Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 19:07, курсовая работа
Цель исследования – изучение форм и видов социальной помощи мигрантам в России.
Задачи исследования:
– изучить социальные проблемы мигрантов;
– раскрыть формы и виды социальной помощи мигрантам в России;
– описать алгоритм оказания помощи мигрантам.
Введение 3
Глава 1. Характеристика социальной помощи мигрантам в России 5
1.1.Социальные проблемы мигрантов в России 5
1.2. Особенности социальной помощи мигрантам 11
Глава 2. Виды и формы социальной помощи мигрантам в России 14
2.1. Характеристика видов и форм социальной помощи мигрантам в России 14
2.2. Алгоритм оказания помощи мигрантам 21
Заключение 26
Список использованных источников 30
Попадание в новую этнокультурную среду зачастую приводит к так называемому культурному шоку. Следование прежним нормам и ценностям, принятым в той среде, откуда человек был вынужден уехать, только усугубляет ситуацию. Чем более жестко человек придерживается привычных для него культурных моделей поведения, социально одобряемых в прежней культурен, тем труднее ему приспособиться в новой среде. Причем существенную роль играют не только этнические, но и культурные различия.
В
то же время есть и другая крайность
- например, ухудшается отношение к
своему народу, нарастают тенденции
отрицания собственной
Около 90% ситуаций с отстаиванием интересов вынужденных переселенцев в судах и оказанием им правовой помощи связано с легализацией пребывания репатриантов в стране (получение гражданства Российской Федерации и регистрации по месту жительства и/или по месту пребывания) и легализацией их в качестве вынужденных переселенцев (получение соответствующего статуса от территориального органа ФМС).
Этот «перекос» вовсе не означает, что, к примеру, с проблемами трудоустройства, обеспечения жильем, социальными услугами все обстоит благополучно. Дело тут в сочетании двух обстоятельств: во-первых, нарушения прав переселенцев в означенных сферах являются массовыми; во-вторых, юридическая борьба с этими нарушениями доказала свою результативность (особенно когда дело доходит до судебного разбирательства), поскольку речь идет о противоречии действий разного ранга должностных лиц положениям Конституции и других весьма четко сформулированных законодательных актов. Другой вопрос, что «советским» людям, особенно находящимся в тяжелом материальном и психологическом состоянии, нередко бывает трудно перестроить свое мышление и заставить себя обратиться в суд, а затем проходить одну судебную инстанцию за другой.
Что касается трудностей переселенцев в получении жилья и работы, речь тут идет, во-первых, о так называемых ресурсоемких правах, соблюдение которых крайне трудно «пробить» через суд, ведь само по себе судебное решение не создает необходимого (и всюду в России тотально дефицитного) материального обеспечения прав. Во-вторых, из-за этого дефицита законодательные акты сформулированы так, что они практически никого ни к чему не обязывают.
Таким образом, при попытках решить ключевые проблемы обустройства мигранты как бы выводятся из правового пространства и попадают во власть некоего неформального механизма, основанного на связях, деньгах, взятках и пр., на их умении «устраиваться» и «договариваться».4
Рен Бейкер отмечает, что потребности в разного рода поддержки зависят от этапа адаптации беженца.
Так, в период ожидания (чрезвычайная, начальная фаза) человек обычно испытывает чувства неуверенности, изоляции, беспомощности перед лицом своей семьи, страха преследования, беспокойство и неопределенность относительно своего будущего, чувство скорби по тому, что утрачено. Социальный работник должен обеспечить доступ к процедуре предоставления убежища и касающейся ее информации; помочь в подготовке необходимых документов для получения статуса беженца или вынужденного переселенца; поддержать психологически и найти возможность для первичной материальной помощи.
На следующем этапе формы помощи зависят от результата принятого решения. Если отказ – необходимо разъяснить альтернативы (подать апелляцию, просьбу о выезде в другую страну или возвращении на Родину), предотвратить панику и негативные реакции на полученный ответ. Лица, признанные беженцами, нуждаются по прибытии на место в ощущении безопасности, испытывают потребность в уважении и понимании, доброжелательности.
Стратегия успешной интеграции беженцев будет в определенной мере зависеть от:
- оказываемого им приема;
- целостности семьи беженца или ее разобщенности;
- наличия тяжелой душевной травмы;
- принадлежности/не принадлежности к национальному меньшинству у себя на родине;
- наличия у них четко определенных целей (постоянное или временное пристанище).
Беженцы прибывают в страну убежища с самыми разными целями. Но в любом случае социальный работник должен помнить о том, что беженец хочет обрести в новой стране безопасность для себя, своих близких; хочет почувствовать, что его воспринимают как личность, нуждается в уважении своих решений и желаний; будет использовать свои знания и способности; желает жить свободным человеком, обосноваться в новой стране и воспитывать детей в обстановке мира и спокойствия; пожелает или не пожелает поддерживать культурные связи со страной своего происхождения; захочет или не захочет возвратиться на родину даже в том случае, если это окажется возможным; всю жизнь он будет скорбеть о том, что он потерял: о людях, с которыми расстался, о родных местах, культуре своего народа.
Для социальных работников объектом приложения их профессиональных знаний становится работа в миграционных службах, которые сотрудничают со службами социальной защиты, социального обслуживания и здравоохранения, социально-эпидемиологическими службами.
В работе с мигрантами приходится рассматривать предпосылки и характер солидарности, складывающейся на новом месте, а также общую атмосферу в регионе и социальной интеграции на старом месте, причин переселения, особенности ценностей и механизмов реинтеграции на новом месте. Сочетаются индивидуальная, семейная. Групповая, общественная социальная работа и социальное административное планирование. Чрезвычайно важно сотрудничать с органами власти, со средствами массовой информации, социальными службами разного характера. При этом социальный работник опирается на помощь некоторых специализированных государственных и общественных центров. Среди них Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам, ведущий просветительскую работу; Российский центр помощи беженцам «Соотечественники» помогающий создавать рабочие места, предприятия; Международная организация по миграции, оказывающая экспертную и консультативную помощь, организующая семинары, помогающая инструментами и машинами, начавшая в Тамбове и Новгороде осуществлять пилотные проекты расселения вынужденных мигрантов; ЭКО-центр «среда обитания» разрабатывающий проекты расселения и строительства жилья для вынужденных мигрантов с их участием.5
Социальная помощь - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием. Системы социальной помощи всегда и везде следовали главному принципу - необходимости заботиться о тех, кто не в состоянии позаботиться о себе сам.6
Социальная защита, оказание той или иной помощи отдельным людям или социальным группам в конечном счете направлена на гармонизацию отношений между ними и обществом.
Социальная
помощь беженцам и мигрантам - различные
формы содействия и поддержки, оказываемые
социальными службами государственных
и негосударственных структур преимущественно
представителям конкретных этнических
общностей. По содержанию эта помощь может
быть: материальной, правовой, психологической,
педагогической, профориентационной,
медико-санитарной, информационно-
В
настоящее время органами социальной
защиты населения ведется
В социальной работе с мигрантами выделяются два основных вида:
1.
Практическая социальная работа
(работа с конкретным
2.
Организационная работа (организация
работы социальной службы, разработка
конкретных программ
Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому, медико-социальному, финансовому, социально-экономическому, материальному, социально-информационному и социально-трудовому.
1.
Социальное направление (
— проведение социальных консультаций;
— проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;
— выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;
— социальная диагностика;
— помощь мигрантам в получении пенсий и пособий;
— содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи;
— выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей;
— профилактика девиантного поведения;
—
организация культурно-
— профилактика бездомности (включая содействие в получении общежития, временного жилья или приобретении собственного жилья);
— профилактика детской беспризорности (включая устройство детей в детские дома и дома-интернаты);
— содействие возвращению имущества мигрантов и получению ими компенсаций;
— взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам.
2.
Социально-информационное
— информирование мигрантов о деятельности социальных служб;
— сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения;
— информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массовой информации) в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;
— содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы миграции.
3. Социально-психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения):
—
психологическое
— психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации;
— психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса;
— психопрофилактика стресса;
— проведение психологических тренингов с мигрантами;
—
обучение аутотренингам и
—
психологическая диагностика
Информация о работе Формы и виды социальной помощи мигрантам в России