Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:35, контрольная работа
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента».
Введение 3
1. Предмет и объект социологии 5
2.Структура социологии 8
3.Функции социологии 11
Заключение 13
Список литературы 15
Содержание
С термином «социология»
каждый из нас встречался неоднократно.
В современной жизни она, как
говорится, у всех «на слуху». Телевидение,
радио, газеты сообщают о результатах
социологических опросов
Начнем с этимологии. Термин «социология» - производное от двух слов: латинского слова - общество и греческого - слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология - наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дас. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.
Впервые в научный оборот понятие социологии было введено французским мыслителем Огюстом Контом в 1839г.
Социология ( от лат. общество
и греч. - слово, понятие, учение) −
наука о закономерностях
Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает.
И в этом отношении все социологи солидарны, что же касается предмета социологии − то здесь мнения ученых расходятся. О.Конт считает, что социология − это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии − австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии − социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии, и одного единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.
Общество − объект изучения многих наук, которые имеют каждая свой предмет исследования. В общем виде − объектом изучения является все то, на что направлена деятельность исследования, то, что противостоит деятельности исследования. В социологии − это та объективная и субъективная реальность, которая нас окружает.
Предмет изучения социологии − это особенные, специфические законы и закономерности.
Предметом социологии является социальное − как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества.
В широком смысле «социальное» − все, что можно отнести к человеческому обществу, в узком − особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей, как носителей разных видов деятельности.
Социология изучает специфические социальные законы и закономерности зарождения, формирования, становления, развития социальных систем, механизмы действия этих законов и закономерностей, форм их проявления в жизнедеятельности людей.
Также социология изучает различные социальные системы и структуры, взаимодействия, взаимоотношения, взаимообусловленности, которые возникают в этих системах. Социология раскрывает роль отдельных личностей в обществе и в отдельных социальных системах, анализирует процессы функционирования различных структур и систем, определяет роль сознания и сознательной деятельности личности.
Процессы функционирования общества подчинены многочисленным социальным законам, на которые деятельность людей может повлиять непосредственно или опосредовано.
Социолога интересуют следующие принципиальные вопросы:
•в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияют и определяют поведение людей;
•каким образом из опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя своей группы.
Объект социологии − социальная реальность, которая изучается специальными методами, чтобы повысить уровень стабильности общества. Предмет − это тот ракурс, под которым исследуется социальная реальность (под углом функционирующих ролей и статусов, групп и институтов, социальных отношений и типов культуры).
Помимо внешней
1) уровень фундаментальных
2) уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
3) социальная инженерия уровень практического
внедрения научных знаний с целью конструирования
различных технических средств и совершенствования
имеющихся технологий. Данная классификация
позволяет вычленить в структуре социологии
три уровня: теоретическую социологию,
прикладную социологию, социальную инженерию.
Наряду с этими тремя уровнями, социологи
выделяют также внутри своей науки макро
и микросоциологию. Макросоциология исследует
крупномасштабные социальные системы
и исторически длительные процессы. Микросоциология
изучает повсеместное поведение людей
в их непосредственном межличностном
взаимодействии. Эти уровни не могут рассматриваться
как находящиеся на различных плоскостях
и не соприкасающиеся друг с другом. Напротив,
они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное,
повседневное поведение людей осуществляется
в рамках определенных социальных систем,
структур и институтов. На рис.1 детально
показано, каким образом различные уровни
социологического анализа пересекаются
в разных плоскостях человеческого взаимодействия.
Например, группа - это люди объединенные
взаимными интересами или зависимые друг
от друга и отличающиеся от других групп
отношениями и целями. В этом смысле речь
идет и о группе, и о системе. Например,
два соседа, семья, нация. Государство
- это также группа, рассматриваемая на
социетальном уровне. На уровне мировых
систем (макроуровне) рассматривается
отношение государства с другим государством.
Своеобразной формой пересечения всех
этих уровней выступают такие структурные
элементы социологии, как отраслевые социологии:
социология труда, экономическая социология,
социология организаций, социология досуга,
социология здравоохранения, социология
города, социология деревни, социология
образования, социология семьи и т. д. В
данном случае речь идет о разделении
труда в сфере социологии по характеру
исследуемых объектов. Оригинальную концепцию
развития социологии выдвинул американский
социолог Р. Мертон. В 1947 году, полемизируя
с Т. Парсонсом, который ратовал за создание
в социологии «всеохватывающей теории,
опирающейся на теории социального действия
и структурно-функциональный метод». Р.
Мертон считал, что создание подобных
теорий преждевременно, так как еще нет
надежной эмпирической базы. Он считал,
что необходимо создавать теории среднего
уровня, которые выполняют промежуточную
роль между малыми рабочими гипотезами,
развертывающимися в изобилии в повседневных
исследованиях, и широкими теоретическими
конструкциями, понятийная схема которых
позволяет производить большое число
эмпирически наблюдаемых закономерностей
социального поведения. Задачи такого
рода теорий - аккумуляция эмпирических
данных. Они могут возникать в отдельных
отраслях социологии как специальные
теории или же могут быть результатом
обобщения группы фактов. Примером такого
рода теорий может служить созданная Р.
Мертоном концепция аномии, объясняющая
различные типы отклоняющегося поведения.
Все крупные сферы общественной жизни исследуются на основе социологических методов. Например, социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с социальными институтами. В ней органически связаны теория и практика социального управления трудовой деятельностью людей. В поле зрения социолога находятся социальные формы и условия труда, его коллективный или индивидуальный характер, социальная организация совместного труда. Социология труда характеризует различные социально-психологические механизмы включения работника в трудовую деятельность, то есть мотивацию и стимулирование труда, удовлетворение работой и отношение к ней, пути повышения трудовой активности, производительности труда и т. д.,
Современная социология как наука о социальных закономерностях развития общества выполняет достаточно широкие функции.
Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации.
Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии социальных структур урбанизации уровня жизни избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы - основа разработки рекомендаций для практики управления.
Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.
Социально-технологическая функция. Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров изучением социально-психологической обстановки в коллективах управлением социальными конфликтами, управлением избирательными кампаниями, формированием первичных коллективов с подходящими возрастными и психологическими характеристиками. В рамках социальной инженерии организационно-технологическая функция проявляется в социальном изобретательстве, когда в результате изучения закономерностей функционирования определенной психологической обстановки в социальной общности социологи предлагают оптимальные способы ее организации. Типичные примеры социального изобретательства молодежный жилищный кооператив, детский дом семейного типа, студенческие строительные отряды.
Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.
Идеологическая функция. Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т.п.
Из вышеизложенного можно сделав вывод, что социология является инструментом непосредственного социального преобразования, теоретическим источником социальной политики на всех уровнях общественной структуры. Социология как наука имеет многоаспектное, многоцелевое назначение и выполняет многообразные функции.
Из изложенного материала
можно сделать следующие
Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем ,общностей групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества.
В настоящее время социология - одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография.
В западной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях изучения общества: микро- и макросоциологии. Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое.
Социология имеет свою собственную структуру - это: общая социологическая теория, специальные социологические теории и конкретные социологические исследования. Общая социологическая теория и специальные социологические теории составляют теоретический уровень социологического знания, а конкретные социологические исследования - эмпирический уровень.
Предметом общей социологической
теории - общество в целом со всеми
его законами развития и функционирования.
Предмет специальных
В структуре социологии присутствуют два теоретических уровня (общесоциологическая теория и специальные теории) и один эмпирический уровень (конкретные, конкретно-социологические исследования). Хотя эмпирические и теоретические исследования имеют свои качественные особенности, между ними существует диалектическая взаимосвязь.