Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 21:55, статья
Если сравнить итоги крупных политических реформ в России за последнее столетие, то можно заметить их общую тенденцию: возрастание роли и влияния различных средств массовой информации.
Формы взаимодействия средств массовой информации и органов власти
Если сравнить итоги крупных политических реформ в России за последнее столетие, то можно заметить их общую тенденцию: возрастание роли и влияния различных средств массовой информации.
Эта тенденция прослеживается на примере реформ «60-х - 70-х годов XIX века, 1905-1907», период с 1985г. по настоящее время. Сходным при этом является изначальное провозглашение гласности, как государственной политики и постепенная трансформация ее в свободу печати. Такой процесс становится, как правило, основой для противоречий, заложенных во взаимоотношениях власти и прессы.
Рассмотрим, как это проявлялось в хронологии.
В период с 60-х - 70-х годов XIX века был принят закон о печати - «Закон от 6 апреля 1865 года, провозгласивший свободу слова в России», а «Программа о делах печати Александра II» стала опытом нормативных документов, строивших отношение власти и прессы на основе закона.
В 1917 году был принят
Декрет о печати, в котором говорилось:
«когда новый порядок упрочится,
всякие административные воздействия
на печать, будут прекращены; для
нее будет установлена полная
свобода в пределах ответственности
перед судом». Следовательно, уже
в этом документе были зафиксированы
определенные ограничения по участию
оппозиции в освещении
Между средствами массовой информации и властью всегда были противоречия. Они затрагивали не только попытки власти подчинить себе средства массовой информации, но и иные формы взаимодействия.
Рассмотрим основные модели взаимоотношений средств массовой информации с властными структурами в России и за рубежом.
Характер взаимоотношения правительства, других властных структур со средствами массовой информации варьирует от страны к стране.
Немаловажное значение имеет и то, в какой степени журналисты, репортеры, обозреватели, редакторы и издатели разделяют те или иные общественные ценности, идеалы, партийные ориентации и установки.
Большинство средств массовой информации в развитых странах предпочитают подчеркивать свою независимость от государства, государственно-политических институтов и прежде всего от правительств.
Из-за неоднозначности
позиций средств массовой информации
взаимоотношения между ними и
властными структурами
Преобладание консенсусной модели зависит от объективного отражения средствами массовой информации происходящих событий в обществе. С помощью средств массовой информации общественное мнение становится известным органом государственной власти, учитывается ими и таким образом оказывает воздействие на проводимую политику.
Конфликтная модель возникает в основном, либо из-за необъективной подачи информации средствами массовой информации, либо из-за ограниченного доступа журналистов в органы государственной власти.
В научной литературе описаны три модели взаимодействия средств массовой информации и власти.
Первая модель.
«Средства массовой информации полностью независимы от государства. При этом они хотели бы получить от власти информации о каждом ее шаге, накапливать, обобщать и распределять информацию.
Вторая модель.
Средства массовой информации сотрудничают с государством в той степени, в какой государство дотирует их, но при этом оставляет за собой право на критическое отношение к деятельности властных структур.
Третья модель.
Средства массовой информации работают под контролем государства, проводят в жизнь его политику».
В различных политических режимах проявляется одна из этих моделей, которые имеют свои черты и особенности
Будет ошибочным утверждение, что властные структуры и средства массовой информации не стремятся к консенсусу, к диалогу. Это подтверждается тем, что в органах власти, в различных ведомствах существуют отделы или управления по связям с общественностью (пресс-службы), функционирующие на основании Федерального закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Эти подразделения призваны наладить диалог данной властной структуры со средствами массовой информации, через представление сведений о деятельности государственных органов, их должностных лиц, «по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, ссылки справочных материалов и иных формах».
Теперь перейдем к рассмотрению моделей взаимоотношений властных структур и средств массовой информации в Российской Федерации.
С начала двадцатого века модели взаимодействия власти и средств массовой информации в СССР и Российской Федерации изменились.
Дольше всех просуществовала модель полного контроля государства над средствами массовой информации.
В Советском Союзе средствам массовой информации отводилась роль инструмента политики КПСС. Система средств массовой информации формировалась партийно-государственными структурами и функционировала под их полным контролем.
Партийные комитеты обладали директивными, управленческими и контрольными функциями по отношению к средствам массовой информации.
Согласно Уставу КПСС, «на республиканские, краевые, областные, окружные, городские и районные организации партии и их руководящие органы возлагалось руководство местной печатью, радио и телевидением».
Основные направления работы средств массовой информации и пропаганды определялись директивными указаниями, которые содержались в партийных решениях и документах.
Непосредственное руководство складывалось из нескольких звеньев:
1. Парткомы проявляли
заботу о политической
2. Партийные комитеты
активно использовали прессу
как средство гласности,
3. Партийные комитеты
заботились о повышении
4. Проводили работу по подготовке, воспитанию и расстановке журналистских кадров.
На партийных съездах, пленумах, в постановлениях ЦК КПСС давалась «оценка деятельности средств массовой информации, определялись основные проблемно-тематические направления их работы при решении политических и хозяйственных задач».
Коммунистическая партия оказывала в это время влияние на все стороны жизни общества и средства массовой информации.
ЦК КПСС четко координировал деятельность средств массовой информации.
Вопросы организации совместных действий печати, телевидения и радио четко фиксировались в «перспективных планах».
В плане определялась тематическая направленность выступлений, основные рубрики, формы организации массовой работы редакций и т. д. Для каждого органа массовой информации в соответствии с его спецификой, намечались конкретные задачи. К примеру:
· «внимание газет должно быть акцентировано на глубоком и всестороннем освещении опыта лучшей организации труда;
· телевидение призвано было показывать лучший опыт, быть трибуной почета для героев труда, раскрывать нравственную красоту их трудовых подвигов;
· радиовещание должно было широко и оперативно информировать о размахе социалистических соревнований, о передовом опыте, готовить специальные литературно-художественные передачи, посвященные людям труда и т.д.».
Важно отметить, что одной из форм взаимодействия средств массовой информации и партийных комитетов являлись пресс-конференции. Тематику пресс-конференций определяли партийные комитеты в зависимости от задач, на решение которых было сосредоточено внимание партийных организаций.
Партийные работники лично общались с сотрудниками редакций, непосредственно участвовали в делах редакционного коллектива по выпуску газет, подготовке радио - и телепередач.
В практике партийного руководства средствами массовой информации использовались разнообразные формы личных контактов, это:
1. Выступления партийных
работников на редакционных
2. В этот период
в деятельности средств
3. Можно сказать,
что пресса, радио и телевидение
фактически сливались с
4. Таким образом, власть и средства массовой информации оказались как бы по одну сторону, а общество - по другую.
5. Иначе строятся
взаимоотношения властных
6. В этот период
происходит смена модели
В демократическом государстве средства массовой информации призваны выражать волю не собственно власти, а волю народа, гражданского общества.
Спору нет, средства массовой информации должны выйти из-под административного контроля власти. Но свобода сама по себе не гарантирует объективности информации. Беспрерывность позиции журналиста, органа прессы, не предохраняет от использования средств массовой информации в качестве инструмента манипулирования общественным мнением.
Сегодня наблюдается
финансовая зависимость средств
массовой информации от учредителей
и капитала. Основная масса средств
массовой информации выдает ту информацию,
которая согласовывается с
Кроме того, сегодня происходит сокращение тиражей на все местные, региональные и центральные издания. Причина кроется не только в росте могущества электронных средств массовой информации, но и в растущей конкуренции издательских корпораций, поглощении мелких издательских фирм крупными фирмами. Для «выживания» средствам массовой информации, а также совершенствовать формы взаимодействия с властными структурами. Кроме того, необходим поиск новых форм взаимодействия со своей аудиторией на фоне электронных конкурентов.
Одни газеты имеют свою электронную версию, становятся абонентами электронной сети «Интернет». Другие, «уходят» в оппозицию, критикуя все и, прежде всего, власть. Третьи, стремятся к сотрудничеству и взаимодействию с властными структурами. Четвертые - «чахнут» и их место занимают электронные средства массовой информации.
В поисках информации средства массовой информации преподносят своей аудитории зачастую недостоверную информацию. Это в свою очередь приводит к конфликтам с властными структурами, если эта информация затрагивает деятельность этих структур, да и не только с ними.
Недостоверность информации приводит к снижению доверия к средствам массовой информации, что влечет само собой к сокращению их аудитории.
Отсюда, средства массовой информации выступают не как защитники интересов общества, а действуют в угоду либо своих, либо других интересах.
Получив свободу, средства массовой информации плохо представляют, как распорядиться ею, а структуры власти лихорадочно ищут пути упорядочивания их деятельности. Поэтому часто даже сегодня встречаются конфликты между средствами массовой информации и властными структурами.
С развитием рыночных механизмов, пресса ищет новые формы своего существования, что нередко приводит к конфликтам с органами власти. Дело не только в освещении информации, но и в зависимости средств массовой информации от учреждений, издателей.
Проблема здесь, прежде всего в том, что средства массовой информации в жизнедеятельности современного общества являются элементом системы «политика - власть - общество». Но место и роль этого элемента разными политиками и журналистами видятся по-разному. Одни рассматривают средства массовой информации как орган власти, другие - как орган гражданского общества.
Информация о работе Формы взаимодействия средств массовой информации и органов власти