Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:15, контрольная работа
Основная цель социальной защиты – сохранение здоровья и жизни клиентов. Любые услуги, так или иначе, защищают здоровье и жизнь людей, поэтому вполне естественно, что среди форм социальной защиты населения предусмотрены медицинские услуги. Эта форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением.
Из-за финансовых трудностей система государственного здравоохранения уже не в состоянии выполнять в полном объеме те функции, которые выполняла раньше. Уменьшается объем бесплатных услуг, ограничивается доступность этого вида медицинской помощи. В то же время растет число заболевших. В таких условиях обеспечить неимущее население необходимым минимумом медицинских услуг – это задача социальных работников. Социально-медицинские услуги – это мостик между медицинскими и социальными службами.
Основная цель социальной защиты – сохранение здоровья и жизни клиентов. Любые услуги, так или иначе, защищают здоровье и жизнь людей, поэтому вполне естественно, что среди форм социальной защиты населения предусмотрены медицинские услуги. Эта форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением.
Из-за финансовых трудностей система государственного здравоохранения уже не в состоянии выполнять в полном объеме те функции, которые выполняла раньше. Уменьшается объем бесплатных услуг, ограничивается доступность этого вида медицинской помощи. В то же время растет число заболевших. В таких условиях обеспечить неимущее население необходимым минимумом медицинских услуг – это задача социальных работников. Социально-медицинские услуги – это мостик между медицинскими и социальными службами.
Увеличение доли пожилых и престарелых в структуре населения, числа больных хроническими заболеваниями, одиноких стариков с особенностями их образа жизни и вытекающими отсюда социальными проблемами, выдвигает новые требования к оказанию социально-медицинской помощи.
В данной работе
По классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), население в возрасте от 60 до 74 лет отнесено к пожилому, от 75 до 89 лет — к старшему, а от 90 лет и старше - к долгожителям. Эта классификация учитывает нужды, потребности, биологические и социальные возможности пожилых людей.
Среди пожилых людей выделяются самые разные группы: бодрые, физически здоровые; больные; живущие в семьях; одинокие; довольные уходом на пенсию; еще работающие, но тяготящиеся работой; несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоподвижные, домоседы; проводящие интенсивно, разнообразно свой досуг (ходят в гости, посещают клубы и т. д.).
Одна из важных
задач гериатрической реабилитации
"...выявить группы высокого риска,
т. е. тех, которые в конечном счете
будут нуждаться в реабилитации
ВОЗ определяет группы высокого риска, как группы населения, имеющие высокий риск ухудшения здоровья или экономического и социального состояния.
К этим группам
отнесены следующие категории
- очень старые люди, в 80, 90 лет и старше:
- престарелые, живущие одиноко (семья из одного человека);
- престарелые женщины, особенно одинокие и вдовы;
- изолированно живущие престарелые (одинокие или престарелые пары):
- бездетные престарелые;
- престарелые,
страдающие тяжелыми
- престарелые пары, в которых один супруг тяжело болен или страдает физическим недостатком;
- престарелые, вынужденные жить на минимальное государственное или социальное пособие или даже на еще более незначительные средства.
2.Потребности пожилых людей в медико- социальной помощи
С возрастом потребность в
При всем многообразии потребностей пожилых и старых людей в медицинской и социальной помощи, большинство исследователей выделяют потребности в долговременных видах помощи (помощь на дому, в общине, в домах по уходу), потребности в кратковременных видах помощи (больницы, реабилитация), а также в уходе. По данным исследований группы пожилых (средний возраст – 62 года, женщин – 57%, мужчин – 43%) выявлялись следующие виды потребностей:
С возрастом доля старых людей, нуждающихся
в помощи, быстро возрастает. Отмечается,
что около 50% 85-летних и старше людей
нуждаются в персональной помощи. Уже к 2000г. потребность в долговременной
помощи для лиц 85 лет и старше, как группы
наибольшего риска, увеличилась вдвое.
По данным зарубежных авторов, до 20% пожилых
людей имеют различные функциональные
нарушения, они нуждаются в базовой поддержке
их повседневной деятельности. При этом
большинство из них – 70% – живут дома,
в общине, получая помощь на дому. Менее
чем 10% пожилых и старых людей с функциональными
нарушениями получают услуги от формального
сектора, при этом около 75% пожилых, проживающих
дома, нуждаются в помощи семьи и друзей,
т. е. неформального сектора. Более 80% агентств
помощи пожилым отмечали следующие типы
потребностей их пожилых пациентов: специфические
медицинские проблемы и медицинская помощь;
потребность в медицинском оборудовании;
психические проблемы; проблемы оплаты
услуг; необходимость социальной поддержки.
Оценка потребностей пожилого пациента
есть систематический процесс сбора информации
о подопечном, способный увеличить точность
диагноза и лечебного плана.
Исследования показывают, что виды ухода,
которые требуются пожилым с различными
ограничениями дееспособности, имеют
следующую иерархию: медицинская помощь
– хирургические манипуляции, лекарственные
препараты, приспособления для ухода,
уход за полостью рта, физиотерапия, мануальная
терапия. Персональный уход включает удовлетворение
физических нужд в повседневной деятельности;
работа по дому – приготовление пищи,
уборка, поддержание порядка; социальная
поддержка – помощь в общении с административными
работниками, посетителями, дружеское
общение; наблюдение – уменьшение риска
для наиболее уязвимых людей. При наличии
функциональных нарушений и хронических
заболеваний пожилые люди нуждаются также
в реабилитации для сохранения их независимости
и способности к самопомощи.
Российские исследователи отмечают, что
во многих регионах страны пожилые люди
предоставлены сами себе, что сравнимо
с экспериментом на выживаемость. В первую
очередь это относится к одиноким пожилым
людям, которые рассчитывают в основном
на помощь государства. Лишь 18,9% заболевших
имеют возможность обратиться к врачу.
Уже в 1987 г. в России было выявлено более
354 000 одиноких пенсионеров по возрасту
и инвалидов, в т.ч. свыше 130 000 чел., нуждающихся
в социально-бытовом обслуживании на дому;
значительная часть этих людей нуждалась
в услугах на дому, в доставке на дом продуктов
питания, медикаментов, в помощи по приготовлению
пищи, уборке помещения и др. Н.Н. Михневич
сообщал, что в 1992 г. в России было выявлено
уже 645 000 одиноких пенсионеров и одиноких
нетрудоспособных, нуждающихся в помощи
на дому. Исследование автора показало,
что основные потребители медико-социальной
помощи – это одинокие и одиноко проживающие
престарелые. 27% опрошенных нуждались
в уходе во время болезни, 10% – в доставке
лекарств. Из общего числа лиц пенсионного
возраста в медико-социальной помощи нуждались
21,8%, из них в надомном обслуживании –
12,6%. И.Л. Нефедова в диссертационном исследовании
подчеркивает, что социально-бытовую помощь
на дому одиноким старым людям оказывают
только социальные работники Центров
социального обслуживания, ими охвачено
лишь 34% всех нуждающихся. Доля персонала
Общества Красного Креста в оказании помощи
составляет только 2,1%. Согласно данным
Л.Ф. Гуло, потребности пожилых в оказании
им медицинской помощи на 50% выше, чем у
населения среднего возраста. Лица старше
60 лет, получающие помощь на дому, составляют
50% всех, кто охвачен этим видом помощи.
Постоянная помощь социальных работников
требовалась 2,5% лиц старше 60 лет, это были
либо одинокие, либо семейные люди, не
рассчитывающие на помощь родственников.
Каждый пятый пожилой хотел, чтобы ему
во время болезни доставлялись на дом
продукты питания и лекарства, и была бы
помощь по уходу. В целом по России около
1,5 млн. граждан старших возрастов нуждаются
в постоянном медицинском уходе и медицинской
помощи. При исследовании потребности
пожилых людей в госпитальной помощи было
выявлено, что 16% требовали пребывания
в многопрофильной больнице, в 15% случаев
можно было обойтись больницей местного
уровня или стационаром на дому, в 11% –
требовалось пребывание в пансионате,
в 9% – помещение в стационар сестринского
ухода. В возрастной группе 60–69 лет в госпитализации
в реабилитационные отделения долговременного
пребывания нуждаются 10,6% пожилых, в возрасте
70 лет и старше – 25,9%. Потребность в госпитализации
для интенсивного кратковременного лечения
составляет, в группе лиц 60–69 лет, – 16,0%,
в группе 70 лет и старше – 23,1%. В активном
наблюдении в условиях амбулаторно-поликлинических
учреждений нуждаются соответственно
34,0 и 41,2% больных.
В целом, медико-социальная
помощь лицам пожилого возраста направлена
на лечение имеющихся у них заболеваний
и уход, поддержание активного образа
жизни и социальную защиту в случае болезни
и неспособности удовлетворить свои основные
жизненные потребности. Естественно, что
для реализации таких гарантий государству
требуется четко организованная и хорошо
налаженная система медицинских и социальных
служб, а также значительное число подготовленных
специалистов, способных предоставить
лицам пожилого и старческого возраста
рациональную, экономически эффективную,
всестороннюю квалифицированную помощь.
Наиболее угрожающими состояниями для этой категории населения являются обездвиженность, потеря зрения, патологические нарушения психики (депрессия, деменция), развитие остеопороза, травмы и др.
Естественно,
что престарелые группы
1. Социальное
обслуживание на дому (включая
социально-медицинское
2. Полустационарное
социальное обслуживание в
3. Стационарное
социальное обслуживание в
4. Срочное социальное
обслуживание оказывает
5. Социально-консультативная
помощь гражданам пожилого
Подводя итоги описанию потребностей пожилых в медико-социальной помощи, можно сделать следующие выводы:
Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и персонала, добровольно помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными. Комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи предусматривает одновременное участие специалистов всех трех уровней.
В компетенцию специалистов высшего уровня (соцработники с высшим образованием) входит получение полной информации о социальном положении населения, создание банка данных, в котором находятся сведения не только об общей численности обслуживаемого населения, но и количество проживающих на данной территории семей, из которых необходимо выделить неполные семьи, многодетные, малообеспеченные, семьи с ребенком-инвалидом, имеющие наркологического больного и другие.
Для успешной социальной
работы специалиста медико-социальной
направленности очень важно определить
социально-экономическую
Основными функциями
медико-социального работника
Социально-медицинская работа третьего уровня выполняется добровольцами: представителями Общества Красного Креста и других организаций, которые оказывают физическую, моральную, психологическую помощь в социальной работе.
Как мы видим, конечной целью всех усилий социальной работы является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Социальный работник должен четко понимать, что любой аспект социальной работы касается сохранения здоровья и содействия ему. Все прямо или косвенно замыкается на физическом или психическом здоровье человека, на его настроении и воле к жизни.
От чего зависит состояние здоровья тех групп населения, которые нуждаются в социально-медицинской помощи, их самочувствие?
Прежде всего, от условий жизни, жизнедеятельности, социальных связей.
Определяющее значение
в обеспечении
Социальному работнику необходимо знать все правовые документы для оказания квалифицированной медико-социальной помощи, при соответствующем отношении к пожилым людям, инвалидам, ко всем нуждающимся в помощи их жизнь может быть достаточно полноценной.
1.Основы социальной работы: Учебник / Под ред. П.Д.Павленок. – М., 2002.
2.Социальный мир. – 2003. - № 4(40).
3.ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ред. от 10.01.2003 г.)
4.ФЗ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан".
5.Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. Минтруда и социального развития РФ — Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения. — М., 2001. 226 с;
6. Пожилые люди в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы. Национальный доклад. — М.: Права человека, 2002. с. 54.