Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:25, доклад
Гендерное равенство - это равная оценка обществом схожести и различия между женщинами и мужчинами, различных социальных ролей, которые они играют.
Гендерное равенство - это обладание женщинами и мужчинами равным статусом посредством равных условий для реализации прав и потенций человека.
В России женщины и мужчины обладают равным правовым статусом в экономике — равными правами на собственность; в сфере занятости — равными трудовыми правами, включая равное вознаграждение за труд одинаковой ценности; равными политическими правами — правом избирать и быть избранным, правом на участие в общественной и политической жизни; в семейной жизни, а также в сфере социального обеспечения. Но, к сожалению, российское законодательство не гарантирует равенство возможностей мужчин и женщин.
Гендерное равенство - это равная оценка обществом схожести и различия между женщинами и мужчинами, различных социальных ролей, которые они играют.
Гендерное равенство
- это обладание женщинами и
мужчинами равным статусом
В России женщины и мужчины обладают равным правовым статусом в экономике — равными правами на собственность; в сфере занятости — равными трудовыми правами, включая равное вознаграждение за труд одинаковой ценности; равными политическими правами — правом избирать и быть избранным, правом на участие в общественной и политической жизни; в семейной жизни, а также в сфере социального обеспечения. Но, к сожалению, российское законодательство не гарантирует равенство возможностей мужчин и женщин.
Россия относится к числу тех государств, где проблемы гендерного равенства стали предметом общественного внимания только в конце 1980-х годов. Речь в данном случае идет не о формальном равенстве по признаку пола, закрепленному сразу после революции 1917 года, а о фактическом равенстве прав и возможностей их реализации представителями обоих полов. За прошедшие 20 лет удалось сделать немало (созданы и функционируют различные женские общественные организации, проводятся гендерные исследования и т.д.), однако, если говорить о масштабном внимании к проблемам гендерного равенства со стороны общества и государства, то его по-прежнему нет.
Россия значительно отстает от стран Западной Европы по числу женщин, занимающих руководящие должности в органах законодательной и исполнительной власти, а органы государственной власти или должностные лица, которые непосредственно занимались бы вопросами равноправия вообще отсутствуют. В настоящее время в России две женщины замещают должности федеральных министров (возглавляют Министерство экономического развития и Министерство здравоохранения и социального развития), одна – пост губернатора, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва из 450 избранных депутатов 63 женщины (14%), в Совете Федерации Федерального Собрания из 166 членов только 6 женщин (3,6%). Женщины мало представлены в выборных органах, в частности, в Госдуме пятого созыва(2007—2011 года) только 13,8% депутатов женщины, а в правящей партии«Единая Россия» их 14%.,. Государственные должности прокуроров и следователей занимают 37% женщин и 63% мужчин.
Согласно данным
Введение так называемого
«материнского капитала», призванного
не только помочь женщине в материальном
обеспечении воспитания ребенка, но
и по ее желанию компенсировать период
ухода за ребенком путем зачисления
этих средств в Пенсионный фонд;
повышение размера ежемесячных
пособий по уходу за ребенком и
другие аналогичные меры носят скорее
компенсационно-стимулирующий
В ряде субъектов Федерации созданы общественные организации, пропагандирующие идеи гендерного равенства (в основном женские). Вообще следует отметить, что хотя принципы гендерного равенства и гендерной политики распространяются на оба пола, заинтересованность в их реализации в России проявляют в первую очередь женщины, т.к. при формальном равенстве прав представителей обоих полов, закрепленных в том числе в законодательстве, именно женщины фактически ограничены в возможностях их реализации.
Признавая значимость уже
достигнутого в России в сфере
внедрения гендерной политики, следует
отметить, что работа по преодолению
гендерных стереотипов в
Во-первых, в масштабах государства все выше перечисленные программы и деятельность различных женских общественных организаций имеют незначительный охват. Информация об их деятельности размещается в Интернете на специализированных сайтах, но создаваемые ими информационные поводы, которые доводятся до широкой общественности, крайне редки. Федеральные телеканалы и печатные СМИ практически не уделяют гендерным проблемам и организациям, которые занимаются их решением, никакого внимания. Нельзя также забывать, что именно СМИ (а не Интернет) являются пока основным источником информации для большинства населения России. Таким образом, первая проблема – это недостаток информации о том, что такое гендерное равенство, о деятельности общественных организаций и совместных международных программах по решению гендерных проблем в России.
Во-вторых, государство в
лице его органов не рассматривает
соблюдение гендерного равенства как
заслуживающее внимания и постановки
на особый контроль, полагая, что серьезных
проблем в данной сфере нет. На
одно из первых мест среди приоритетов
государственной политики ставится
решение демографической
В-третьих, не только государство, но и российское общество по-прежнему не готово относиться к гендерным проблемам со всей серьезностью. Они воспринимаются многими гражданами как надуманные, отвлекающие от проведения действительно важных политических, экономических и социальных реформ.
Причины такого отношения
к проблемам гендерного равенства
отчасти кроются в остаточных
явлениях привычного патриархального
уклада жизни россиян, в рамках которого
социальное положение женщины априори
считалось более низким, чем положение
мужчины (причем и в женском сознании
тоже; более того, женщины, как правило,
не воспринимают доминирующее положение
мужчины как дискриминацию
В-четвертых, несмотря на то, что Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1980 г.), а в Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15), российское законодательство фактически не затрагивает вопросы обеспечения равных прав для мужчин и женщин.
Положение части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации («государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола») не получило своего развития в законах и иных нормативных актах. Некоторые попытки решить проблему закрепления гарантий равенства прав мужчин и женщин предпринимались, однако их число незначительно и, как правило, они были безрезультатными. В частности, был разработан проект Федерального закона «О государственных гарантиях равных прав мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации». Он был рассмотрен Государственной Думой в первом чтении 16 апреля 2003 года, но не был принят. Таким образом, четвертая проблема – это отсутствие в России нормативных актов, развивающих положения Конституции Российской Федерации о равенстве независимо от пола. Попытки разрешения споров о нарушении прав женщин по половому признаку (например, при приеме на работу, увольнении с работы, при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления) наталкиваются на отсутствие соответствующей правовой базы и сформировавшейся судебной практики.
Представляется, что решение перечисленных проблем возможно лишь при взаимных усилиях общества (в лице граждан и общественных организаций) и органов государственной власти и местного самоуправления. Эти усилия могут выражаться в постепенном принятии необходимых нормативных актов, повышении контроля за соблюдением прав всех лиц независимо от пола, проведении информационной поддержки в распространении идей гендерного равенства и т.д.
Безусловно, предстоит очень серьезная и сложная работа, связанная в первую очередь с изменением сознания граждан, однако зарубежный опыт показывает, что проведение гендерной политики на государственном уровне дает свои результаты, пусть и через значительное время.
В последние годы в России
наметились определенные сдвиги в осмыслении
проблем гендерного равенства. Об этом
свидетельствует, с одной стороны,
начавшийся процесс интеграции гендерного
подхода в науку и политическую
практику, с другой — развитие женского,
в том числе правозащитного движения,
разнообразных инициатив, направленных
на достижение равенства между полами.
Вместе с тем, в силу самых разных
причин, пока рано говорить о значительном
прогрессе в преодолении
Помимо равных прав с мужчинами,
российское законодательство предоставляет
женщинам некоторые специальные
права, связанные с материнством.
Однако новый Трудовой кодекс и законодательство
в сфере социального и
В целом, правовой статус российских женщин соответствует международным нормам и правовым стандартам, но в последние годы законодательное обеспечение равенства прав и возможностей заметно сократилось. Важной проблемой остается отсутствие специального законодательства в отношении домашнего насилия и торговли женщинами, в силу чего затруднено привлечение виновных к правовой ответственности; неразрешимой проблемой остается правовая защита пострадавших от насилия, связанного с продолжающимися на территории России вооруженными конфликтами.
Несмотря на масштабные демократические изменения, произошедшие в XX в. и существенно изменившие как положение женщин, так и отношение к ним со стороны общества, главная социальная проблема женщин — сочетание семейных и внесемейных, материнских и трудовых обязанностей, обусловленное выполнением ими генеративной функции, — продолжает сохранять актуальность.
По данным официальных источников уровень образованности работающих женщин выше, чем мужчин. Среди всех занятых, имеющих высшее образование, женщины составляют 52,8%, имеющих среднее специальное образование — 57,5%. Это обусловлено помимо прочего наличием "женского сектора" занятости в народном хозяйстве — сферы образования, воспитания, медицинского и социального обслуживания, культуры.
Высокая вовлеченность женщин в трудовую сферу обусловливает серьезную угрозу безработицы для них. За годы экономических реформ женщины в России потеряли 7 млн. рабочих мест, а мужчины — от 1 до 2 млн.; Женщины составляют 69% всех безработных с высшим образованием и 74% безработных со средним образованием.
Особо уязвимую категорию
на рынке труда образуют женщины,
слабо защищенные в социальном плане:
имеющие малолетних детей, детей-инвалидов,
одинокие матери, женщины, только что
окончившие учебные заведения и
не имеющие опыта работы либо, наоборот,
находящиеся в предпенсионном возрасте,
жены военнослужащих, вынужденные часто
менять место жительства и потерявшие
квалификацию в силу подобной частой
смены работы. Так, среди безработных,
воспитывающих
В России может появиться федеральный закон, уравнивающий в правах женщин и мужчин. На этом настаивает мировое сообщество, и Минздравсоцразвития уже начало разработку проекта. Согласно данным ООН, разрыв между зарплатами мужчин и женщин в России составляет более 30%, руководящие должности занимают в основном мужчины, а все госструктуры, защищающие права женщин, были ликвидированы.
Неслучайно в России отмечается
резкое снижение числа женщин-депутатов
федерального и региональных парламентов,
женщин на руководящих должностях в
исполнительных органах власти, в
управлении финансами и промышленностью
(на уровне директоров и руководителей
предприятий). Отсутствие женщин во власти
— серьезная политическая проблема
для страны. Потребности женщин в
условиях переходного периода
Между тем исследования экспертов в сфере гендерного анализа показывают, что соблюдение прав человека и прав женщин в аспекте прав человека важно не только с точки зрения морали и гуманитарного развития, но и является экономически эффективным. Гендерное равенство (особенно в социально-экономической сфере) не только не тормозит экономический рост, но и, напротив, способствует ему. Наиболее продуктивной является техника оценки экономической эффективности гендерного равенства с использованием инструментальных переменных. Этот метод основан на идентификации экзогенных переменных, воздействующих на гендерное равенство, но непосредственно не влияющих на экономический рост.