Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 15:33, курсовая работа
Цели и задачи исследования.
Цель анализ форм и методов социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
1) проанализировать понятия «социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей»;
2) рассмотреть многообразие форм социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей;
3) рассмотреть существующие методы социальной защиты при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей и сиротами;
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3-5
Глава I Формы социальной защиты сирот, детей оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………….6-14
1.1 Групповые формы социальной защиты……………………………….6-10
1.2 Индивидуальные формы соц. защиты……………………………….11-13
Глава II Методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1 Психолого-педагогические методы социальной защиты……………14-22
2.2 Социально-терапевтические методы.………………………………....22-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................
Примерами
использования административных методов
в практике социальной терапии является
принятие главой администрации решения
об установлении опеки над несовершеннолетним
ребёнком, судебное решение о лишении
родительских прав и т.п.
2.Экономические методы. Данная группа
методов социальной терапии
предполагает, что в процессе их использования
могут быть учтены и проанализированы
экономические интересы и экономическое
положение того или иного социального
субъекта. Примерами подобных методов
являются экономические льготы, экономическая
поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические
санкции. Эффективность экономических
методов социальной терапии значительно
возрастает, когда их использование сопровождается
применением и ряда других методов.
3.Психолого-педагогические методы. В отличие
от административных и
экономических методов социальной терапии,
психолого-педагогические методы направлены,
в первую очередь, на отдельного человека
или на малые социальные группы. Использование
этих методов на практике предполагает
воздействие, как на систему взаимоотношений
в малых группах, так и на внутренний мир
человека, его систему ценностных ориентаций
и идеалов. Характерной особенностью этой
группы методов является то, что они обладают
«отложенным эффектом», т.е. результаты
их применения на практике становятся
видны далеко не сразу. К указанным методам
относятся: убеждение, воспитание, психологическая
коррекция и т.п.
Все эти группы методов социальной терапии
по-разному используются субъектами социальной
деятельности, в том числе и социальными
работниками, в зависимости от характера
и содержания конкретного социального
диагноза.10
В соответствии с объектом воздействия
выделяются следующие виды социальной
терапии.
1.Индивидуальная, которая применяется
в отношении отдельного человека,
разрешение проблем которого требует
конфиденциальности (сексуальное насилие,
семейные неурядицы и т. п.) к тем, кто не
желает или по каким-либо причинам не может
участвовать в групповой терапии. Этот
вид социально-
терапевтического воздействия требует
от социального работника или другого
специалиста высокой профессиональной
квалификации, личного такта, способности
к пониманию и сочувствию.
2.Групповая, представляющая собой стратегию
воздействия, направленную
на оказание помощи людям в преодолении
личностных нарушений или социального
неустройства с использованием групп
(при руководстве социального работника
или иного специалиста – психолога, врача,
педагога).
3.Семейная
терапия – работа социального
работника или другого специалиста с семьёй,
которая рассматривается как целостная
единица. Стремясь оказать необходимую
помощь в гармонизации внутрисемейных
отношений, в преодолении семейных проблем
и разрешении внутрисемейных конфликтов,
специалист стремится раскрыть внутригрупповые
роли членов семьи, их взаимные обязанности,
побудить их к более гибкому поведению
и т.п.
К наиболее часто применяемым в практике
социальной работы видам терапии относятся
следующие:
1.Трудовая терапия, основанная на возможности
оказывать тонизирующее
и активизирующее воздействие на человека
через процесс труда.
2.Терапия
самовоспитания представляет
субъекта по самопознанию, самоанализу
и самооценке. Она включает в себя
процессы саморефлексии и самоизучения,
переоценку собственной личности,
собственных решений, собственного прошлого,
выявление индивидуальных
психологических «барьеров», самоубеждения,
самопоощрения и самовнуше-
ния, создания желаемого образа «Я», использование
полученных результатов в повседневной
жизни и деятельности. Основным субъектом
этого вида
социальной терапии является сам человек.
3.Дискуссионная терапия предполагает решение какой-либо проблемы через её активное обсуждение в кругу заинтересованных лиц. При этом предполагается, что каждый из участников обсуждения может высказать свою точку зрения и аргументированно её отстаивать. Такой подход к решению проблем человека или группы даёт возможность определить степень значимости данной проблемы для субъекта, оценку её другими людьми, позволяет найти такой путь решения, который максимально соответствует стремлениям и ожиданиям всех включённых в проблему людей. Как было отмечено выше, методы социальной терапии – это, прежде всего, методы решения различных социальных и личностных проблем человека, группы или коллектива. Эти методы могут с успехом применяться как социальными работниками, так и другими специалистами, работающими в социальной сфере.11
Специфические методы социальной терапии используемые в практике социальной работы:
1.Бихевиористский
- исходная посылка данного метода состоит
в признании взаимовлияния поведения
человека и событий, происходящих в его
окружении, связи поступков человека с
тем, что происходит до и после них, а также
влияния на поведение непредвиденных
обстоятельств.. Именно поведение человека
является основным объектом воздействия
в процессе социально-терапевтической
деятельности. Поведение рассматривается
при этом как единство трёх основных форм
реакции человека на окружающую среду:
- эмоциональная или аффективная реакция,
основанная на сиюминутном,
чувственном восприятии происходящего,
основными способами проявления
которой являются неосознанные и неконтролируемые
действия субъекта (действия в состоянии
испуга, стресса и т.п.);
- компетентная или когнитивная реакция,
основанная на знании и размышлении;
- прямое или открытое реагирование, т.е.
адекватная реакция субъекта на
происходящее, не отодвинутая во времени
(действия, которые максимально соответствуют
обстоятельствам).
Подобное представление о поведении человека
формирует два основных
направления использования бихевиористского
метода в практике социальной
работы. Во-первых, это анализ и корректировка
конкретных видов поведения человека
в реальных жизненных обстоятельствах:
дома, на работе, в школе, в чрезвычайной
ситуации и т.п. И, во-вторых, это анализ
и корректировка когнитивных и эмоциональных
реакций человека на ситуацию, т.е. работа
не с конкретной формой его поведения,
а с тем, как человек воспринимает и оценивает
какую-либо ситуацию. Конечной целью таких
воздействий является формирование у
человека адекватного восприятия возникающих
жизненных ситуаций и способности выбирать
в них не менее адекватные и эффективные
формы поведения.
2.Когнитивный метод. Основной принцип
когнитивной терапии заключается в том,
что большинство человеческих эмоций
и видов поведения, рациональных и иррациональных,
обусловлены способностью людей думать,
воображать, во что-то верить и т.п., т.е.
когнитивными процессами. Исходя из этого
принципа, суть когнитивной терапии определяется,
как стремление помочь человеку изменить
свои когнитивные процессы и тем самым
справиться с поведенческими эмоциональными
процессами.
В рамках когнитивной терапии человек
рассматривается как активно и
сознательно конструирующий свою реальность
субъект. Этим определяется
стратегия когнитивного вмешательства
в ситуацию, включающая в себя следующие
элементы. Во-первых, целостный процесс
определения и оценки проблемы. Он предполагает
объективный анализ сложившейся ситуации,
выявление основных проблем субъекта,
их причин и возможных последствий. Кроме
того, и это главное, здесь необходимо
установить степень значимости рассматриваемой
проблемы для него, особенности её восприятия
и переживания. Во-вторых, процесс непосредственного
изменения дисфункциональных восприятий,
убеждений, мыслей и оценок субъекта. Задача
социального работника заключается в
том, чтобы изменить определённые участки
когнитивной жизни человека, его мыслительной
и оценочной деятельности. Процесс когнитивной
терапии направлен на то, чтобы человек
определил какие его убеждения, мысли
и поступки препятствуют его полноценному
и нормальному существованию в данной
социальной среде, сознательно переработал
и изменил их.
Сферой применения когнитивной социальной
терапии является преодоление эмоциональных
проблем и состояний (депрессий, тревожности
и т.п.) в
профилактике су работе с пожилыми клиентами
и подростками. Этот
метод также достаточно эффективен и при
решении различных межличностных проблем
и проблем взаимоотношений человека с
окружающей социальной средой.12
Этапы социальной
терапии
1.Знакомство специалиста с проблемой,
приглашение клиента к сотрудничеству.
Именно здесь закладывается возможность
тщательной подготовки к последующей
деятельности по решению возникшей проблемы.
2.Оценка проблемы, её значимости для клиента,
места, которое она занимает в его жизни.
Этот этап предполагает сбор необходимых
для последующей работы сведений о клиенте,
его системе связей и отношений с другими
людьми и т. п.
3.Планирование последующей деятельности
и принятие взаимных обязательств. Здесь
клиент и социальный работник рассматривают
весь диапазон возможных путей и способ
решения проблемы, выбирают наиболее эффективные
и приемлемые, определяют ответственность
каждой из сторон за последующие действия
и составляют график совместной деятельности.
4.Осуществление запланированных изменений.
Клиент и социальный работник по мере
возможности выполняют взятые на предыдущем
этапе обязательства, т.е., осуществляется
процесс собственно социально-терапевтического
вмешательства и осуществления социальных
изменений.
5.Оценка полученных результатов и завершение
работы. Этот этап социальной терапии
предполагает анализ результативности
совместной деятельности клиента и социального
работника по решению какой-либо проблемы,
внесение, при необходимости, соответствующих
корректив в этот процесс и составление
рекомендаций для последующей жизнедеятельности
клиента.13
Грамотно организованный и проведённый
процесс социальной терапии позволяет
не только преодолеть возникшие социальные
или личностные затруднения человека,
но и гармонизировать систему его взаимоотношений
с другими людьми, социальной и природной
средой существования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив
данную проблему, проанализировав и
сравнив точки зрения исследователей
и авторов различных
1. Оказание помощи этой категории детей может осуществляться как в учреждениях интернаторного типа, так и в условиях приемной семьи. При этом приоритетность отдается воспитанию таких детей в семье.
2. Широкое распространение в последнее время получило использование концепции «самопомощи» при работе с этой категорией людей.
4.
Многочисленные исследования
5.
Система социализации должна
охватывать все сферы
6.
Особое значение, по моему мнению,
имеет изменение общественного
мнения в отношении детей-
7.
Одним из самых важных, на мой
взгляд, является обеспечение
В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Что главной целью политики государства является выработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их в Семейном кодексе.
Данная курсовая работа, является продолжением и дополнением сделанного мной ранее реферата, по данной теме. В курсовой работе я более глубоко изучила данную тему, расширила список изученной мной литературы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ