Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:35, статья
Сегодня в средствах массовой информации все чаще можно услышать мнения людей, что рожать детей нужно как можно позже, идет активная популяризация запада: «Надо встать на ноги, обзавестись имуществом, «закрепиться» на работе, пойти по карьерной лестнице». Во всех этих планах нет детей, а ведь еще 15—20 лет назад обществом неоднозначно воспринимались попытки молодых людей перенести рождение ребенка на более поздний срок. На девушку к 25 годам, как и на мужчину к 30 не вступившим в брак и не исполнившим свое “предназначение” хотя бы раз, смотрели с недоверием. Считалось, что не хотеть детей невозможно, а материнство — благость любой женщины - жена спасается чадородием. Сегодня это устойчивое словосочетание, весьма размыто не только в православных кругах, но и в обществе в целом. Что же существенно изменилось в модели формирования семьи?
Феномен добровольной бездетности в России?
«Молодость – чудесная вещь. Какое преступление – растрачивать ее на детей!»
Бернард Шоу
«Живи сам и не мешай жить другим»
Неизвестный мыслитель
Сегодня в средствах массовой информации все чаще можно услышать мнения людей, что рожать детей нужно как можно позже, идет активная популяризация запада: «Надо встать на ноги, обзавестись имуществом, «закрепиться» на работе, пойти по карьерной лестнице». Во всех этих планах нет детей, а ведь еще 15—20 лет назад обществом неоднозначно воспринимались попытки молодых людей перенести рождение ребенка на более поздний срок. На девушку к 25 годам, как и на мужчину к 30 не вступившим в брак и не исполнившим свое “предназначение” хотя бы раз, смотрели с недоверием. Считалось, что не хотеть детей невозможно, а материнство — благость любой женщины - жена спасается чадородием. Сегодня это устойчивое словосочетание, весьма размыто не только в православных кругах, но и в обществе в целом. Что же существенно изменилось в модели формирования семьи?
В наше скоростное время, передовых технологий появилась тенденция, в русле которой осознанно стали жить многие граждане, описано все больше эмоциями тех, кто не согласен с чужим образом жизни. Речь идет о «чайлдфри» транслитерацией английского слова «childfree» — тех, кто сознательно принял решение быть «свободными от детей». В России движение сhildfree получило достаточно большое распространение в последние годы и поэтому ни каких научных исследований и работ нет. Поэтому попробуем разобраться, с чем может быть связано появление данного течения в России?
Из всех путающихся и скудных описаний в СМИ, можно понять, что представители чайлдфри – люди по собственным убеждениям однозначно не желают иметь детей, утверждают, что их жизнь может быть полноценной и без потомства. Некоторые из них могут любить детей, некоторые остаются безразличными, некоторые испытывают неприязнь, но общими для всех чайлдфри являются: отсутствие ребенка и нежелание становиться родителем.
Стремление чайлдфри выделиться из «серой массы» очевидно, они более интеллектуально развиты, в большинстве востребованы как специалисты, имеют более высокий доход (в семейных парах как муж так и жена), менее религиозны.
«Обернется ли откладывание рождений для более или менее значительной части населения добровольным отказом от материнства навсегда, пока не известно. В то же время по опыту других стран нельзя не иметь в виду возможность некоторого увеличения пропорции ни разу не рожавших женщин1
Доля женщин родивших не менее одного ребенка
к указанному возрасту в поколениях по году рождения женщины
(Россия, 1954-1974, в %)
Год рождения поколения |
К 20 годам |
К 25 годам |
К 30 годам |
1954 |
24,9 |
75,3 |
88,1 |
1956 |
25,2 |
75,3 |
88,3 |
1958 |
25,3 |
74,9 |
88,3 |
1960 |
25,3 |
75,1 |
88,5 |
1962 |
25,4 |
75,0 |
87,8 |
1964 |
26,4 |
75,8 |
87,5 |
1966 |
27,7 |
76,0 |
86,8 |
1968 |
29,6 |
75,9 |
87,0 |
1970 |
31,2 |
74,3 |
85,9 |
1972 |
30,4 |
69,0 |
82,7 |
1974 |
28,4 |
65,9 |
- |
1976 |
25,6 |
62,6 |
- |
Чайлдфри в России – целеустремленные,
ориентированы на профессиональный рост,
поэтому зачастую высокую зарплату и признание
в обществе предпочитают рождению детей
(«Раз окна не открываются, вам обеспечен
совершенно особенный "аромат" младенца
- как по мне, то уж лучше пусть трупами
воняет, чем этой молочно-кисло-сладко-
Говоря о феномене чайлдфри, единогласно звучит мнение о том, что сознательное нежелание иметь детей – отклонение от нормы противоречащее традиционной модели семьи, самой сути человеческой природы (и сказал Господь … жене: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою3).
Сознательно бездетные
как социально-демографическая
Результаты голосования 4
В 2004 году в России появился форум в Живом Журнале - ru_childfree, где свобода слова и мысли превратила онлайн-клуб в беспощадную арену войн против детей и их родителей. На всех форумах этих сайтов выражается не столько ущемленность в правах, сколько нетерпимость и культ «сильнейшего». А это, между прочим, грозит попасть под статью 282 Уголовного кодекса РФ, касающейся возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
В сообществах чайлдфри сложно выявить тех, кто просто откладывает время рождения первого ребенка или решает не рожать вообще и все же сторонников движения отличает активное участие в форумах, демонстрирование позиций и активная неприязнь к тем, кто к категории «свободных от детей» не относиться («Я - нелюдь. У меня вид беременной человеческой самки вызывает отвращение на физиологическом уровне; мелкие дети - аналогичные ощущения; от запаха младенца - чистого, ухоженного и т.д. - хочется плевать. Я не преувеличиваю - он молоком пахнет"5).
Возможно, именно с последней особенностью и связано острая взаимная неприязнь двух противоположных «лагерей»: сторонников классических семейных ценностей и сознательно отказавшихся от деторождения.
Как бы общество не относилось к данному движению неоспоримым остается тот факт, что в России на сегодняшний день почти 50% семей не имеют детей6 что происходит на фоне высказываний, что малодетные семьи или семьи не имеющие детей выигрывают во всем перед многодетными. В связи с этим сегодня остро встает вопрос о ценности детей в семье. Эту проблему освещали в своих работах такие исследователи, как Т.А.Гурко, А.И.Антонов, В.А.Борисов, С.Н.Варламова, А.В.Носкова, Н.Н.Седова и др.
Сознательно бездетные были во все времена, но не оформлялись в сообщества, оставляя своё решение в рамках личностного выбора. В современную эпоху морального прессинга со стороны общества люди, связанные общими интересами, стремятся объединяться в сообщества, чтобы чувствовать себя более защищёнными и сильными. Виртуальные сети дают чувство символического признания и поддержки, одновременно делая их видимыми для общества и сам факт феномена чайлдфри — некая данность социально-демографического наброска, несущего маргинальный характер. Российский вариант маргинальной практики вписывается в европейские параметры. Уровень бездетности в ныне рожающих поколениях в Восточной Европе составит, вероятно, от 5% в Болгарии до 15% в России. В Западной и Северной Европе бездетность стабилизируется на уровне примерно 20%, а в Восточной Азии и Южной Европе бездетными могут остаться 25—30% женщин. При всём этом безбрачие и бездетность одних сосуществуют с многодетностью других. То есть бездетность одних всегда будет компенсироваться большим числом деторождений других.
1 Захаров С.В. Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход / Отечественные записки / Журнал для медленного чтения / № 3 за 2005 г.
2 http://lurkmore.to
3 Книга Бытие. Глава 3. Стих 16
4 http://forum.steelfactor.ru
5 http://lurkmore.to
6 Всероссийская конференция «Семья, дети и демографическая ситуация в России». Mar 02 2010 Лахова Екатерина Филипповна - выступление председателя комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей
Информация о работе Феномен добровольной бездетности в России?