Формирование и расходование средств Фонда социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:37, контрольная работа

Описание

Социальное страхование – это установленная государством система поддержки нетрудоспособных граждан за счет целевого федерального фонда социального страхования, который является вторым по величине внебюджетным фондом после пенсионного. В социальном страховании принимают участие также некоторые коллективные и частные фонды. Фонд пополняется за счет страховых взносов от всех предприятий и организаций России в составе единого социального налога, дотируется государством и принимает ассигнования от физических и юридических лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..........................3
1 Назначение, задачи и функции Фонда социального страхования…………..5
2 Формирование средств ФСС………………………………………………….................9
3 Расходование средств ФСС…………………………………………...………...............13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..........................19
Список литературы……………………………………………………………........................20

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 40.93 Кб (Скачать документ)

Для обеспечения деятельности ФСС  создан центральный аппарат, а в  региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС  образуется Правление, при региональных отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью ФСС  осуществляется его Председателем, который назначается Правительством РФ4.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты  заработной платы. Страхователи начисляют  страховые взносы на оплату труда, начисленную  по всем основаниям, и на другие источники  доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые  взносы, определяются Правительством РФ. Основанием для назначения и  выплаты страхового обеспечения  застрахованному лицу является наступление  документально подтвержденного  страхового случая. Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ.

При перечислении определенного процента средств социального страхования  в фонды эти средства остаются на счетах фондов, открытых на имя каждого  страхователя. Неизрасходованные в  текущем бюджетном году средства поступают в распоряжение страхователей, которые, не изымая их из фондов, направляют на обеспечение потребностей застрахованных. Этим обеспечивается принцип возвратности неизрасходованных средств. Фонды  социального страхования могут  получать доходы за счет не только коммерческого  управления средствами, но и контрольно-ревизионной  деятельности и производимых с ее помощью взысканий в виде штрафов, пени и других регрессивных мер. 

3 Расходование средств ФСС

 

Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных  рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба, именно на это направлено расходование средств Фонда.

Средства ФСС направляются на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
  • оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;
  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;
  • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
  • оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • проведение научно - исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Выплата пособий по социальному  страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.

Страхователь не вправе приостанавливать выплату пособий по государственному социальному страхованию и в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов. Если сумма фактических расходов по социальному страхованию превышает сумму начисленных страховых взносов, недостающая сумма возмещается в десятидневный срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетный квартал путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа Фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

Расходы на санаторно-курортное обслуживание должны производиться страхователем в пределах  норматива,  установленного ему исполнительным органом Фонда на календарный год.

Оплата путевок на санаторно-курортное  лечение,  в учреждения отдыха,  санатории  - профилактории,  санаторные и оздоровительные лагеря для  детей и юношества, на лечебное  (диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых они приобретены.

Порядок частичного финансирования санаториев - профилакториев, детских оздоровительных лагерей, детско-юношеских спортивных школ определяется  исполнительным органом Фонда, в котором зарегистрирован страхователь, согласно представленным сметам.

Расходы на административные, хозяйственные и иные цели, связанные с деятельностью Фонда, его исполнительных органов осуществляются по смете в пределах ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетами.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

В соответствии с  Федеральным законом  «О государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации»  назначаются  следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

  • пенсия за выслугу лет;
  • пенсия по старости;
  • пенсия по инвалидности;
  • социальная пенсия. 

Право на социальную пенсию имеют  постоянно проживающие в Российской Федерации:

  • инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию;
  • дети-инвалиды;
  • дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца;
  • граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию;
  • граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию.

Социальная пенсия, назначенная  гражданам, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

Денежные средства обязательного  социального страхования хранятся на счетах, открываемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального  страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного  медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации. При отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых на конкурсной основе Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается5.

В случае нехватки в финансовой системе  обязательного социального страхования  денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального  страхования может осуществляться только под обязательства Правительства  Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном  законодательством Российской Федерации.

Согласно документу, принятому  Государственной думой 21 сентября 2011г. и одобренному Советом Федерации 28 сентября 2011г., фактическое исполнение бюджета фонда за 2010г. по доходам  составило 463,8 млрд руб. (101,4% к уточненным бюджетным назначениям) и по расходам - 491,2 млрд руб. (100,1%).

В 2009г. бюджет фонда был исполнен по доходам на 97,4%, по расходам - на 99,0%.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством поступили в 2010г. в сумме 243,4 млрд руб., или 90,3% от плана (единый социальный налог за 2009г. - 95,6%).

Налоги на совокупный доход (взимаемые  по упрощенной системе, на вмененный  доход и т.д.), зачисляемые в  фонд, поступили в размере 11,8 млрд руб., или 85,6% от плана (в 2009г. - 84,2%).

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний поступили в сумме 62,2 млрд руб., или 105,0% от плана (в 2009г. - 102,6%). Коэффициент сбора страховых взносов составил 97,8% против запланированных 97,6%. Средневзвешенный по отраслям тариф страховых взносов сложился в размере 0,51%, что соответствует плановому уровню.

Основная часть расходов фонда (353,6 млрд руб., или 72,0% всех расходов; в 2009г. - 65,3%) направлена на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет и другие выплаты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

За 2010г. бюджет фонда исполнен с  превышением расходов над доходами в сумме 27,4 млрд руб. При этом сложился текущий дефицит по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 34,2 млрд руб. и текущий профицит по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 7,9 млрд руб.

Источником финансирования дефицита бюджета фонда явились средства страхового резерва от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 30,5 млрд руб6.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Система социального страхования  в Российской Федерации постоянно  прогрессирует. Серьезным достижением можно считать улучшение демографической ситуации и повышение рождаемости в регионах России. Возможности фондов социального страхования в плане выплаты пособий стимулируют россиянок рожать не только первого, но и последующих детей, не беспокоясь о своем материальном обеспечении во время нахождения в декретном отпуске и после него.

Продолжает совершенствоваться система  оплаты временной нетрудоспособности (больничных листов). Ежегодные бюджеты  региональных фондов социального страхования  растут, при их формировании учитывается  коэффициент инфляции, совершенствуется контроль над расходом средств фондов на цели, предусмотренные утвержденными  бюджетами.

Фонд социального страхования представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Основной функцией Фонда является компенсация или минимизация последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

 

 

Список  литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст] - М.: Проспект, 2009. – 216 с.
  2. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ [Электронный ресурс]. – Консультант плюс.
  3. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ (в ред. от 09.02.2009 № 13-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Консультант плюс // http://leader.consultant.ru/
  4. Федеральный закон «О Бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов от 28.11.2009 .292-ФЗ [Электронный ресурс]. – Консультант плюс // http://leader.consultant.ru/
  5. Федеральный Закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]. – Консультант плюс // http://leader.consultant.ru/
  6. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации: утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 [Электронный ресурс]. – Гарант // http://base.garant.ru.
  7. Говер А.Ю. Система социального страхования. Юридический аспект [Текст] / А.Ю. Говер // Местное право. – 2010. - №2. – С. 20.

Информация о работе Формирование и расходование средств Фонда социального страхования