Гостеприимство в средневековье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:35, реферат

Описание

Прием гостей — это типичная этикетная ситуация. Она существовала в весьма похожих формах у самых разных народов мира: у древних евреев и германцев, у арабов и австралийцев, у индейцев и северных народов. Поразительные совпадения ритуала приема гостей у народов, живших на большом расстоянии друг от друга и разделенных временем, не являются случайными. Зрелые, развитые формы гостеприимства ориентированы на малознакомого или незнакомого человека; простейшие, зачастую обычные формы предназначены для хорошо знакомого гостя, например, родственника или соседа. У народов российского Севера хорошо сохранились самые простые формы гостеприимства, в то время как у народов

Содержание

Введение.
Глава 1. Гостеприимство в средневековой Европе
Глава 2 Гостеприимство на Руси. Постоялые дворы.
Заключение.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

гостеприимство в средневековье.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

__________________________________________________________

Институт туризма и международных экономических отношений

 

 

Контрольная работа

по дисциплине Менеджмент гостеприимства

На тему Гостеприимство в средневековье

 

 

Выполнила:

Студентка III курса

Группы 2306 сок.

Харебина А.Е.

Проверил(а):

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012


Содержание:

Введение.

Глава 1. Гостеприимство в средневековой Европе

Глава 2 Гостеприимство на Руси. Постоялые дворы.

Заключение.

Список литературы


Введение.

Прием гостей — это типичная этикетная ситуация. Она существовала в весьма похожих формах у самых разных народов мира: у древних евреев и германцев, у арабов и австралийцев, у индейцев и северных народов. Поразительные совпадения ритуала приема гостей у народов, живших на большом расстоянии друг от друга и разделенных временем, не являются случайными. Зрелые, развитые формы гостеприимства ориентированы на малознакомого или незнакомого человека; простейшие, зачастую обычные формы предназначены для хорошо знакомого гостя, например, родственника или соседа. У народов российского Севера хорошо сохранились самые простые формы гостеприимства, в то время как у народов Кавказа оно имеет сложные, ритуализированные до деталей обряды. К кавказским близки формы гостеприимства у горцев Балканского полуострова. У восточных славян — русских, украинцев, белорусов — гостеприимство со временем потеряло общеславянские архаические черты и приобрело своеобразные христианизированные формы.

Ритуал гостеприимства, по существу, — это диалог двух сторон, вступающих в общение — хозяина и гостя. Оба они подчиняются достаточно строгому этикетному «сценарию», который связывает, ограничивает их действия и в то же время позволяет достичь конкретных целей: хозяину — достойно принять гостя, заслужив этим милость Бога и уважение людей, гостю — получить приют, пищу и поддержку. Хозяин не только берет на себя заботу о госте, но и обязанность защищать наравне с членами своей семьи.

Один западноевропейский путешественник XVII в. так писал о нравах балтийских славян: «В отношении гостеприимства нет другого народа, более достойного уважения, чем славяне; принимать гостей, как по уговору, они готовы, так что нет необходимости просить у кого-нибудь гостеприимства... Стремление показать себя толкает многих из них на кражу и грабеж. Такого рода пороки считаются у них простительными или оправдываются гостеприимством. Следуя славянским законам, то, что ты ночью украдешь, завтра ты должен предложить гостям». Поэтому один и тот же человек мог сердечно принимать в своем доме гостя, а потом ограбить его за пределами своего селения. Такое же явление наблюдалось и на Кавказе.

У различных народов мира трапеза, в которой участвует гость, имеет принудительный, обязательный характер. Отказ от нее равносилен нанесению хозяину обиды. Такие традиционные обычаи резко отличаются от современных европейских, согласно которым количество и выбор продуктов, которые может есть гость, определяет он сам.

Все мы знаем по книгам и фильмам, сколь тяжелы были царские пиры, скажем, у Ивана Грозного или Петра Первого. Они длились по 5—6 часов, а то и более, затягиваясь часто до утра. Выдержать такой «марафон» физически было очень трудно. Впрочем, у многих европейских монархов трапезы были не менее изнурительными.

 


Глава 1. Гостеприимство в средневековой Европе

В период раннего средневековья предоставлением услуг гостеприимства для обыкновенных людей стали заниматься религиозные заведения, да и ак­центы в обслуживании стали другими. В Англии, например, постоялые дворы были теперь ориентированы уже не столько на путешествующих, сколько на пьющих. Если в те годы люди и путешествовали, то обычно их путешествия были связаны либо с королев­ским двором, либо с церковью. Большинст­во путешественников были миссионерами, священниками и пилигримами, путешествующими к святым местам. В связи с этим постоялые дворы, в ко­торых люди останавливались на ночлег, стали строиться поближе к храмам и монастырям. Условия проживания оставались довольно примитивными, при этом постоялыми дворами управляли рабы, находящиеся в услужении у свя­щенников и настоятелей храмов.

На европейском континенте Карл Великий еще в VIII в. для отдыха пи­лигримов создал специальные дома. Один из таких домов, аббатство в Ронсевальском ущелье, обещал странникам радушный прием, бесплатный хлеб, услуги цирюльника и сапожника, фрукты и орехи из запасов аббатства, два госпиталя с постеля­ми для больных и даже освященное место погребения для усопших.

Монастырская пища была простой, но часто более высокого качества, чем где-либо. Обычно монахи на своих угодьях сами выращивали овощи и разводили скот. На кухне было больше чистоты и по­рядка, чем в частных домах. Кроме того, монахи вели жесткую систему учета продуктов, что сказывалось на стоимости пищи.

В Средние века люди стали путешествовать больше и соответственно уве­личилось число придорожных постоялых дворов. По современным стандартам, они все еще оставались примитивными. Постояльцы часто спали вповалку на матрацах, разложенных на полу одной большой комнаты. Каж­дый ел то, что у него было с собой, либо покупал что-нибудь съестное у хо­зяина постоялого двора. Питались обычно хлебом и мясом (иногда — рыбой или цыпленком), запивая все это пивом.

Некоторые трактиры были местами шумных попоек, и их завсегдатаи, особенно если таверна находилась в районе порта, зачастую насильственно бывали записаны в матросы.

Пионерами в кулинарном ремесле, первыми людьми в Ев­ропе, которые получали удовольствие от вкусной сытной еды и питья, были итальянцы, наследники римлян. Раннеитальянская буржуазия, занимав­шаяся торговлей и ремеслами на юге Италии, первой начала способ­ствовать становлению европейского поваренного искусства. Примерно во второй половине XIV века центр кулинарного искусства в Европе переместился из Италии во Францию, в Па­риж на королевскую кухню. Искусство готовить вкусную еду во Франции получило мощную государственную поддержку. Фран­цузские короли проявили себя активней­шими ревнителями хорошей кухни, для развития которой они не жалели государственных средств.

На пирах в замках короля и знати обслужива­лись сотни гостей. Обслуживание на этих пирах можно назвать дискриминационным, поскольку гостям разного ранга по­давались разные блюда. Представители высшей знати получали самые лучшие блюда. Записи в одной из книг о домашних расходах свиде­тельствуют о том, что один утренний завтрак мог включать по крайней мере десять наборов блюд, подаваемых гостям разного статуса.

Порой к трапезе готовились десятки блюд, которые тщательно сервирова­лись, но поедались безо всяких церемоний. Вилки в те времена были неизвестны.

Полагают, что королева Екатерина Ме­дичи пыталась приучить французский королевский двор пользоваться вилка­ми еще в XVI столетии, но в широкий обиход они вошли только через двести лет. Вместо вилок использовались пальцы, которыми шарили в жирном со­усе, вылавливая оттуда куски мяса. У ножа было две функции: им резали и с него ели. Пищу также ели с деревянных дощечек или с больших, ровно нарезанных ломтей черствого хлеба четырехдневной выпечки.

Хотя средневековые специалисты по части гостеприимства и ничего не знали о микробах и гигиене, о вилках и чашках для ополаскивания пальцев, они пользовались собственными правилами для званых ужинов, большинство из которых не кажутся полностью устаревшими и по сей день:

1.  Пищу следует подавать в должное время: не слишком рано, но и не слишком поздно.

2.   Пищу следует подавать в должном месте: просторном, приятном и безопасном.

3.  Тот, кто дает пир, должен делать это от души и в веселии сердца.

4.  Подаваемая пища должна быть разнообразной, чтобы каждый, кому не понравится что-то, мог отведать чего-то другого.

5.  На столе должны быть разнообразные вина и напитки.

6.  Слуги должны быть вежливыми и честными.

7.  Гости должны испытывать друг к другу только приятельские и

добро­сердечные чувства.

8.  Песни и инструментальная музыка должны создавать атмосферу веселья.

9. Должно быть много света.

10. Должна быть полная гарантия того, что все, подаваемое на стол, отли­чается изысканным вкусом.

11. Гости должны есть степенно и без излишней поспешности.

12.  Можно лишь покорно просить гостей отведать того или иного блюда, но ни в коей мере нельзя понуждать их есть во вред своему здоровью.

13.  Каждый из гостей после ужина должен отдохнуть.

В XVI столетии в Англии появляются таверны для простонародья, назы­ваемые ординарными, где за общим столом подавались дежурные блюда по фиксированной цене. Обычно главное блюдо представляло основа­тельно переваренное острое рагу из мяса и овощей. Кулинарные качества были ограничены присутствием в котле тех или иных ингредиентов, попа­дающих туда лишь по причине их дешевизны. Очень немногие из едоков имели здоровые зубы, а у большинства их и вовсе не было, так что для того, чтобы считаться съедобной, пища должна была легко пережевываться. Свежее мясо было редкостью, а тухлое – скорее нормой, чем исключением. Специи помогали не только сохранить мясо, но и скрыть неприятный запах.

В сельской местности один постоялый двор обслуживал всех приезжих, хотя состоятельные люди, путешествовавшие в собственном экипаже или верхом, туда заходили редко, а бедняков, которые путешествовали пешком, туда старались не пускать вообще. В любом случае четкие социальные разли­чия в обхождении с каждым постояльцем строго соблюдались. Состоятель­ные люди обслуживались в столовой или у себя в комнате. Бедняки обычно ели вместе с хозяином постоялого двора и его семьей на кухне. Им подавали простую пищу без права выбора, но за минимальную цену. Французы наз­вали такое обслуживание table d'hote (таблъ д'от), т.е. «хозяйский стол». Со­стоятельные гости могли заказывать для себя специальные блюда из имею­щихся у хозяина продуктов — a la carte (а ля карт), — и заходить на кухню проследить, чтобы все приготовили как надо. Стараясь угодить гостю, хозяин обычно предлагал какое-нибудь местное блюдо, кото­рым славилась местность. Цены на блюда также были разными, прежде всего в зависимости от региона, где находился постоялый двор.


Глава 2 Гостеприимство на Руси. Постоялые дворы.

В эпоху раннего Средневековья (в домонгольское время) Русь вела торговлю с рядом стран Европы, Ближнего и Среднего Востока, а также Средиземноморья.

Местом постоянного контакта русских и восточных купцов являлся город Булгар. Сюда прибывали восточные купцы с тканями и другими ремесленными изделиями, пряностями и рисом, отсюда увозили русские меха, мед, воск, кору для дубления кож. Связи со Средней Азией осуществлялись преимущественно водным сообщением. Волго-Каспийским путем следовали купцы в Поволжье и караваны, шедшие из Волжской Булгарии в Хорезм. Отправным пунктом для среднеазиатских купцов служил порт Абаскун на юго-восточном побережье Каспия, который был соединен сухопутными дорогами с Ургенчем, Бухарой, Нишапуром и другими городами. Существовала также сухопутная дорога, связавшая Булгар с Хорезмом. Как свидетельствуют археологические исследования, значимость этих торговых путей обусловила появление караван-сараев. Появляются они на рубеже XII-XIII веков и находятся один от другого на расстоянии 20-25 км, т.е. на расстоянии, составлявшем переход каравана. Что касается ряда городов таких, как Саксин, Булгар, Бухара, Самарканд, Баку, Дербент и др., то наличие в них караван-сараев отмечается в более ранний период.

Гостиный двор – древнерусское название помещений преимущественно для оптовой торговли, отводившихся в городах первоначально только для иностранных или приезжих купцов-гостей. Образцами служили однородные учреждения на Западе. Особенностью гостиного двора, тоже заимствованной с Запада, было то, что купцы не только торговали в нем, но и жили. Таким образом, он получил характер иностранной колонии, пользовавшейся полной внутренней автономией относительно местных властей.

В позднее время гостиные дворы утратили свое первоначальное значение и превратились просто в центральные городские рынки, в торговые ряды, открытые для всякого рода купцов и обыкновенно лишенный какой бы то ни было автономной организации.

Некоторые сведения, касающиеся устройства иноземных гостиных дворов в Новгороде, обязанностей купцов, их взаимоотношения с новгородцами, содержатся в торговых договорах, заключенных между Новгородом и ганзейским городами.

«Господин Великий Новгород» являлся в XI-XII веках важным торговым городом Древней Руси. Развитию торговли в нем способствовала близость Балтийского моря и удобные пути, преимущественно водные, соединявшие его как с этим морем, так и с внутренними территориями Руси. Торговые связи с зарубежным купечеством способствовали возникновению и успешному функционированию гостиных дворов, предназначавшихся для иностранных пользователей, а также выходцев из различных княжеств Древней Руси.

Развитие торговых отношений Древней Руси с соседскими странами и паломничество к «святым местам» способствовали складыванию надежных маршрутов следования торговых караванов и путей паломников, созданию постоялых дворов разной комфортности с учетом социального положения пользователей с местами ночлега и питания, образованию своеобразной системы сервиса, напоминающей современную.

Наряду с гостиными дворами иностранных купцов с XVI века в Новгороде возникают гостиные дворы русских купцов из других земель. Известно о существовании Псковского и Тверского дворов, сведения о которых сохранились в писцовых и лавочных книгах конца XVI века, также в некоторых актовых материалах.


Заключение.

Гостеприимство стало одним из важнейших понятий, которые используются в истории. Путешествия были бы невозможны, если путникам негде было остановиться на ночлег и получить провизию. Гостеприимство имеет долгую историю, оно начинается с древнейшей традиции “преломлять хлеб” со странниками. У разных народов мира складывались различные традиции и обычаи встречать гостей. Особенности бытовой культуры оказывают влияние на формирование гостеприимства как необходимой составляющей индустрии туризма.

Информация о работе Гостеприимство в средневековье