Формы правления и форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:44, доклад

Описание

Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновремен-но является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). формы государственного правления подразделяются на: монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные)

Работа состоит из  1 файл

Формы правления.doc

— 69.00 Кб (Скачать документ)

Сейчас эта форма государственного устройства характерна в ос-новном для крупных и средних по территории демократических госу-дарств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каж-дой нации может найти отражение в предоставлении государственнос-ти в рамках федерации (Российская Федерация - хороший тому при-мер).

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:1. Территория федерации состоит из территорий субъектов федерации (штатов, кантов, земель, республик и т.д.), которые в тоже время не обладают полным суверенитетом. Субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом выхода из союза).

В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, но она должна полностью соответствовать федеральной конституции.

Субъекты федерации имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы. Они имеют право издавать свои собственные законодательные акты, при условии их соответствия федеральному закону.

В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц (двойное гражданство).

Двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (Россия, США, Бразилия, Индия, Германия, Австралия, Венесуэла, Малайзия и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку , который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру государственного устройства .

Административно-территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации (Германия, США). Национально-государственные федерации характеризуются более сложным государственным устройством (Югославия). Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Выделяют также симметричную федерацию (субъекты федерации имеют одинаковый правовой статус) и ассиметричную, характерно неравенство положения субъектов. Первой является Германия, второй - Россия.

Наконец федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в основном законе страны)

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов и достижения определенных целей (экономических, военных, политических, социальных и др.) позволяющих создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.

Однако сейчас взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.

Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С., "государствен-ный союз государств". То есть ни одно из государств - членов кон-федерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную сис-тему, армию, полицию и т.д.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

-конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

-конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

-сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

-государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815 - 1867), Швейцарский союз (1815 - 1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

Нетипичные (смешанные) формы правления

Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации[4]. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства[4]. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).

Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.



Информация о работе Формы правления и форма государственного устройства