Формы защиты конституционных прав и свобод граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 09:31, курсовая работа

Описание

Конституция важна и необходима для современного государства. В ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство вызывает уважение к праву, интересам и ценностям людей.

Содержание

Введение..........................................................................................................3
1. Становление прав и свобод человека.......................................................5
1.1 Понятие и сущность прав и свобод……................................................5
Историческое развитие прав и свобод..................................................8
2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод...........................................17
2.1 Основные и иные права человека и гражданина.................................17
2.2 Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод...............20
2.3 Международная защита прав и свобод человека.................................23
Заключение....................................................................................................26
Приложение 1………………………………………………………………28
Приложение 2………………………………………………………………29
Приложение 3………………………………………………………………30
Список использованных источников..........................................................31

Работа состоит из  1 файл

Формы защиты прав и свобод.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)
er"> 2. Виды прав и  свобод. Защита прав  и свобод.

2.1Основные и иные права человека и гражданина.

 

      Прежде всего, необходимо внести ясность в понятие «основные», «конституционные» и иные права человека. Отсутствие точных формулировок в ряде конституций затрудняет ответ на этот вопрос. Однако основные права личности – это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст.17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться, как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства – неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность от рождения).

              Основные права являются субъективными. Это истина, которая сегодня очевидна, входе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале 20-го века в результате долгих споров о понятии субъективного права вообще и основных прав образовалось новое понимание основных прав как субъективных, и гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом властных структур21.

     Основные  права, т.е. возможность осуществлять свои конституционные и другие права, неотчуждаемы – отказ от них юридически недействителен. Производные от основных, «другие» права, например право собственности на определенную вещь, отчуждаемы; она может быть продана, подарена и т.п., но это не ущемляет основного права человека иметь в собственности имущество. 22

     Основные  права и свободы могут быть ограничены в случаях и в мере, предусмотренных Конституцией и законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст.55. Конституции РФ). Некоторые права могут быть ограничены в случае злоупотребления ими, например право на объединение – запретом создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, рассовой, национальной и религиозной розни и т.п. (ч. 5. ст. 13. Конституции РФ).                     

          В специальной литературе стало  обычным рассматривать конституционные  права как основные. Это нашло  выражение в Веймарской конституции,  было воспринято Основным Законом ФРГ, а затем рядом новых  европейских конституций. «Какое бы обозначение ни выбиралось, речь по существу, всегда идет о тех правах, которые являются фундаментальными для обеспечения правового статуса человека и гражданина и которые поэтому получают гарантии в основных законах государства»23.

          Европейская конвенция о защите  прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность  человека обратиться в Европейский  суд для защиты нарушенного  права на условиях исчерпанности всех внутригосударственных средств защиты прав, предусмотренных национальным законодательством.

     Часть 2 статья 11 Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод гласит: «Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав исвобод других лиц»24

          В современном мире, когда проблема  защиты прав человека вышла  далеко за пределы каждого  отдельного государства, возникла  необходимость в создании универсальных  международно-правовых стандартов, которые так же являются основными  правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться.

 

2.2Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.

 

     Конституционная обязанность государства соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина состоит в  создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение  таких условий и защита прав и  свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     Особую  роль в защите прав и свобод от нарушения  органами государственной власти и  органами местного самоуправления, а  так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч.2). Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов управления25.

     Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав исвобод – правосудие.

     Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с дейсвительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение. 

     В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле26.

     Особая  роль в защите прав и свобод принадлежит  Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.

     Многие  вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и  решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют  практически все министерства и  ведомства. Например, МВД – обязано  решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.

     Одним из способов защиты гражданином своих  прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб  и заявлений в государственные  органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.

     В Российской Федерации возникли и  официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека. К  числу таких организаций относятся  общество «Мемориал», комитеты и фонды солдатских матерей, Московский исследовательский центр по правам человека и д.р.

     Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются  их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.

     В последние годы для отстаивания  социально-экономических прав, широко использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к трудовому  коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению привлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав и свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и справедливости.

     Нарушенное  равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.)27.   

      

 

2.3 Международная защита прав и свобод человека.

     В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала 20-го века, права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства – участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции.

     Ученые-международники 19-го века широко восприняли естественно-правовую теорию прав человека. Профессор Петербургского университета Ф. Мартенс писал, что  «все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью»28. Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли, естественные права человека «должны быть уважаемы как в мирное, так и в военное время»29.

     Точка зрения о законности вмешательства  в дела других государств и правомерности  интервенции «по мотивам гуманности», для защиты основных прав и свобод человека разделялась большинством юристов-международников как в 18, так и в 19 веке. Лишь отдельные ученые, например профессор А. Гефтер, утверждал, что если государство попирает права и свободы своих граждан, «то надо прекратить с ним всякие отношения», но не вмешиваться силой оружия в его внутренние дела30.

     В ходе Второй Мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании  прав и свобод человека. Ее опыт и  итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой.

     Создание  ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.

     ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, содержащую широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой был известный французский ученый Рене Кассен, провозгласила, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах». Так же ООН одобрила Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах и д.р.

     ООН и другие  международные организации  справедливо уделяют особое внимание нарушениям основных прав и свобод человека, происходящим в результате международных преступлений государств.

     В формированиии принципов и норм в области прав человека определяющее место занимает ООН  ее специализированные учреждения. Именно в рамках этой Организации государствами были разработаны и приняты все важнейшие международные соглашения в области прав человека. В ряде случаев принятию международно - правовых договоров предшествует разработка и одобрение деклараций и резолюций. Необходимость такого подхода во многом диктуется сложностью рассматриваемых проблем и различной позицией государств.

Информация о работе Формы защиты конституционных прав и свобод граждан