Характеристика социальных факторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:05, реферат

Описание

В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представление несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне, не стали осознанными, тем более автоматическими регуляторами его поведения. Внимание к подростку, молодежи в настоящее время должно быть резко усилено, особенно в плане предупреждения правонарушений, конфликтов, которые в некоторых регионах принимают острые, а то и пугающие формы. Растет число агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений, происходят другие негативные модификации молодежного сознания с преобладанием корыстной ориентации.

Содержание

Введение………………………………………………………1

Характеристика социальных факторов……………………...2

Проявления в разные периоды……………………………….6

Причины молодежной преступности в г. Алатырь…………10

Заключение…………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………13

Приложение……………………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

Амангельды Иманов.docx

— 21.79 Кб (Скачать документ)

3) Безнадзорность в результате  отсутствия должностного контроля  со стороны семьи  и ряда  воспитательных учреждений;

4) Низкий уровень качества работы  учебно-воспитательных учреждений, проявляющийся в форме отказа  от индивидуального подхода к  малолетним и несовершеннолетним, а также в нечестности и  непрофессионализме должностных  лиц, ответственных за воспитательные процессы;

5) Подавление интереса к учебе;  неполучение навыков правильной  самооценки и управления своим  поведением;

6) Низкий уровень жизни семей  подростков и заниженный уровень  формируемых интересов и потребностей  личности;

7) Распад системы трудоустройства несовершеннолетних и их воспитания в трудовых коллективах;

8) Отсутствие в достаточном количестве  сети молодежных клубов и досуговых  секций, что ограничивает позитивную  досуговую занятость несовершеннолетних;

9) Резко меняющиеся системы ценностей  в условиях реформ в обществе, что влечет трудности положительной социализации;

10) Отрицательное влияние окружения  (сверстников и старших лиц), которое  проявляется в обособлении группы  для совместного времяпрепровождения,  подражании лидерам, а также  распространяется как феномен толпы, проявляющийся в повышенно эмоциональном поведении во время посещения спортивных матчей или выспуплений популярных музыкантов;

 

5

11) Вовлечение взрослыми преступниками  в пьянство, азартные игры, употребление  наркотиков, проституцию, что нередко связано с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений с пропагандой преимуществ криминальной жизни;

12)  Длительное  отсутствие у  несовершеннолетних, оставившего учебу  или работу, определенных стабильных  занятий, что обуславливает возникновение негативных взглядов и привычек, преобразующихся в ситуационные преступления;

13) Проникновение в подростковую  и молодежную субкультуры через  средства массовой информации  в качестве примеров подражания  культа насилия, грубости, жестокости, наркотиков, проституции и т.п.

14) Обострение противоречий на  религиозной и этнической почве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Проявление в разные периоды. Детская беспризорность в России.

  Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам. В Федеральным законе от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дано следующее определение: Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

  Беспризорность вызывается  причинами социально-экономического  характера, такими как войны, революции, голод, стихийные бедствия и другие изменения условий жизни, влекущие за собой сиротство детей.

  Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, конфликтная обстановка в семьях, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Выделяются также медико-психологические причины (склонность некоторых несовершеннолетних к асоциальному поведению).

Гражданская война.

  Резко увеличилось число беспризорных детей после  Первой мировой войны и Гражданской войны. По одним данным в 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн. беспризорников, по другим — в 1922 году было 7 млн. беспризорников

  Решение проблемы беспризорности  было объявлено политической задачей. В 1919 году образован Государственный совет защиты детей во главе с А. В. Луначарским, 27 января 1921 года была создана Комиссия по улучшению жизни детей — «Деткомиссия ВЦИК» во главе с Феликсом Дзержинским. Решением проблемы занимались другие организации — Народный комиссариат просвещения РСФСР, социальные инспекции на местах, «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям». В 1926 году приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью». Содействие оказывали профсоюзы, комсомол, партийные организации. Милиция, ГПУ и уголовный розыск вели учёт беспризорников. При местных органах образования были созданы отделы социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН)

  Были организованы детские  воспитательные учреждения интернатного  типа — детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки. В 1919 году в детских домах воспитывалось 125 тыс. детей, в 1921—1922 годах — 540 тыс. детей.

  В 1935 году в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» было заявлено, что в стране ликвидирована массовая беспризорность. Наличие беспризорности признавалось, но объяснялось отдельными недостатками.

 

7

Отечественная война и послевоенные годы.

  С началом Великой Отечественной войны вновь начался рост численности безнадзорных и беспризорных детей, выросла детская преступность.

  Были приняты постановления СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 23 января 1942 года и «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» от 15 июня 1943 года. Постановления регламентировали меры по решению проблемы беспризорности. На органы НКВД возлагались обязанности по открытию детских колоний для содержания в них несовершеннолетних преступников (в возрасте от 11 до 16 лет). К концу 1943 года число подростков в этих колониях достигло 50 тыс. человек.

  В 1950 году насчитывалось 6543 детских дома, в которых воспитывалось 637 тыс. детей. В 1952 году Совет Министров СССР принял постановление «О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР» от 8 апреля 1952 года. В 1960 году в школах-интернатах обучалось около 1 млн. несовершеннолетних.

1990-е и 2000-е годы.

  Новый рост числа беспризорных  наблюдается в России с начала 1990-х годов. Факторами детской беспризорности являются экономический кризис, бедность, безработица, ослабление семейных устоев, морально-психологический кризис, распространение психических заболеваний

  В документах Совета Федерации причинами возникновения и роста беспризорности называются разрушение государственной инфраструктуры социализации и воспитания детей, а также кризис семей (рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей)

  Другими причинами являются  криминализация общества, широкое  распространение новых для России  видов правонарушений (проституция, наркоторговля), слабый контроль за работодателями, вовлекающими детей в нелегальные виды деятельности. Выделяется также нелегальная миграция детей (часто без сопровождения взрослых) из бывших республик СССР, вызываемая вооружёнными конфликтами и ещё более тяжёлым экономическим положением этих стран.

  В настоящее время отсутствует  полная и достоверная статистика  численности беспризорных детей.  Экспертные оценки обнаруживают  значительный разброс в цифрах, что может быть связано с  используемыми методами и скрытостью самого явления.

  В. С. Демина, заместитель  председателя Комитета Совета  Федерации по социальной политике  называет цифры: более 100 тыс.  беспризорных детей, безнадзорных  — около 1 млн., председатель Комитета  Совета Федерации по вопросам  безопасности и обороны В. Озеров — от 2 до 5 млн. беспризорников. Борис Грызлов в 2002 году назвал цифру в 2,5 млн. беспризорников. По данным Генерального прокурора Владимира Устинова, в 2002 году в России насчитывалось от 2 до 3 млн беспризорных

 

8

  По словам министра внутренних  дел России Рашида Нургалиева, Россия «переживает третью волну беспризорности несовершеннолетних после Гражданской и Великой Отечественной войн». По приблизительным данным МВД, на 2005 год в России более 700 тыс. детей-сирот, 2 млн. подростков неграмотны, более 6 млн. несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях. На каждого беспризорника приходится по 2-3 безнадзорных ребёнка.

  В 90-х гг. ХХ в. была практически  разрушена прежняя система социального  контроля и предупреждения преступности несовершеннолетних (существующие при советском строе государственные структуры, объединения граждан, общественные организации, специально предназначенные для ведения такой работы в среде несовершеннолетних, включая обеспечение их досуга, оказание необходимой помощи семье, коррекцию поведения оступившихся подростков и т.п., оказались либо дезорганизованными, либо уничтоженными). Новая система определилась только к концу 90-х гг., и в итоге уже несколько поколений несовершеннолетних и молодых людей имеют в своем составе тех, кто практически оказывался выключенным из нормальной системы семейного и внесемейного воспитания, образования, профессиональной подготовки.

  Соответствующие негативные  условия порождают преступное  поведения во взаимодействии  с характеристиками несовершеннолетних, совершающих преступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Причины молодежной преступности в  г. Алатырь.

 

На современном этапе развития перед человечеством остро встают проблемы больших городов. Город как искусственная среда обитания, созданная человеком, позволяет человеку в меньшей степени, чем раньше, зависеть от экстремальных факторов природного характера. Город дает широкие возможности для повышения комфортности условий жизни, развития духовной и творческой деятельности каждого человека. Скопление людей является благоприятной почвой для возникновения межличностных и групповых конфликтов, ухудшения криминальной обстановки, нарушения экологического равновесия, увеличения опасности для жизни и здоровья человека. Число правонарушений, террористических актов, массовых беспорядков растет год от года.

Городские явления, влияющие на криминогенную  обстановку:

*  повышенная плотность населения,  приводящая к частичному ухудшению условий жизни (с ней связан дефицит средств жизнеобеспечения, транспортная, жилищная и другие проблемы);

* миграция населения (с ней связана проблема адаптации новоселов, возможности социального контроля за ними);

  * маятниковая миграция (с ней связана так называемая транспортная усталость, влекущая повышенные психологические нагрузки);

  * текучесть кадров (с ней связана бытовая напряженность, социальный паразитизм и другие);

  * возрастание нервных нагрузок на человека, влекущих увеличение стрессовых, конфликтных ситуаций;

  * промышленный и транспортный травматизм;

  * ослабление родственных и соседских связей.

 

 

10

  Изучив все факторы и проанализировав  статистику преступлений и правонарушений,

совершенных несовершеннолетними за 12 месяцев 2007/2008 года в г.Алатырь, я пришла к выводу что, наиболее влияющие факторы это:

 

1) Отрицательное влияние семьи  (злоупотребление родителей алкоголем,  наркотиками, грубость, жестокость.

 

2) Временное или постоянное отсутствие  у ряда родителей возможности  обеспечить минимально необходимые  потребности детей.

 

3) Низкий уровень жизни семей  подростков.

 

4) Отсутствие в достаточном количестве  сети молодежных клубов и досуговых  секций.

 

5) Отрицательное влияние окружения  (сверстников и старших лиц), которое  проявляется 

в обособлении группы для совместного  времяпрепровождения.

 

  По статистике можно выявить  что, преступлений, совершенных в  2008 году значительно меньше, чем  в 2007 г. Отсюда можно сделать  вывод, что уровень жизни в  2008 году стал более высоким,  социальная жизнь общества стала  лучше. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Заключение.

 

  Преступление - это социальное зло, а преступность несовершеннолетних - зло, увеличенное  во много раз. И хотя процент осужденных судами  несовершеннолетних в сравнении с взрослыми невелик, мириться с таким явлением, когда подростки  совершают преступления, нельзя. Особенно  это становиться нетерпимым теперь, когда преобразование всех сторон бытия неизбежно и глубоко  затрагивают вопросы культуры, духовной жизни. Нужно всеми силами бороться за каждого человека, чтобы никто не пропал для общества. В уголовном наказании заложена главная идея: исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Необходимо вести активную предупредительную деятельность не только силами органов государственного принуждения, но и всей общественностью. Однако главная ответственность, конечно, лежит на семье. Смогли ли родители сделать  для  подростка дом родным, или он бежит из него подальше от пьяного угара. А там, на улице, кто окажется с ним рядом, под чье влияние он попадет? Поэтому обществу нужно, чтобы семья была крепкой, здоровой, а родители занимались воспитанием детей не от случая к случаю, а каждодневно выполняли свой гражданский долг, были примером для дочерей и сыновей.

 

   При исследовании темы  «Социальные факторы молодежной  преступности» я пришла к следующим выводам:

  1. Число преступлений зависит от социального уровня жизни в стране.
  2. На совершение преступлений оказывают влияние ряд рассмотренных факторов.
  3. Для того чтобы снизить рост числа преступности, необходимо принимать меры, связанные с устранением данных факторов.
  4. На преступления несовершеннолетних в большей степени влияет  окружение (семья, друзья и т.п.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

          Список  материалов.

 

 

 

 

  1. Криминология: Учебник /Под общ. ред. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма, 2007.-912 с.

Информация о работе Характеристика социальных факторов