Функции социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:22, реферат

Описание

Для сравнении этих институтов гражданского общества и государства в данной работе приведено сравнение функций и особенности существования социального управления и власти.

Содержание

1.Сущность функций социального управления. 5
2.Содержание функций социального управления. 6
2.1 Социально экономическая функция. 6
2.2 Социально политическая функция 7
2.3 Духовно идеологическая функция 7
2.4 Социальная функция управления. 8
3.Сущность власти 10
4.Способы и механизмы функционирования власти 11
Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Соц. упр.docx

— 48.19 Кб (Скачать документ)

4.Способы и механизмы функционирования власти

 
   Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты, 
делает реальностью её процесс, который характеризуется прежде всего 
способами и механизмами властвования.  
   Способы властвования могут быть различными: демократическими (власть 
осуществляется при участии исполнителей её решений), авторитарными 
(единоличное правление с ограниченным контролем над подданными), 
тоталитарным (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом), 
конституционным (правление в рамках закона), деспотическим 
(всевластие, произвол и опора на насилие), либеральным (уважение 
свободы личности, её фундаментальных прав) и другими.  
   Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью 
специального механизма власти системы организаций и норм, их 
устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному 
субъекту, как общество (народ) механизмом власти выступают 
государственные органы, право, политическая система в целом.  
   Особенности различных элементов власти субъекта, объекта, ресурсов 
могут использоваться в качестве основания её типологии.  
   Существует несколько классификаций власти в зависимости от того, что 
считается основанием: область функционирования власти, объём 
прерогатив, субъект власти, режим правления и т.д. 
1. По области функционирования : политическая, идеологическая, 
социальная, экономическая, юридическая, светская и духовная 
(религиозная); 
2.по объёму прерогатив : государственная, международная, семейная и 
т.д.; 
3.по объекту власти : общественная, классовая, партийная, личная; 
4.по режиму правления : тоталитарная, деспотическая, 
бюрократическая, авторитарная, демократическая и др.; 
5.по социальному типу : рабовладельческая, феодальная, буржуазная, 
социалистическая и т.д. 
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является её 
деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на 
экономическую, социальную, духовноинформационную, принудительную 
(которую часто называют политической в узком значении этого слова, 
хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном 
значении этого слова.

 
Экономическая функция власти

   Экономическая функция власти это контроль над экономическими 
ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. 
В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития, 
экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку 
«экономический контроль это не просто контроль одной из областей 
человеческой жизни, никак не связанной с остальными, это контроль над 
средствами достижения наших целей».  
   С экономической властью тесно связана функция власти социальная . 
Если экономическая функция предполагает распределение материальных 
благ, то социальная распределение положения в социальной 
структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные 
государства с помощью социальной политики могут влиять на социальный 
статус широких слоёв населения, вызывая тем самым их лояльность и 
поддержку. Для многих государств сегодня характерно стремление к 
разделению, насколько это возможно, экономической и социальной властей 
и к демократизации социальной власти. 
   Применительно к власти на предприятиях это проявляется в лишении собственника права 
принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер 
заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия 
труда и т.д. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством 
и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с участием 
профсоюзов, производственных советов, государственных и общественных 
бюро по найму рабочей силы, суда и некоторых других государственных и 
общественныхучреждений.

 
Духовно информационная функция

   Духовно информационная функция это власть над людьми, осуществляемая с 
помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры 
на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как 
для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного 
воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и 
поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через 
институты социализации (школы, учреждения, просветительские общества и 
т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить 
разным целям: не только распространению объективных сведений о 
деятельности правительства, положении общества, но и манипулированию, 
основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и 
поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

 
Принудительная  функция власти

   Принудительная функция власти определяется тем, что они опирается 
на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью 
физической силы. Принудительная власть нередко отождествляется с 
политической функцией власти. Безусловно, легальное использование 
силы в масштабах всего общества является одним из важнейших 
отличительных признаков политической власти. Однако насилие, 
физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, 
например, в отношениях между рабовладельцами рабами, между деспотом 
главой семьи и её членами, между главарём и членами преступной 
группировки и т.д. 
   В зависимости от субъектов власть делится на государственную, 
партийную, военную, профсоюзную, семейную и т.п. По широте 
распространения выделяется мегауровень международные организации, 
макроуровень центральные органы государства, мезоуровень подчинённые 
центру организации (областные, окружные, районные и т.п.) и 
микроуровень власть в первичных организациях и малых группах.  
   Возможна классификация власти по функциям её органов: например, 
законодательная, исполнительная и судебная власти государства, по 
способам воздействия на субъекта и объекта власти демократическая, 
авторитарная и т.д. 
   Законодательная власть основывается на принципах конституции и 
верховенства права, формируется путём свободных выборов. 
   Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет 
основы внутренней и внешней политики государства, утверждает 
госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы 
обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан. 
Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, 
правами человека. Законодательные органы находятся под контролем 
избирателей посредством системы народного представительства и 
свободных демократических выборов и в системе с другими органами 
власти судебными и исполнительными.  
   В демократических государствах носителем законодательной власти 
выступает парламент, эффективность деятельности которого во многом 
зависит от проверенных опытом государственного строительства структур. 
Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные, чаще однопалатные. В 
ряде стран действует так называемая простая двухпалатная парламентская 
система, при которой одна палата формируется в результате прямых 
выборов, а другая на основе территориальной пропорциональности.  
   Исполнительно распорядительная власть по сравнению с 
законодательной отличается большим динамизмом, восприимчивостью к 
общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет правительство, 
которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, 
планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения 
повседневного быта и нужд населения и т.д. Особенность состоит в том, 
что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издаёт 
нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.  
   Ещё одна особенность этой власти проявляется в том, что при всём 
желании её функции невозможно вместить даже в такие обширные понятия, 
как исполнение законов и правоприменение. В круто меняющейся 
обстановке она должна оперативно принимать меры по своему усмотрению. 
   Отличительная черта её состоит в том, что она осуществляет свою 
деятельность преимущественно «за закрытыми дверями». В силу этого 
обстоятельства, при отсутствии надлежащих сдержек, исполнительная 
власть неизбежно подминает под себя и законодательную власть, и 
судебную. Чтобы не допустить этого нужны особые меры.  
   Исполнительнораспорядительная власть должна быть основана на законе и 
работать в рамках закона. Она не имеет права присваивать себе 
полномочия и требовать от граждан исполнения какихлибо обязанностей, 
если это не предусмотрено законом. Её сдерживание достигается 
посредством регулярной подотчётности и ответственности перед народным 
представительством, которое имеет право контроля за деятельностью 
исполнительной власти. 
   Судебная власть включает учреждения, которые представляют 
самостоятельную структуру государственной организации. Состояние 
судебной власти, отношение к ней в обществе, направления её развития 
оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества. 
   Каждый человек должен иметь твёрдую уверенность в том, что его 
обращение в к судебной власти будет завершено справедливым решением, 
ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров 
цивилизованными средствами норма правового государства. В принципе, 
суд не является репрессивным органом, ибо он призван быть защитником 
права, пресекая правонарушения.  
   Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему 
судов (Верховный суд, Конституционный суд). Так, с помощью 
Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не 
только подзаконных актов, но и самих законов. 
   Особенно актуальна проблема взаимодействия властей. Многие считают 
важнейшей среди всех властей экономическую власть, власть 
собственников средства производства и других общественных богатств. В 
рыночном обществе, где почти всё имеет цену и денежное выражение, 
подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным собственникам. Деньги 
оказывают сильное влияние на проведение избирательных компаний и итоги 
выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация 
экономической власти у крупных собственников создаёт опасность 
установления плутократии прямого политического правления небольшой 
группы богатеев. В современных западных демократиях всевластие 
крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, 
политическим влиянием среднего класса, демократическим государством и 
общественностью. 
   Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти 
экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней 
первенство, подчинять её своим целям. В определённых условиях 
доминирующее влияние на общество может оказывать власть 
информационная. Её монополизация определённой группировкой может 
обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение своего 
господства в обществе, невзирая на неэффективность экономической и 
иной политики.  
   Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так 
называемый кумулятивный эффект усиливающееся накопление власти. Он 
проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в 
политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая 
должность способствует накоплению богатства, доступа к знаниям и 
информационного влияния; последние же, в свою очередь, улучшают 
возможности занятия лидирующих политических позиций и повышения 
дохода.  
   Разделение властей и разграничение их компетенции в различных странах 
имеют свою специфику. Однако общим для всех демократических государств 
является правило, согласно которому три ветви власти не должны быть 
полностью разобщены, или, напротив, соединены под единым началом.  
   Поэтому в рамках единой целостности власти государства необходимо 
разграничение властей, чтобы каждая из них эффективно осуществляла 
свои полномочия, и их единство, чтобы обеспечить интересы личности, 
народа, а также социальный прогресс общества.  
   Обобщение фактов, учёт имеющегося опыта позволяют охарактеризовать 
общее назначение и место каждой ветви власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бабосов Е.М., Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2004.

2. Бабосов Е.М. Социология управления. - Минск: Тетра система, 2000.

3. Иванов В.Н. Основы социального управления. / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, А.Г. Гладышев, А.В. Иванов, А.О. Доронин, Г.В. Щекин, Н.С. Данакин, С.Б. Мельников, О.А. Уржа. - М. Высшая школа, 2001.

4. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации. М.: Инфра-М, 2006.

5. Кожурин Ф.Д. Процесс управления, М., 1988.

6. Колин К.К. Информатика в системе опережающего образования. - М.: Корона принт, 2002.

7. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.

8. Информационные технологии управления: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Черкасова. - М.: ИНФРА-М, 2001.

 


Информация о работе Функции социального управления