Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:07, курсовая работа
Целью работы является выявление объективных возможностей формирование единой приоритетной государственной социальной жилищной политики, раскрыть ее сущность, тенденции развития, определить перспективы и пути решения задачи обеспечения населения России жильем на современном этапе развития российского общества.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Особенности реализации государственной жилищной политики
1.1 Понятие государственной жилищной политики
1.2 Основные цели, принципы и задачи государственной жилищной политики
1.3 Государственное регулирование жилищной сферы
ГЛАВА 2. Анализ и оценка государственной жилищной политики на федеральном и региональном уровне
2.1 Законодательные основы реализации государственной жилищной политики
2.2 Региональные особенности реализации государственной жилищной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Одной из главных задач текущего периода является обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоящих на учете и имеющих менее 10 кв. м общей площади на человека.
Предоставление
безвозмездных субсидий позволяет
реализовать альтернативные варианты
обеспечения очередников
Вместе с тем, уровень имущественного положения семей не позволяет многим из них реализовать право на субсидии - приобрести жилье.
Высокий
уровень рыночных цен на недвижимость,
а также себестоимости
Определяющим направлением, принципиально влияющим на проблему жилищного обеспечения граждан со средними доходами, выступает ипотечное кредитование.
В заключение краткого анализа направлений жилищной политики и механизмов ее реализации следует отметить, что, взаимообусловливая и взаимодополняя, они создают конкурентную среду.
Государственная жилищная политика является важной составной частью социально-экономических преобразований в России и одним из главных направлений деятельности государственных органов. В процессе перехода к рыночной экономике содержание данной деятельности составляет реформирование жилищного сектора, центральное место в котором принадлежит реформе жилищной сферы.
1.2 Основные цели,
принципы и задачи
государственной
жилищной политики
Сегодня большое внимание уделяется жилищной политике. Её общегосударственный характер и программные установки предопределяются тем, что достижение жилищной обеспеченности отдельных граждан требует одновременного решения общественных задач: организации системы расселения, проработки её региональных аспектов, формирования современной жилой среды, обеспечения коммуникаций, экологических условий и природоохранных мероприятий.
Поскольку
жилье – это самое
Жилье служит важным фактором стабилизации и устойчивого развития общества.
Неотъемлемым принципом политики должна быть общая доступность удовлетворения жилищных потребностей на основе создания разнообразных форм предложения и кредитования жилья для дифференцированного его приобретения в соответствии с экономическим и социальным положением семей и отдельных граждан.
В иерархии жизненных потребностей людей жилище находится на одном из первых мест. Жилищные условия являются существенным фактором формирования личности, утверждения человеческого достоинства, сохранения здоровья, самореализации в трудовой и духовной сфере.
Во всем мире выработаны и действуют (в развитых странах более полувека) единые принципы государственной жилищной политики. Главные среди них – два следующие:
Активное участие государства и местного самоуправления в решении проблемы обеспечения граждан жильем предусмотрено Конституцией Российской Федерации, и служит реализацией гарантированного права на жилище. Реализация жилищных прав является одной из важнейших составляющих прав и свобод человека и гражданина. Статья 40 Конституции Российской Федерации относит право на жилище к числу основных прав человека и гражданина. Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Право на жилище не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения (ст. 56). Конституция Российской Федерации предусматривает вполне определенные гарантии этого права на жилище, что делает его стабильным.3 Также статья 40 Конституции определяет следующие действия по реализации жилищной политики:
1.
Органы государственной власти
и органы местного
2.
Малоимущим и иным указанным
в законе гражданам,
Преамбула Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» установила цели федеральной жилищной политики:
Закон
также определил следующие осно
Основными задачами государственной жилищной политики являются:
Жилищная
сфера – это не только экономика, но
и, в большей степени, сфера социальной
жизни общества. Обеспечивая одни из самых
важных потребностей человека, она является
неотъемлемой частью государственной
политики в целом.
1.3
Государственное
регулирование жилищной
сферы
Необходимость
участия государства в процессе
реформирования и обеспечения функционирования
жилищно-коммунальной отрасли определяется
тем, что она является сферой жизнеобеспечения
российских граждан, то есть фактором,
обуславливающим состояние
Единой
государственной политикой
Важнейшими
функциями государства
Во
взаимосвязи с ходом и
Более высокой ступенью развития государственного регулирования является целевое программирование, т. е. комплексное использование в общих целях различных программ решения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач. В них определяется последовательность решения задач, обозначаются органы власти, ответственные за исполнение этих программ, указываются источники финансирования.
При разработке программ и осуществлении жилищной политики Российская Федерация следует курсом, учитывающим мировой опыт, тем более, что практически во всех странах с развитой рыночной экономикой реально осуществляются целевые программы подобного рода. Как правило, ответственными за целевое планирование и целевое программирование являются государственные учреждения, разрабатывающие программы и осуществляющие контроль за их реализацией. Программирование преобразований в жилищной сфере позволяет использовать все средства государственного регулирования, избежать противоречивости и несогласованности мероприятий отдельных государственных органов в центре и на местах.
Тем не менее, в период переходной экономики такие противоречия и несогласованности всегда неизбежны. Особенно в правовом оформлении политики и практики таких сложных сфер, как жилищная. Ведь в этой области за короткое время пришлось зачастую без каких-либо правовых прецедентов в отечественной практике создать около сотни актов и нормативных предписаний, касающихся многих тысяч позиций поведения самых разных субъектов права в различных направлениях их деятельности: жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства; землепользования и градостроительного регулирования; системы жилищного финансирования и создания инфраструктуры рынка жилья и т. д. По каждому из этих направлений были разработаны и приняты законы, в которых предусмотрены отдельные нормы, учитывающие рыночные изменения в жилищной сфере.
В силу такого обилия разработанных в короткое время законодательных актов, реализация федеральных целевых программ в жилищной сфере сталкивается с трудностями, создаваемыми противоречиями друг другу отдельных положений в этих законах. Особенно по таким позициям, как: классификация жилищных фондов.
Изменение государственной жилищной политики в рыночных условиях внесло в нее существенные коррективы. Если в Жилищном кодексе РСФСР выделялось четыре вида жилищных фондов (государственный, общественный, жилищно-строительных кооперативов и индивидуальный), то Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», положив в основу классификации жилищных фондов их принадлежность к тому и иному виду собственности, выделил шесть разновидностей: