Функции методов сбора данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:09, лекция

Описание

спецификой социологического метода - посредством его производится сбор эмпирических фактов, необходимых для проверки гипотез в социологическом исследовании.

Работа состоит из  1 файл

Функции методов сбора данных.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)


Функции методов сбора данных:

 

1. переход от теоретического знания о предмете исследования к его эмпирическому описанию и анализу.

2. позволяет получить кол-ные значения изучаемых переменных, составляющие необходимое условие кач-ного анализа предмета исследования.

3. предопределяет возможности использ. Матем. аппарата на этапе обработки и анализа собранных данных.

4. обеспечивает надежность и достоверность эмпирических данных, определяя адекватность получаемых результатов изучаемой социальной реальности.

спецификой социологического метода - посредством его производится сбор эмпирических фактов, необходимых для проверки гипотез в социологическом исследовании.

Социологический метод – это средство получения и построения научного знания о социальной реальности

 

Наблюдение – прямая регистрация событий очевидцем. 

 

В отличие от обыденного научное наблюдение отли­чается тем, что

а) подчинено ясной исследовательс­кой цели и четко сформулированным задачам;

б) на­блюдение планируется по заранее обдуманной процеду­ре;

в) все данные наблюдения фиксируются в протоко­лах или дневниках по определенной системе;

г) инфор­мация, полученная путем наблюдения, должна подда­ваться контролю на обоснованность и устойчивость

 

Классификация наблюдений производится по раз­личным основаниям.

Процедура любого наблюдения складывается из от­ветов на ?: "Что наблюдать?", "Как наблюдать?" и "Как вести записи?".

 

План наблюдения Что наблюдать?:

 

1)       Общая хар-ка соц.ситуации( сфера деят-ти общ-ной жизни(семейная жизнь,производство), правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом ((не)формальные), степень саморегуляции объекта наблюдения).

2)       определить типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации относительно других объек­тов (пр:экологическая среда, область жизнедея­тельности)

3)         Субъекты или участники социальных событии:

        по демографическим и социальным признакам (пол, возраст, семейное и образование и т. д.);

        по содержанию деятельности (сфера занятий, сфера досуга...);

        по статусу в коллективе (руководи­тель, коллега, подчиненный; администратор)

        по официальным фун­кциям в совместной деятельности на изучаемом объек­те (обязанности, права,        которым они следуют строго и кото­рыми пренебрегают...);

        по неофициальным отношениям и функциям (дружеские связи, неформальное лидерство)

4)       Цель деят-ти и соц. интересы субъектов и групп(общие и групповые цели и интере­сы; одобряемые и нео­добряемые в данной среде.)

5)        Структура деят-ти со стороны:

        внешних по­буждений (стимулы)

        внутренних осознанных намерений (мотивы)

6)       Регулярность и частота наблюдаемых событий

 

Оринтировачный план наблюдения имеет общей задачей структурировать объект, выделить в нем разнородные свойства, элементы, функции действующих лиц или групп. 

 

 

Надежности данных наблюде­ний определяется с помощью правил:

 

1)       MAX дробно классиф.эл. событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами.

2)       Если наблюдение осуществляется не­сколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, ис­пользуя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.

3)       Один и тот же объект следует наблюдать в раз­ных ситуациях

4)       четко различать и регистрировать со­держание, формы прояв-ния наблюдаемых событий и их кол-ные хар-ки (интенсивность, ре­гулярность, периодичность, частоту).

5)       не смешивать описание событий  с их интерпретацией.

6)       Если наблюдение выполняется  1м из исследователей, н-но перепроверить свои впечат­ления с помощью  различных возможных интер­претаций.

7)       Важно иметь  независимый  критерий для проверки обоснованности наблюдения.

 

 

АНАЛИЗ ДАННЫХ

 

ИНФОРМАЦИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ – любая информация, фиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- и кинопленке, в электронном виде.

 

Классификация Документальных источников:

 

1.        По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки).

2.        по целевому назначению

        целевые документы- документы, подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического обследования.Выбираются самими исследователями.

        наличные-называются материалами, составленными не ради решения научных задач, а для каких-то иных целей.

3.        по степени персонификации :

        Личные-письма,дневники,анкеты,заявления

        Безличные- статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.

4.       по источнику информации

                  Первичные-составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий

                 Вторичные- обработка, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников.

5.        От Статуса документального источника (официальные-правительственные постановления и неофициальные-л.материалы)

6.По прямому содержанию(лит-ные,исторические,научные архивы,СИ архивы)

 

 

Виды Анализа  документов:

 

Традиционный(класс.-)метод исследования который предполагает выдвижение определенный гипотез тщательное изучение содержания,анализ материала,логики текста,обоснованность и достоверность приводимых  сведений.

 

контент-анализ документальных источников

*метод сбора кол-ных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах.

*перевод текстовой информации в количественные показатели. 

 

Сущность-н-ти такие черты,признаки документа,кот. Бы легко подсчитывались,отражали существен.стороны его содержания и делали их доступными для вычислительных операций.

 

Процедура К-а:

1.        Определение  эмпирического   объекта   исследования – разного рода документы. Состав их определяется целью и задачей исследования.

При определении состава док-та-формирование предоставленной выборочной совокупности.

2.        Определение категории анализа-смысловые единицы,кот. Отражают критерии классификации/группировки содержания док-та,т.е. ключевые понятия имеющиеся в тексте и соотв.тем опрделениям и их эмпирическим индикаторам,кот.зафиксированы в программе исследования.

Категории анализа объединяют в себеразрозненных слов в к-то схематическое целое и обозначается эмпирические признаки текстовой инфо.

 

Требования к категориям анализа

1.всеобщность-система этих категорий д\б применима ко всем док-там общего характера, а не орентироваться на спец.издания.

2.Сравнимость-д-на строится т.о. чтобы м-но сравнивать м\ду №  различ.док-тов за 1-ин период времени одних и тех же документов,но разного периода времени.

3.Объективность- д-на д-ть max  точность и сводить эл. Субъективности к min.

4. уместными, т.е. соответствовать решению исследовательских задач

5.  исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования

6. взаимоисключающими (одно и то же содержание не д-но входить в различные категории в одинаковом объеме)

7. надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа

 

3.        определяются единицы анализа текста-темы и проблемы,образы,фрагменты текста и т.д. М\б принято слово,предложение,тема,идея,автор,персонаж,соц.ситуация,часть текста совпад. С определенной темой.+ абзац,целые статьи.

4.        Единица счета-кол-ная мера един. Анализа позвол-щая регистрировать частоту,регулярность позвол. Регистрировать частоту, регулярность поя-ления смысловой един. Анализа в тексте.

Един.счета м\б  Число или определенное слово,словосочетание в тексте,абзац,строка,автор,S текста,кот.заполнена этим смысл.един,кол-во эфирного времени.

5.Процедура подготовки исследовательского инструмента к-а:

o         Классификатор к-а(кодификатор)- сводная табл, в кот. Отражены все категории и един. Анализа.

o         Назначение-зафиксировать то в каких един. выраж. кажд.категории использ. в исслед-нии.

o         Протокол\бланк-основ.док-т,кот.содерж.сведенья о док-те и итоге анализа док-та.

o         Регистрационная карточка(кодировальная карточка)-отражены кол-во единиц счета для кажд. единицы анализа.На основе всех регистрационных карточек заполняется протокол к-а.

o         Инструкция кадировщика

o         Каталог проанализированных документов.

 

ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИИ

 

Опрос-способы или приемы получения информации о субъектив.мере людей о склонностях,мотивах д-ти.

 

+ Опросов:

1.        ,более высокая точность по сравнению с методами наблюдения и классиф.анализа документов.

2.        возможность спрашивать у людей о настоящем,прошлом,будущем

3.        изучение, выяв-ние внутренненго мира.

4.        позволяют получить н-ую инфо. В случае если об исследуемом яв-нии,процессе нет достаточной док-ной инфо или не поддается непосредственному наблюдению

Разновидности Опросов:

Анкетный опрос-метод опроса при котором оценка св-в исслед.яв-ния происходит с использованием стандартизир. ? и ответов выбор кот. производится самим отвечающим и оценка фиксируется в анкетах

Виды: почтовое анкетирование, при котором анкета доставляется респонденту по почте;

         прессовый опрос. В этом случае анкета публикуется в средствах массовой информации.

         Телефонный

          Факсовый

          Интернет

         раздаточное (курьерское) анкетирование. Позволяет одному анкетеру одновременно опрашивать много человек путем раздачи анкет в аудитории;

+:-м-т контролир.процесс заполнения анкет

  -м-т н-ти всегда нужного ч-ка в соотв. С требованиями выборки

-м-т стимулир.отвечающего к заполнению анкет

-снятие псих.барьера у отвечающего

-м-т контролировать коч-во заполнения анкет

Подвиды:

Индивидуализированный- сбор первичных данных проводится изолир. каждым отвечающими .

От места проведения б-т:-квартирный(по месту жительства)

                                         -Производственный(по месту работы)

                                         -Уличный

При пилотажных и оперативных исследованиях используются:

-Групповой опрос-вид раздаточного опросапри кот.происходит единовременный сбор первичных данных у нескольких отвечающих собранных вместе в 1-ом помещении.

Требования: анкета не д-на иметь большое кол-во?,формулир? д\б рассчитаны на чтение,а не устное восприятие,? В анкете Д\б простыми,техника заполнения анкеты д\б простой.

Особенности организации группового опроса  : размер группы 20-25 ч-к, интервьюер нед –н яв-ся членом этого коллектива,анонимность результатов опроса, люди проводящие опрос имеют навыки раб. С аудиторией.

Разновидности:

-спецально созданные группы- такой опрос при кот. группа собирается исследователями в соотв. С целями опроса

-неспецально –опрос при кот.исследователь проводит опрос в группе собр-хся для своих целей.

Он : на –стабильную группу(труд.коллектив,конференция,собрание)

             -Случайная группа(поситители кинотеатра)

 

ИНТЕРВЬЮ-проводимая по определенному плану беседа предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответа респондента проводится либо механически,либо самим интервьюером.

 

Классификация:

1. по содержанию беседы :доку­ментальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений

2.По технике проведения

 свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе

стандартизированные - детальная разра­ботку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

3.От особенности процедуры

Интенсивное(глубинное)-получить сведенья о внутр. Побуждениях,мотивах,склонностях опрашиваемого.

Фокусированное-подробное изучение у-то 1-ной темы с целью выявления относит. Узкого круга вариаций опрашиваемого.

4.по способу организации(кол-во опрашиваемых)

-Индивидуальные

-Групповые

5. по разновидности проведения

   -одноразовое

   -повторное

6.по месту проведения

   -место жительства

-работа

-по месту нахождения целевой групповой аудитории.

7.по технике проведения

  -прямое

-односредаванное

8.по стилю ведения

  -жесткое-когда интервьюеру разрешается вести себя некорректно

-мягкий-соблюдение правил этикета

9.по степени управления анкетами

  -направленное-интервьюер ведет беседу

-ненаправленое-обратная ситуация.

    



Информация о работе Функции методов сбора данных