Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:09, лекция
спецификой социологического метода - посредством его производится сбор эмпирических фактов, необходимых для проверки гипотез в социологическом исследовании.
Функции методов сбора данных:
1. переход от теоретического знания о предмете исследования к его эмпирическому описанию и анализу.
2. позволяет получить кол-ные значения изучаемых переменных, составляющие необходимое условие кач-ного анализа предмета исследования.
3. предопределяет возможности использ. Матем. аппарата на этапе обработки и анализа собранных данных.
4. обеспечивает надежность и достоверность эмпирических данных, определяя адекватность получаемых результатов изучаемой социальной реальности.
спецификой социологического метода - посредством его производится сбор эмпирических фактов, необходимых для проверки гипотез в социологическом исследовании.
Социологический метод – это средство получения и построения научного знания о социальной реальности
Наблюдение – прямая регистрация событий очевидцем.
В отличие от обыденного научное наблюдение отличается тем, что
а) подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам;
б) наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре;
в) все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе;
г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость
Классификация наблюдений производится по различным основаниям.
Процедура любого наблюдения складывается из ответов на ?: "Что наблюдать?", "Как наблюдать?" и "Как вести записи?".
План наблюдения Что наблюдать?:
1) Общая хар-ка соц.ситуации( сфера деят-ти общ-ной жизни(семейная жизнь,производство), правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом ((не)формальные), степень саморегуляции объекта наблюдения).
2) определить типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации относительно других объектов (пр:экологическая среда, область жизнедеятельности)
3) Субъекты или участники социальных событии:
по демографическим и социальным признакам (пол, возраст, семейное и образование и т. д.);
по содержанию деятельности (сфера занятий, сфера досуга...);
по статусу в коллективе (руководитель, коллега, подчиненный; администратор)
по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, которым они следуют строго и которыми пренебрегают...);
по неофициальным отношениям и функциям (дружеские связи, неформальное лидерство)
4) Цель деят-ти и соц. интересы субъектов и групп(общие и групповые цели и интересы; одобряемые и неодобряемые в данной среде.)
5) Структура деят-ти со стороны:
внешних побуждений (стимулы)
внутренних осознанных намерений (мотивы)
6) Регулярность и частота наблюдаемых событий
Оринтировачный план наблюдения имеет общей задачей структурировать объект, выделить в нем разнородные свойства, элементы, функции действующих лиц или групп.
Надежности данных наблюдений определяется с помощью правил:
1) MAX дробно классиф.эл. событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами.
2) Если наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.
3) Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях
4) четко различать и регистрировать содержание, формы прояв-ния наблюдаемых событий и их кол-ные хар-ки (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту).
5) не смешивать описание событий с их интерпретацией.
6) Если наблюдение выполняется 1м из исследователей, н-но перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций.
7) Важно иметь независимый критерий для проверки обоснованности наблюдения.
АНАЛИЗ ДАННЫХ
ИНФОРМАЦИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ – любая информация, фиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- и кинопленке, в электронном виде.
Классификация Документальных источников:
1. По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки).
2. по целевому назначению
целевые документы- документы, подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического обследования.Выбираются самими исследователями.
наличные-называются материалами, составленными не ради решения научных задач, а для каких-то иных целей.
3. по степени персонификации :
Личные-письма,дневники,анкеты,
Безличные- статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.
4. по источнику информации
Первичные-составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий
Вторичные- обработка, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников.
5. От Статуса документального источника (официальные-правительственные постановления и неофициальные-л.материалы)
6.По прямому содержанию(лит-ные,
Виды Анализа документов:
Традиционный(класс.-)метод исследования который предполагает выдвижение определенный гипотез тщательное изучение содержания,анализ материала,логики текста,обоснованность и достоверность приводимых сведений.
контент-анализ документальных источников
*метод сбора кол-ных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах.
*перевод текстовой информации
Сущность-н-ти такие черты,признаки документа,кот. Бы легко подсчитывались,отражали существен.стороны его содержания и делали их доступными для вычислительных операций.
Процедура К-а:
1. Определение эмпирического о
При определении состава док-та-формирование предоставленной выборочной совокупности.
2. Определение категории анализа-смысловые единицы,кот. Отражают критерии классификации/группировки содержания док-та,т.е. ключевые понятия имеющиеся в тексте и соотв.тем опрделениям и их эмпирическим индикаторам,кот.зафиксированы в программе исследования.
Категории анализа объединяют в себеразрозненных слов в к-то схематическое целое и обозначается эмпирические признаки текстовой инфо.
Требования к категориям анализа
1.всеобщность-система этих категорий д\б применима ко всем док-там общего характера, а не орентироваться на спец.издания.
2.Сравнимость-д-на строится т.о. чтобы м-но сравнивать м\ду № различ.док-тов за 1-ин период времени одних и тех же документов,но разного периода времени.
3.Объективность- д-на д-ть max точность и сводить эл. Субъективности к min.
4. уместными, т.е. соответствовать решению исследовательских задач
5. исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования
6. взаимоисключающими (одно и то же содержание не д-но входить в различные категории в одинаковом объеме)
7. надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа
3. определяются единицы анализа текста-темы и проблемы,образы,фрагменты текста и т.д. М\б принято слово,предложение,тема,идея,
4. Единица счета-кол-ная мера един. Анализа позвол-щая регистрировать частоту,регулярность позвол. Регистрировать частоту, регулярность поя-ления смысловой един. Анализа в тексте.
Един.счета м\б Число или определенное слово,словосочетание в тексте,абзац,строка,автор,S текста,кот.заполнена этим смысл.един,кол-во эфирного времени.
5.Процедура подготовки исследовательского инструмента к-а:
o Классификатор к-а(кодификатор)- сводная табл, в кот. Отражены все категории и един. Анализа.
o Назначение-зафиксировать то в каких един. выраж. кажд.категории использ. в исслед-нии.
o Протокол\бланк-основ.док-т,
o Регистрационная карточка(кодировальная карточка)-отражены кол-во единиц счета для кажд. единицы анализа.На основе всех регистрационных карточек заполняется протокол к-а.
o Инструкция кадировщика
o Каталог проанализированных документов.
ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИИ
Опрос-способы или приемы получения информации о субъектив.мере людей о склонностях,мотивах д-ти.
+ Опросов:
1. ,более высокая точность по сравнению с методами наблюдения и классиф.анализа документов.
2. возможность спрашивать у людей о настоящем,прошлом,будущем
3. изучение, выяв-ние внутренненго мира.
4. позволяют получить н-ую инфо. В случае если об исследуемом яв-нии,процессе нет достаточной док-ной инфо или не поддается непосредственному наблюдению
Разновидности Опросов:
Анкетный опрос-метод опроса при котором оценка св-в исслед.яв-ния происходит с использованием стандартизир. ? и ответов выбор кот. производится самим отвечающим и оценка фиксируется в анкетах
Виды: почтовое анкетирование, при котором анкета доставляется респонденту по почте;
прессовый опрос. В этом случае анкета публикуется в средствах массовой информации.
Телефонный
Факсовый
Интернет
раздаточное (курьерское) анкетирование. Позволяет одному анкетеру одновременно опрашивать много человек путем раздачи анкет в аудитории;
+:-м-т контролир.процесс заполнения анкет
-м-т н-ти всегда нужного ч-ка в соотв. С требованиями выборки
-м-т стимулир.отвечающего к заполнению анкет
-снятие псих.барьера у отвечающего
-м-т контролировать коч-во заполнения анкет
Подвиды:
Индивидуализированный- сбор первичных данных проводится изолир. каждым отвечающими .
От места проведения б-т:-квартирный(по месту жительства)
При пилотажных и оперативных исследованиях используются:
-Групповой опрос-вид раздаточного опросапри кот.происходит единовременный сбор первичных данных у нескольких отвечающих собранных вместе в 1-ом помещении.
Требования: анкета не д-на иметь большое кол-во?,формулир? д\б рассчитаны на чтение,а не устное восприятие,? В анкете Д\б простыми,техника заполнения анкеты д\б простой.
Особенности организации группового опроса : размер группы 20-25 ч-к, интервьюер нед –н яв-ся членом этого коллектива,анонимность результатов опроса, люди проводящие опрос имеют навыки раб. С аудиторией.
Разновидности:
-спецально созданные группы- такой опрос при кот. группа собирается исследователями в соотв. С целями опроса
-неспецально –опрос при кот.исследователь проводит опрос в группе собр-хся для своих целей.
Он : на –стабильную группу(труд.коллектив,
-Случайная группа(поситители кинотеатра)
ИНТЕРВЬЮ-проводимая по определенному плану беседа предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответа респондента проводится либо механически,либо самим интервьюером.
Классификация:
1. по содержанию беседы :документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений
2.По технике проведения
свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе
стандартизированные - детальна
3.От особенности процедуры
Интенсивное(глубинное)-получит
Фокусированное-подробное изучение у-то 1-ной темы с целью выявления относит. Узкого круга вариаций опрашиваемого.
4.по способу организации(кол-во опрашиваемых)
-Индивидуальные
-Групповые
5. по разновидности проведения
-одноразовое
-повторное
6.по месту проведения
-место жительства
-работа
-по месту нахождения целевой групповой аудитории.
7.по технике проведения
-прямое
-односредаванное
8.по стилю ведения
-жесткое-когда интервьюеру разрешается вести себя некорректно
-мягкий-соблюдение правил этикета
9.по степени управления анкетами
-направленное-интервьюер ведет беседу
-ненаправленое-обратная ситуация.