Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:22, реферат
Для сравнении этих институтов гражданского общества и государства в данной работе приведено сравнение функций и особенности существования социального управления и власти.
1.Сущность функций социального управления. 5
2.Содержание функций социального управления. 6
2.1 Социально экономическая функция. 6
2.2 Социально политическая функция 7
2.3 Духовно идеологическая функция 7
2.4 Социальная функция управления. 8
3.Сущность власти 10
4.Способы и механизмы функционирования власти 11
Список литературы 16
4.Способы и механизмы функционирования власти
Использование ресурсов власти
приводит в движение все её компоненты,
делает реальностью её процесс, который
характеризуется прежде всего
способами и механизмами властвования.
Способы властвования могут быть
различными: демократическими (власть
осуществляется при участии исполнителей
её решений), авторитарными
(единоличное правление с ограниченным
контролем над подданными),
тоталитарным (всеобъемлющий контроль
субъекта над объектом),
конституционным (правление в рамках закона),
деспотическим
(всевластие, произвол и опора на насилие),
либеральным (уважение
свободы личности, её фундаментальных
прав) и другими.
Процесс властвования упорядочивается
и регулируется с помощью
специального механизма власти системы
организаций и норм, их
устройства и деятельности. Применительно
к такому сложному социальному
субъекту, как общество (народ) механизмом
власти выступают
государственные органы, право, политическая
система в целом.
Особенности различных элементов
власти субъекта, объекта, ресурсов
могут использоваться в качестве основания
её типологии.
Существует несколько классификаций
власти в зависимости от того, что
считается основанием: область функционирования
власти, объём
прерогатив, субъект власти, режим правления
и т.д.
1. По области функционирования : политическая,
идеологическая,
социальная, экономическая, юридическая,
светская и духовная
(религиозная);
2.по объёму прерогатив : государственная,
международная, семейная и
т.д.;
3.по объекту власти : общественная, классовая,
партийная, личная;
4.по режиму правления : тоталитарная, деспотическая,
бюрократическая, авторитарная, демократическая
и др.;
5.по социальному типу : рабовладельческая,
феодальная, буржуазная,
социалистическая и т.д.
Одной из наиболее содержательных классификаций
власти является её
деление в соответствии с ресурсами, на
которых она основывается, на
экономическую, социальную, духовноинформационную,
принудительную
(которую часто называют политической
в узком значении этого слова,
хотя это не совсем точно) и политическую
в широком, собственном
значении этого слова.
Экономическая
функция власти
Экономическая функция
власти это контроль над
экономическими
ресурсами, собственность на различного
рода материальные ценности.
В обычные, относительно спокойные периоды
общественного развития,
экономическая власть доминирует над
другими видами власти, поскольку
«экономический контроль это не просто
контроль одной из областей
человеческой жизни, никак не связанной
с остальными, это контроль над
средствами достижения наших целей».
С экономической властью тесно
связана функция
власти социальная .
Если экономическая
функция предполагает распределение материальных
благ, то социальная распределение
положения в социальной
структуре, статусов, должностей, льгот
и привилегий. Современные
государства с помощью социальной политики
могут влиять на социальный
статус широких слоёв населения, вызывая
тем самым их лояльность и
поддержку. Для многих государств сегодня
характерно стремление к
разделению, насколько это возможно, экономической
и социальной властей
и к демократизации социальной власти.
Применительно к власти на предприятиях
это проявляется в лишении собственника
права
принимать и увольнять работника, единолично
определять ему размер
заработной платы, повышать или понижать
в должности, изменять условия
труда и т.д. Все эти социальные вопросы
регулируются законодательством
и коллективными трудовыми соглашениями
и решаются с участием
профсоюзов, производственных советов,
государственных и общественных
бюро по найму рабочей силы, суда и некоторых
других государственных и
общественныхучреждений.
Духовно
информационная функция
Духовно информационная
функция это власть над людьми, осуществляемая
с
помощью научных знаний и информации.
В современном обществе без опоры
на знания власть не может быть эффективной.
Знания используются как
для подготовки правительственных решений,
так и для непосредственного
воздействия на сознание людей для обеспечения
их лояльности и
поддержки правительства. Такое воздействие
осуществляется через
институты социализации (школы, учреждения,
просветительские общества и
т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная
власть способна служить
разным целям: не только распространению
объективных сведений о
деятельности правительства, положении
общества, но и манипулированию,
основанному на специальных методах обмана,
на управлении сознанием и
поведением людей вопреки их интересам,
а нередко и воле.
Принудительная
функция власти
Принудительная
функция власти определяется тем, что
они опирается
на силовые ресурсы и означает контроль
за людьми с помощью
физической силы. Принудительная власть
нередко отождествляется с
политической функцией власти. Безусловно,
легальное использование
силы в масштабах всего общества является
одним из важнейших
отличительных признаков политической
власти. Однако насилие,
физическое принуждение могут использоваться
и неполитической властью,
например, в отношениях между рабовладельцами
рабами, между деспотом
главой семьи и её членами, между главарём
и членами преступной
группировки и т.д.
В зависимости от субъектов власть
делится на государственную,
партийную, военную, профсоюзную, семейную
и т.п. По широте
распространения выделяется мегауровень
международные организации,
макроуровень центральные органы государства,
мезоуровень подчинённые
центру организации (областные, окружные,
районные и т.п.) и
микроуровень власть в первичных организациях
и малых группах.
Возможна классификация власти
по функциям её органов: например,
законодательная, исполнительная и судебная
власти государства, по
способам воздействия на субъекта и объекта
власти демократическая,
авторитарная и т.д.
Законодательная
власть основывается на принципах конституции
и
верховенства права, формируется путём
свободных выборов.
Законодательная власть вносит
поправки в конституцию, определяет
основы внутренней и внешней политики
государства, утверждает
госбюджет, принимает законы, контролирует
их исполнение. Законы
обязательны для всех исполнительных
органов власти и граждан.
Верховенство законодательной власти
ограничено принципами права, конституцией,
правами человека. Законодательные органы
находятся под контролем
избирателей посредством системы народного
представительства и
свободных демократических выборов и
в системе с другими органами
власти судебными и исполнительными.
В демократических государствах
носителем законодательной власти
выступает парламент, эффективность деятельности
которого во многом
зависит от проверенных опытом государственного
строительства структур.
Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные,
чаще однопалатные. В
ряде стран действует так называемая простая
двухпалатная парламентская
система, при которой одна палата формируется
в результате прямых
выборов, а другая на основе территориальной
пропорциональности.
Исполнительно
распорядительная власть по сравнению
с
законодательной отличается большим динамизмом,
восприимчивостью к
общественной жизни. Исполнительную власть
осуществляет правительство,
которое решает множество вопросов, в
том числе в сфере хозяйствования,
планирования, культуры, образования,
финансирования, обеспечения
повседневного быта и нужд населения и
т.д. Особенность состоит в том,
что исполнительная власть на только исполняет
законы, но и сама издаёт
нормативные акты или выступает с законодательной
инициативой.
Ещё одна особенность этой власти
проявляется в том, что при всём
желании её функции невозможно вместить
даже в такие обширные понятия,
как исполнение законов и правоприменение.
В круто меняющейся
обстановке она должна оперативно принимать
меры по своему усмотрению.
Отличительная черта её состоит
в том, что она осуществляет свою
деятельность преимущественно «за закрытыми
дверями». В силу этого
обстоятельства, при отсутствии надлежащих
сдержек, исполнительная
власть неизбежно подминает под себя и
законодательную власть, и
судебную. Чтобы не допустить этого нужны
особые меры.
Исполнительнораспорядительная
власть должна быть основана на законе
и
работать в рамках закона. Она не имеет
права присваивать себе
полномочия и требовать от граждан исполнения
какихлибо обязанностей,
если это не предусмотрено законом. Её
сдерживание достигается
посредством регулярной подотчётности
и ответственности перед народным
представительством, которое имеет право
контроля за деятельностью
исполнительной власти.
Судебная власть
включает учреждения, которые представляют
самостоятельную структуру государственной
организации. Состояние
судебной власти, отношение к ней в обществе,
направления её развития
оказывают существенное воздействие на
все стороны жизни общества.
Каждый человек должен иметь твёрдую
уверенность в том, что его
обращение в к судебной власти будет завершено
справедливым решением,
ибо защита прав и свобод человека, разрешение
конфликтов и споров
цивилизованными средствами норма правового
государства. В принципе,
суд не является репрессивным органом,
ибо он призван быть защитником
права, пресекая правонарушения.
Судебная власть воздействует
на законодательную и исполнительную.
Законодательная власть контролируется
через систему
судов (Верховный суд, Конституционный
суд). Так, с помощью
Конституционного суда в стране обеспечивается
конституционность не
только подзаконных актов, но и самих законов.
Особенно актуальна проблема взаимодействия
властей. Многие считают
важнейшей среди всех властей экономическую
власть, власть
собственников средства производства
и других общественных богатств. В
рыночном обществе, где почти всё имеет
цену и денежное выражение,
подавляющее большинство СМИ принадлежит
крупным собственникам. Деньги
оказывают сильное влияние на проведение
избирательных компаний и итоги
выборов, широко используются для подкупа
политиков. Концентрация
экономической власти у крупных собственников
создаёт опасность
установления плутократии прямого политического
правления небольшой
группы богатеев. В современных западных
демократиях всевластие
крупного капитала сдерживается конкуренцией
между собственниками,
политическим влиянием среднего класса,
демократическим государством и
общественностью.
Политическая власть, испытывая
сильное воздействие власти
экономической, достаточно самостоятельна
и способна иметь над ней
первенство, подчинять её своим целям.
В определённых условиях
доминирующее влияние на общество может
оказывать власть
информационная. Её монополизация определённой
группировкой может
обеспечить ей победу на выборах и длительное
сохранение своего
господства в обществе, невзирая на неэффективность
экономической и
иной политики.
Во взаимодействии различных властей
в обществе имеет место так
называемый кумулятивный эффект усиливающееся
накопление власти. Он
проявляется в том, что богатство повышает
шансы на вхождение в
политическую элиту и доступ к СМИ и образованию;
высокая политическая
должность способствует накоплению богатства,
доступа к знаниям и
информационного влияния; последние же,
в свою очередь, улучшают
возможности занятия лидирующих политических
позиций и повышения
дохода.
Разделение властей и разграничение
их компетенции в различных странах
имеют свою специфику. Однако общим для
всех демократических государств
является правило, согласно которому три
ветви власти не должны быть
полностью разобщены, или, напротив, соединены
под единым началом.
Поэтому в рамках единой целостности
власти государства необходимо
разграничение властей, чтобы каждая из
них эффективно осуществляла
свои полномочия, и их единство, чтобы
обеспечить интересы личности,
народа, а также социальный прогресс общества.
Обобщение фактов, учёт имеющегося
опыта позволяют охарактеризовать
общее назначение и место каждой ветви
власти.
Список литературы
1. Бабосов Е.М., Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2004.
2. Бабосов Е.М. Социология управления. - Минск: Тетра система, 2000.
3. Иванов В.Н. Основы социального управления. / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, А.Г. Гладышев, А.В. Иванов, А.О. Доронин, Г.В. Щекин, Н.С. Данакин, С.Б. Мельников, О.А. Уржа. - М. Высшая школа, 2001.
4. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации. М.: Инфра-М, 2006.
5. Кожурин Ф.Д. Процесс управления, М., 1988.
6. Колин К.К. Информатика в системе опережающего образования. - М.: Корона принт, 2002.
7. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.
8. Информационные технологии управления: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Черкасова. - М.: ИНФРА-М, 2001.