Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:47, реферат
Цель данной работы - характеристика государственных социальных программ Российской Федерации. Для этого нужно решить следующие задачи: рассмотреть сущность и основные направления социальной политики, выявить понятие и направления государственных социальных программ, рассмотреть социальные программы как инструмент социальной политики, а также изучить показатели эффективности государственных социальных программ.
7) другие
региональные государственные
В российской практике социальные программы подразделяются на следующие виды:
– доходов и цен;
– занятости и социально-трудовых отношений;
– охраны здоровья населения и развития здравоохранения;
– социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.);
– образования;
– семьи, материнства и детства;
– дети России и др.
Формирование программы требует проведения следующих поэтапных разработок:
1) Формулирование
и экспертный анализ
2) Концептуальная
разработка планируемой
3) Информационный поиск вводимых данных;
4) Собственно формирование программы;
5) Прогнозирование
результатов реализации
6) Разработка
стандартизированных
7) Разработка
управления реализацией
Формирование программы следует проводить на основании концептуальной разработки и полученных в ходе поиска информационных данных.
Основные формы управления функционированием программ:
- формирование организационного порядка и координация деятельности исполнителей программных мероприятий путем создания координационных комиссий (комитетов) из представителей заинтересованных структур и / или основных исполнителей;
- формирование дирекции программы; создание попечительского совета;
- другие формы.
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы.
Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества. К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.
Социальная
защищенность населения в условиях
перехода к рынку требует разграничения
социальной поддержки по уровню дохода,
степени трудоспособности, а в
отдельных случаях - по принципу занятости
в общественном производстве. Некоторые
слои населения нуждаются в
Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.
Обострение проблем финансирования социальных программ в условиях долговременного снижения темпов роста национального дохода сказывается даже на финансировании Федеральных целевых программ: "Дети-инвалиды", "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Дети-сироты", и т.п.
В течение многих лет социальная политика в России остается наиболее слабым звеном государственного управления всех уровней, вызывая недовольство самых разных слоев населения, политических партий, общественных движений. Во многом это обусловлено её ориентацией на технологии социального управления в аспекте реальной социальной политики.
Основные
способы осуществления реальной
социальной политики состоят в использовании
нормативно-правовых, экономических, финансовых,
социально-психологических, организационно-технических
и информационных средств и рычагов
для обеспечения гражданам
Для того, чтобы определить эффективность социальной программы, по выполненным мероприятиям и другим событиям реализованных в рамках программы предоставляются заключительные аналитические и финансовые отчеты с приведением следующих показателей:
1. Количественные показатели, которые определяются:
- количеством
поддержанных программ в сфере
социальной защиты, здравоохранения,
образования, молодежных
- количеством
заключенных договоров (на
- количеством
проведенных мероприятий при
выполнении программ (к мероприятиям
относятся: конференции,
- количеством
принявших участие в
(количество мужчин и женщин, ветеранов труда);
- количеством организаций и учреждений, получивших поддержку инициатив (указать наименование, численность работающих и основной вид деятельности);
- количество
организаций всех форм
2. Качественные показатели, они определяются:
- содержанием
изученных и
- содержанием изданных брошюр, бюллетеней, журналов, книг (наименование, авторов, количество экземпляров и число отзывов);
- содержанием
опубликованных статей, выступлений
в средствах массовой
- профилем
вновь созданных общественных
объединений, некоммерческих
- условиями созданных новых рабочих мест (указать по каким профессиям и сколько мест, вид оплаты и работы);
- составом принявших участие в различных обучающих мероприятиях;
- характером
выполненных научных
В настоящее время не существует единой системы методики оценки эффективности и качества деятельности учреждений социального обслуживания или системы социальных услуг на определенной территории. Все предлагаемые оценки не являются комплексными, охватывая лишь одну сторону (или некоторые стороны) деятельности исследуемого объекта.
Так, количественные показатели охвата населения социальными услугами, доступности учреждений, набора их функций не дают представления о качественной стороне объекта; субъективные оценки клиентами деятельности социальных служб являются достаточно важными, но, как давно установлено теорией менеджмента, в основном отражают их эмоции (жалуются или восхищаются чаще всего те, кто обнаружил некоторые отклонения в лучшую или худшую сторону, или лица с особым складом характера). Наконец, степень осознания населением потребности в социальных услугах значительно влияет на характер оценки, данной клиентами. Поэтому хотя постоянное исследование мнения клиентов является обязательной частью деятельности социальных служб, профессионалы социального управления должны хорошо осознавать относительность результатов, полученных с использованием такого инструментария. Среди методов оценки следует упомянуть и социальную экспертизу.
Оценка текущего состояния социального объекта подразумевает решение следующих задач:
Стадия оценки текущего состояния социального объекта в процессе подготовки программы его трансформации является одной из ключевых. Результат такой оценки и сформулированные на ее основе выводы составляют итоговую базовую позицию для всей последующей процедуры проектирования. В связи с этим выводы должны быть надежными, объективными и полными. Они призваны мотивировать руководителя к деятельности, создать у него представление о реальной перспективе развития социального объекта, продемонстрировать, чего можно добиться в конкретной ситуации, какие проблемы невозможно решить без привлечения других ресурсов социальной системы.
Экономическая подсистема управления представляет собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается экономический эффект. В отличие от организационно – административной экономическая подсистема управления предполагает разработку общих планово – экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием.
Большой
эффект в экономическом управлении
дают целевые программы. Решая преимущественно
экономические задачи, целевые программы
в связи с этим и на основе этого
решают многие самые разнообразные
социальные программы. Социальные мероприятия
любой целевой программе
Одной из причин низкой эффективности социальной политики является то, что правительство не сформировало необходимых государственных и социальных институтов, обеспечивающих поддержание соответствия между задачами реформирования российского общества, с одной стороны, и мотивационными ориентациями, реальной социально-экономической деятельностью населения - с другой. Государство не сконцентрировало у себя функции координатора многосубъектной социальной политики, не обеспечило ее законодательной основы, не взяло на себя контрольные функции арбитража, неэффективно поддерживает наиболее уязвимые группы населения.
Заключение
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Основу системы социальной защиты населения составляют минимальные социальные гарантии в обществе рыночных отношений. В этой связи встает задача поиска более действенных методов улучшения качества жизни общества, и формирования новой системы социального регулирования и соответствующих ей институциональных структур.
Реорганизация
социального комплекса России требует
учета исторической традиции, мирового
опыта социального
Библиографический список:
Информация о работе Характеристика государственных социальных программ Российской Федерации