Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:43, реферат
Вопрос, почему существуют социальное неравенство и различия, занимает центральное место и в социологии. На него есть два разительно расходящихся ответа. Первый дали консерваторы, которые утверждали, что неравное распределение социальных благ служит инструментом для решения главных задач общества. Сторонники радикального подхода, напротив, резко критикуют существующий социальный порядок и считают, что социальное неравенство является механизмом эксплуатации и связано с борьбой за ценимые и дефицитные товары и услуги. Современные теории неравенства в широком смысле принадлежат или первому, или второму направлению. Теории, основывающиеся па консервативной традиции, называют функционалистскими; те же, что уходят корнями в радикализм, называются теориями конфликта.
Функционалистская
теория стратификации
Вопрос, почему существуют социальное
неравенство и различия, занимает центральное
место и в социологии. На него есть два
разительно расходящихся ответа. Первый
дали консерваторы, которые утверждали,
что неравное распределение социальных
благ служит инструментом для решения
главных задач общества. Сторонники радикального
подхода, напротив, резко критикуют существующий
социальный порядок и считают, что социальное
неравенство является механизмом эксплуатации
и связано с борьбой за ценимые и дефицитные
товары и услуги. Современные теории неравенства
в широком смысле принадлежат или первому,
или второму направлению. Теории, основывающиеся
па консервативной традиции, называют
функционалистскими; те же, что уходят
корнями в радикализм, называются теориями
конфликта.
Согласно функционалистской теории социального
неравенства, стратификация существует,
поскольку она полезна для общества. Эта
теория наиболее четко сформулирована
в 1945 г. Кингсли Дейвисом и Уилбертом Муром,
позднее ее модифицировали и усовершенствовали
другие социологи. Дейвис и Мур утверждают,
что социальная стратификация не только
универсальна, но и необходима, поэтому
ни одно общество не может обойтись без
расслоения и классов. Система стратификации
требуется для того, чтобы заполнить все
статусы, образующие социальную структуру,
и выработать у индивидов стимулы для
выполнения обязанностей, ассоциирующихся
с их положением. В связи с этим общество
должно мотивировать людей на двух уровнях:
оно должно побуждать индивидов занимать
разнообразные должности, поскольку не
все обязанности, связанные с различными
статусами, одинаково полезны для человеческого
организма, одинаково важны для социального
выживания и требуют одинаковых способностей
и талантов. Если бы социальная жизнь была
иной, не имело бы большого значения, кто
какое положение занимает, и проблема
социального статуса была бы значительно
меньшей;
когда эти должности будут заняты, общество
должно пробуждать в людях желание выполнять
соответствующие роли, ибо обязанности,
связанные со многими должностями, рассматриваются
людьми, их занимающими, как тягостные
и при отсутствии мотивации многие не
справились бы со своими ролями.
Эти социальные реальности привели Дейвиса
и Мура к мнению, что общество должно располагать,
во-первых, определенными благами, которые
могут использоваться в качестве побудительных
мотивов для своих членов, во-вторых, способом
распределения этих благ среди различных
статусов. Неравенство – это тот эмоциональный
стимул, который общество создало для
того, чтобы решить проблему заполнения
всех статусов и заставить их обладателей
исполнять наилучшим образом соответствующие
роли. Поскольку эти блага встроены в социальную
систему, социальную стратификацию можно
считать структурной особенностью всех
обществ.
На основе экономической модели спроса
и предложения Дейвис и Мур сделали вывод,
что самыми высокооплачиваемыми должностями
являются: те, которые занимают наиболее
талантливые или квалифицированные работники
(предложение); те, которые функционально
наиболее важны (спрос). Так, чтобы иметь
достаточно врачей, общество должно гарантировать
им высокую заработную плату и престиж.
Если этого не будет, то, по мнению Дейвиса
и Мура, не стоит ожидать, что кто-то будет
проходить сложный и дорогостоящий курс
обучения медицине. Итак, работники, занимающие
высокооплачиваемые должности, должны
получать вознаграждение, которое они
получают; в противном случае должности
останутся невостребованными и общество
распадется.
Этот структурно-функциональный подход
к стратификации подвергался серьезной
критике. В частности, критики утверждают,
что человек от рождения занимает привилегированное
или непривилегированное положение: место
человека в обществе в значительной мере
зависит от того, в какой семье он родился.
Так, почти две трети управляющих в 243 крупных
американских компаниях выросли в семьях
верхушки среднего класса или высшего
слоя общества. Основываясь на этих и аналогичных
данных, сторонники теории конфликта утверждают,
что общество организовано таким образом,
что индивиды поддерживают ранг, который
определяется рождением и не зависит от
их способностей.
Кроме того, критики отмечают, что многие
самые ответственные должности в США –
в правительстве, науке, технике и образовании
– оплачиваются не очень высоко. Так, служащие
крупных корпораций зарабатывают гораздо
больше, чем Президент Соединенных Штатов,
члены кабинета министров и судьи Верховного
Суда. Возникает еще один вопрос: не являются
ли мусорщики, несмотря на низкий уровень
оплаты их труда и непрестижность профессии,
более важными для жизни Соединенных Штатов,
чем известные спортсмены, которые имеют
доход, выражаемый семизначными цифрами.
Конфликтологическая теория стратификации
Сторонники теории конфликта считают,
что расслоение общества существует потому,
что это выгодно индивидам и группам, обладающим
властью над другими. Если функционалисты
выявляют общие интересы членов общества,
конфликтологи фокусируют внимание на
различии интересов. С их точки зрения,
общество – это арена, где люди борются
за привилегии, престиж и власть, а группы,
имеющие преимущества, закрепляют его
через принуждение.
Теория конфликта во многом основана на
идеях Карла Маркса. Он утверждал, что
для понимания любого общества необходим
исторический подход, т.е. для постижения
механизма конкретной экономической системы
надо знать, что предшествовало этой системе,
а также процессы, способствовавшие ее
развитию. По Марксу, уровень техники и
метод организации производства детерминируют
эволюцию общества. На каждом этапе истории
эти факторы определяют группу, которая
будет господствовать в обществе, и группы,
которые будут ей подчиняться.
Стремление капиталиста получить прибавочную
стоимость является основной причиной
классовой борьбы – непримиримого столкновения
интересов рабочих и капиталистов. Прибавочную
стоимость Маркс определял как разницу
между стоимостью, создаваемой рабочими
(что выражается в рабочем времени, воплощенном
в товаре, который они производят), и стоимостью,
которую они получают (что выражается
в прожиточном минимуме, обеспечиваемом
заработной платой). Капиталисты не создают
прибавочную стоимость; они присваивают
ее, эксплуатируя рабочих. Следовательно,
по Марксу, капиталисты – воры, крадущие
плоды труда рабочих. Накопление капитала
(богатства) происходит из прибавочной
стоимости и является ключом – и даже
стимулом – к развитию современного капитализма.
В конечном итоге классовая борьба завершится
тем, что рабочие свергнут класс капиталистов
и установят новый, справедливый общественный
порядок.
Ни один класс не существует изолированно
и независимо от других классов, которым
он противостоит. В результате борьбы
с капиталистами “объективные” классовые
интересы рабочих переходят в субъективное
осознание “реальных” обстоятельств,
и они приобретают классовое сознание.
Следовательно, по марксистской теории,
для того чтобы рабочий класс смог выступать
в исторической роли ниспровергателя
капитализма, он должен стать классом
“не только антикапиталистическим”,
но и классом “для себя”, т.е. классовая
борьба должна быть поднята с уровня экономической
необходимости на уровень сознательной
цели и эффективного классового сознания.
Идеи Маркса кажутся простыми на первый
взгляд, но именно эта простота и вводит
в заблуждение. Конфликт – это распространенная
характеристика человеческой жизни, которая
не ограничивается экономическими отношениями.
Как писал Ральф Дарендорф: “Похоже, что
конфликт существует не только в социальной
жизни, а везде, где есть жизнь”. Дарендорф
считает групповой конфликт неизбежным
аспектом жизни общества.
Марксистская теория обедняет картину
даже в сфере собственности: деление общества
на капиталистов и пролетариат скрывает
и искажает другие динамические процессы.
Так, на протяжении всей истории противостояли
друг другу должник и кредитор, потребители
и продавцы и т.д. А расовые и этнические
различия, деление рабочих на квалифицированных
и неквалифицированных, существование
различных союзов характерны для современных
развитых обществ.
Владение средствами производства является
лишь одним из источников власти. Другой
источник – контроль над людьми – владение
средствами управления. Это положение
можно иллюстрировать на примере Советского
Союза и стран Восточной Европы. Милован
Джилас, югославский марксист и сподвижник
президента Тито, писал, что новый класс
коммунистов состоит из тех, кто имеет
особые привилегии и экономические льготы
в силу обладания административной монополией.
Новой элитой стала партийная бюрократия,
которая формально пользуется и управляет
как национализированной и обобществленной
собственностью, так и всей жизнью общества.
Роль бюрократии в обществе, т.е. монопольное
управление национальным доходом и национальными
богатствами, ставит ее в особое привилегированное
положение.
Даже в современных развитых странах человек
может процветать, не имея собственности.
В значительной мере власть обеспечивается
занимаемой в крупных транснациональных
корпорациях должностью, а не собственностью.
Служащие не просто владеют сравнительно
небольшой собственностью, но их влияние
длится лишь до тех пор, пока они занимают
определенную должность. Весьма похожая
картина наблюдается в правительстве.