Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:09, реферат
Цель исследования: рассмотреть, как влияет гендер на выбор профессиональной карьеры. Задачи: Выявить различия видения карьеры мужчиной и женщиной. Рассмотреть, как транслирует СМИ образ карьеры для мужчин и женщин. Выявить сходства и различия в информации транслируемой СМИ мужчинам и женщинам.
1. Введение _______________________________________________________3
2. Профессиональная карьера в гендерном аспекте____________________5
3. Влияние гендера на выбор образца профессиональной карьеры______6
4. Исследование трансляции СМИ образа карьеры для мужчин и женщин__8
5. Заключение _________________________________________________15
6. Используемая литература _____________________________________16
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра Социологии управления
Реферат
по дисциплине: Гендерная социология
на тему: «Гендер и карьера»
| Выполнил: студент группы УЗ-300 Литвинов Д. В. |
| Проверил: к.п.н., доцент Коваленко Н.В. |
Волгоград 2012
Содержание
1. Введение ______________________________
2. Профессиональная карьера в гендерном аспекте____________________5
3. Влияние гендера на выбор образца профессиональной карьеры______6
4. Исследование трансляции СМИ образа карьеры для мужчин и женщин__8
5. Заключение ______________________________
6. Используемая литература ______________________________
Введение
Актуальность темы исследования: Раньше понятие карьера можно было отнести только к мужскому населению, так успешность мужчины на 80% определялась его умением зарабатывать деньги и достигать успеха на работе.
Но сейчас карьера стала важной составляющей частью и для женщины.
Уравнивание прав мужчин и женщин привело к различным исследованиям в сфере гендера. Но карьера рассматривалась меньше. В основном исследования посвящены отличиям между полами в эмоциональном плане.
Несмотря на то, что права мужчин и женщин равны, мы наблюдаем неравенство шансов мужчин и женщин на рынке труда, специфика их установок, мотивации, ценностных приоритетов в отношении профессии и карьеры. При приеме на работу скорей всего выберут мужчину, а не женщину.
Российское общество является патриархальным обществом, и этот образ успешно поддерживают СМИ. В нашем обществе считается, что женщина работает, чтобы жить, а мужчина работает ради реализации своего потенциала. Также понятие успешности женщины мало связано с карьерой, оно больше связанно с карьерой мужа, когда как успешность мужчины заключается в карьере.
«В нашем сознании существуют достаточно устойчивые стереотипы «мужского» и «женского» на рынке труда, по таким ключевым моментам как: мужские и женские стартовые позиции при приеме на работу и возможности достижения успеха, мужская и женская карьера и т.д. В отношении всех подобных моментов имеются определенные представления о гендерных неравенствах, где пол является критерием, дифференцирующим возможности профессионального роста и продвижения по социальной лестнице»[1].
Методологической основой данного исследования стала концепция: теория гендера как социального конструкта.
Научная проблема: слабоизученность феномена влияния СМИ на гендерные предпочтения в карьере.
Объект исследования: карьерные притязания и стратегии их реализации в пространстве гендера.
Предмет исследования: трансляция СМИ карьерных притязаний и стратегий их реализации в пространстве гендера.
Цель исследования: рассмотреть, как влияет гендер на выбор профессиональной карьеры.
Задачи:
1. Выявить различия видения карьеры мужчиной и женщиной.
2. Рассмотреть, как транслирует СМИ образ карьеры для мужчин и женщин
3. Выявить сходства и различия в информации транслируемой СМИ мужчинам и женщинам.
1. Профессиональная карьера в гендерном аспекте
То что в советском обществе считалось отклонением от нормы, порождением буржуазного общества, капитализма, отождествлялось с карьеризмом, являющим собой лишь незначительное, да к тому же девиантное проявления карьеры, сегодня возводится в ранг важного показателя развития человека в системе социальной структуры, существенного фактора и условия улучшения социально-психологического климата, повышения производительности труда в
организации ее конкурентоспособности. Обращение к проблематике карьеры в последнее время большого числа исследователей различных областей деятельности породило множество определений понятия “карьера”.
Карьера – это динамическое явление, то есть постоянно изменяющийся и развивающийся процесс. Карьера может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле.
В широком смысле понятие “карьера” определяется как последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой). Карьера – это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся.
В узком смысле карьеру связывают с трудовой деятельностью человека, с его профессиональной жизнью (профессиональная карьера). Под карьерой понимают целенаправленный должностной и профессиональный рост, продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Все это имеет отношение к организационному аспекту карьеры. Гендерный аспект предполагает рассмотрение этого явления с позиции возможностей реализации карьеры в зависимости от принадлежности к гендеру, раскрывает особенности видения карьеры мужчиной и женщиной. С этим связаны гендерные особенности, которые влияют на видение карьерного процесса, промежуточных результатов развития его карьеры.
2. Влияние гендера на выбор образца профессиональной карьеры
Гендер имеет отличное значение от термина "пол", который характеризует биологическую идентификацию как мужского, так и женского. С точки зрения биологии, пол очевиден с момента рождения. В то же самое время ощущение человеком принадлежности к определенному гендеру воспитывается всю жизнь, в течение которой он осваивает те поведенческие нормативы, которые будут его характеризовать как женщину или мужчину. Хотя биологические различия действительно существуют, не они являются решающими в конструировании мужской и женской природы. Решающим фактором в формировании различий является культура. Мужчины и женщины являются культурными продуктами своих обществ, и это объяснение делает ясной знаменитую фразу, скорее вызов, прозвучавший в работе Симоны де Бовуар "Женщиной не рождаются, ею становятся". И патриархатная система ценностей уготавливает женщине второстепенную роль.
Так если рассмотреть образцы профессиональной карьеры, которые выделил Д. Сьюпер, то можно предположить какой из образцов наиболее характерен какому-либо из гендеров:
Конвенциональные образцы - в начале карьеры происходят некоторые изменения, затем наступает все возрастающая стабильность;
Стабильные образцы - в силу требований карьеры продолжающееся обучение;
Нестабильные образцы - неупорядоченное чередование стабильных и нестабильных периодов;
Образцы сложных изменений - частые смены профессии и рабочих мест при очень коротком пребывании в зоне стабильности;
Трехфазовые образцы - после профессионального образования или профессиональной деятельности ведение домашнего хозяйства, затем следует вновь возвращение в профессию;
Двойной образец карьеры - параллельное участие в домашней и профессиональной работе.
Профессиональный цикл женщин часто прерывист. Хотя некоторые женщины и проходят в своей трудовой жизни через те же этапы, что и мужчины, большинство из них стараются совмещать работу с семейными обязанностями, подходя к своей профессиональной карьере более гибко. Некоторые женщины оставляют работу в тот период, когда им приходится растить маленьких детей, другие трудятся неполный рабочий день, третьи находят способ пополнять семейный бюджет, работая на дому.
В настоящее время не создано теорий развития профессиональной карьеры женщин, однако очевидно, что ей присуще большее разнообразие форм. Значительное число женщин выбирают традиционную мужскую модель непрерывной занятости. Другие планируют завести детей, когда добиваются в профессиональной деятельности определенных успехов.
Видимо, для женщин, в жизни которых карьера стоит не на первом месте, самооценка и самоуважение сильнее связаны с семьей, чем с полной рабочей.
3. Исследование трансляции СМИ образа карьеры для мужчин и женщин
Для того чтобы в полном объеме исследовать значение профессиональной карьеры для мужчин и женщин наиболее подходящим является аналитический план исследования.
Целью исследования по данному плану является качественно-количественное описание предпочтений мужчин и женщин в профессиональной карьере. Так как через контент-анализ можно наиболее полно выявить транслируемые СМИ предпочтения в карьере мужчин и женщин.
Огромную роль в аналитическом типе исследования играет обоснованность выбранного метода и материала.
В качестве метода исследования был взят контент-анализ СМИ. Контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Суть данного метода заключается в аналитическом восприятии информации с точки зрения конкретной исследовательской проблемы, а также – в систематической числовой обработке, оценке и интерпретации формы и содержания информационного источника. Объектом контент-анализа являются средства массовой информации, в данной работе – содержание статьи из электронных информационно-познавательных порталов «Allwomens.RU» и «Мужской.RU» .
«Пресса является одним из основных средств массовой коммуникации, во все времена отражающей современное состояние общества. Основная задача публицистики – отражение социально-политических проблем общества, которые являются наиболее актуальными для читателя».[2] Нас интересуют популярные сайты, дифференцируемые по признаку пола. Основной целью анализа является выявление содержательных различий в журнальной политике популярных мужских и женских сайтов. Точнее, нам важно выяснить, насколько информация по поводу карьеры, транслируемая для мужчин, отличается от информации, которая предназначается женщинам.
Данные сайты подходят больше всего так как, данные журналы позиционируют себя как журналы для современных и преуспевающих в профессиональной карьере мужчин и женщин. Анализируемые сайты являются наиболее популярными среди мужчин и женщин, активно пользующихся интернетом. «Allwomens.RU» и «Мужской.RU» ориентированы на мужчин и женщин с высшим образованием и являются информационно-познавательными.
Выделяют два основных вида контент-анализа: количественный и качественный. Количественный контент-анализ – основывается на исследовании слов, тем и сообщений, сосредоточивая внимание на содержании сообщений. Качественный контент-анализ позволяет делать выводы на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания.
В данной работе контент-анализ используется как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении, так как он поможет наиболее четко определить ценности и потребности молодежных субкультур.
Контент-анализ предполагает выборку из генеральной совокупности исследуемых текстов.
В качестве исследуемого материала были взяты по 5 статей из электронных журналов «Allwomens.RU» и «Мужской.RU», посвященных карьере 2010 года.
Для выделения такой единицы анализа как категория контент-анализа необходимо рассмотреть основные моменты, связанные с определением ценностей и потребностей молодежи в контексте субкультур в постсоветском обществе. Эти основные моменты, которые и будут являться категориями анализа, можно поделить на 3 основные части:
Позитивные стороны карьеры.
Негативные стороны карьеры.
Способы продвижения по карьерной лестнице.
Исходя из этого, единицами контент-анализа в выбранной литературе являются:
Успешность, повышение.
Увольнение, плохие отношения.