однако, прорвались уже четыре девушки. Две, впрочем, скоро ушли, жалуясь на издевательства соучеников. Одного парня за это выгнали, десятерых наказали. Папу одной из оставшихся курсанток - генерала - срочно назначили начальником училища.

Идеолог консерватизма Патрик Бьюкенен выступил в печати с гневной  филиппикой против "сторонних агитаторов", которые "оскверняют традиции" и  насаждают "однополую идеологию, отвергаемую большинством американцев". Но либералы шумно восторгаются новой  победой женщин.

Вероятно, вдохновившись  этими событиями, писательница, у  которой даже фамилия женская - Даниэль  Александра - сочинила сценарий "Солдат Джейн" (G.I.Jane). Известный режиссер Ридли Скотт поставил по нему фильм, где главную роль за 10 млн. долларов сыграла крупнейшая голливудская звезда Деми Мур.

Сюжет незатейливый. Женщина-сенатор, председательница комиссии по военным  делам, хочет, наконец, ввести в армии  полное равенство. Она решает, что  среди военно-морских десантников, которых в США называют "тюленями" (Seals), не хватает нашей сестры. Одну кандидатку - увесистую и мужеподобную - сенаторша отводит по внешним данным, заявив, что она похожа на "жену русского свекловода". Выбор падает на красивую и умную Джордан О'Нил, лейтенанта разведки, имевшую до того дело лишь с компьютерами. Джордан проходит нечеловечески трудное обучение наравне с мужчинами, многие из которых не выдерживают и отсеиваются. В какой-то момент сенаторше-интриганке становится нужно, чтобы Джордан тоже ушла, и она организует ее травлю. Но и предательство сенаторши не может сломить стальную волю героини. В финале "тюленей" посылают на операцию в Ливию - выручать своих товарищей. Там очень долго, как говорила одна моя знакомая, "они стреляют из них в них". Командира-мужчину тяжело ранят. Догадайтесь, кто принимает командование, спасает всех и с триумфом возвращается домой?

Напрасно военные мужчины  писали после фильма в газеты, объясняя, что подготовка "тюленей" абсолютно, категорически непосильна для женщин и что, не дай Бог, если какие-то несчастные девушки поверят экрану и бросятся в десантные части. Напрасно утверждают ученые, что уже доказано - мы биологически разные (способ мышления, пространственная ориентация, степень агрессивности  и т.д.) Феминистки настаивают на полном равенстве.

Зигмунд Фрейд феминисток не жаловал. Он утверждал, что морфологическое  различие между полами обязательно  обусловливает и разницу в  психическом развитии.

- Анатомия - есть Судьба, - говорил он, перефразируя Наполеона.  Феминистки это отрицали, а к  Фрейду питали неприязнь.

Но вот что поразительно. Сценарий "Солдата Джейн", написанный ярой феминисткой, сделан абсолютно  по модели ее идейного противника Фрейда. Как известно, Фрейд полагал, что  девочки, впервые обнаружив свое физическое отличие от мальчиков, чувствуют  себя обделенными, кастрированными  и становятся жертвами того, что  он называл "завистью к пенису". (Об этом можно прочесть в "Некоторых  психических последствиях различия между полами", 1925, и в "Новых  вводных лекциях по психоанализу", 1933.) Это чувство женщинами не осознается, но может сохраниться  в подсознании на "невероятно долгие годы", даже когда женщина  давно поняла умом, что природу  не одолеть. Из-за этого "супер-эго" женщины развивается по-иному, чем у мужчины. Бессознательная надежда вопреки всему когда-нибудь обрести недостающее и уподобиться мужчине у некоторых женщин "может стать мотивом странных и ничем иначе не объяснимых действий".

В фильме "Солдат Джейн" решение Джордан добровольно пойти в мирное время на то, чтобы во имя равенства искалечить десантными тренировками свой организм, выглядит достаточно странным. Врач предупреждает Джордан, что от перегрузок у нее прекратятся обычные женские отправления. Но она словно и мечтает избавиться от женского естества. В середине фильма она совершает символический акт уподобления мужчине - бреет себе голову наголо. Но главное впереди.

Самое тяжкое испытание у "тюленей" - когда их готовят  к возможному захвату в плен. Командир нещадно избивает солдат - так, как  будут избивать враги. С Джордан он особенно жесток, объясняя, что враг сочтет ее слабым звеном отряда и будет мучить больше всех. К этому надо быть готовыми. Окровавленная, измочаленная Джордан, конечно, выдерживает пытку и даже лихо отбивается кулаками и ногами. А победив, с ненавистью говорит командиру не просто грубейшее, грязное, а именно сугубо мужское ругательство . Мужчины в восторге - теперь Джордан и вправду одна из них. А ей больше не надо им завидовать, комплекс кастрации побежден - недостающее обретено!

Фрейдовские построения кажутся нам невероятными. Но такой фильм, как "Солдат Джейн", внезапно, невольно для его авторов, доказывает, как умел гениальный психиатр читать в нашем бессознательном. Феминистки думают, что их надсадное, иррациональное стремление сравняться с мужчинами продиктовано передовыми идеологическими соображениями. А корни, пожалуй, иногда действительно скрываются гораздо глубже...4

 

3. Феминистские организации в мире

В Кокчетаве зарегистрирована Феминистская Лига - вторая организация в Центральной Азии с феминистским названием. 
       Осенью 1999 г. женщины "высшего общества" Казахстана создали свою организацию - женское общественное объединение "Аруана". Президент "Аруаны" - Сара Назарбаева, председатель Совета учредителей - Лейла Храпунова (жена мэра Алма-Аты). Членами объединения являются также Дарига и Динара (дочери президента), Куралай Нуркадилова - генеральный директор Дома моделей своего имени (дочь б. мэра Алма-Аты, нынешнего акима Алматинской обл.), более 40 других женщин, хорошо известных по светской хронике. Основная цель нового НПО - забота о подрастающем поколении. 
        1 декабря 1999 г. в Алматы прошел первый в истории Казахстана семинар по гендерным исследованиям. Организатор - Центр гендерных исследований. Тема "Теоретизация гендера" задала качественный состав участников семинара - исследователей и преподавателей гендерных курсов из университетов.  
Во вступительном слове "Гендер. Феминизм. Социальные науки" руководительница семинара, директор ЦГИ Мара Сеитова отметила, что "настало время артикуляции гендерного дискурса в нашей стране" и объявила методологический "устав", стратегические задачи и некоторые теоретические "амбиции" Центра. 
Основными докладчицами были Светлана Шакирова ("Эпистемология гендера") и Грета Соловьева ("Гендер в контексте постклассики"). Первая идентифицировала 22 направления современного феминизма, что нашло отражение в простой, но запоминающейся круговой схеме. Основным тезисом ее выступления стала мысль о том, что феминизм сегодня переживает кризис идентичности, проявляющийся в его неудачах в политике, в женском активизме, эпистемологическом плюрализме, в нерешенности проблемы различий, в утрате культурных референтов (что такое "женщина" вообще, "женские проблемы", "женская сущность"?). Вторая часть доклада С. Шакировой стала толкованием проблематики гендерных исследований исходя из определения "Гендер- социально сконструированное неравенство полов". 
         Профессор Соловьева подробно рассказала о философской предыстории гендера (экзистенциализм, Бовуар, неофрейдизм, "Загадка женственности"). 
           Методологическим развитием высказанных тезисов стали замечательные выступления Назым Шеденовой "Феминистская методология в социологических исследованиях", Мары Сеитовой" Дискуссии между американскими теориями гендера и западноевропейскими теориями сексуальных различий" и Карлыгаш Токтыбаевой "Феминистская критика в лингвистике". Эльвира Пак, "размышляя о гендере экономически", изложила основные стратегии женского экономического поведения, завязанные, как известно, на трех понятиях: карьера, семья, безработица. 
Аспирант С. Коновалов проанализировал гендерный и национальный состав вновь избранного Парламента РК. Юрий Зайцев убедительно показал "естественность феминизма на постсоветском пространстве".  
Таким образом, 18 участниц/ков семинара продемонстрировали себе и миру присутствие гендерного дискурса в Казахстане и желание вывести его из маргинальности, альтернативности, оппозиционности в некое новое состояние.

Информация о работе Феминизм