Характеристики социальных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:47, контрольная работа

Описание

Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные молодые люди) на территории противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.

Содержание

Введение
1 Классификация конфликтов
1.1 Межличностные конфликты
1.2 Трудовые конфликты
1.3 межнациональные конфликты
1.4 Социальные конфликты в разных общественных структурах
2. Характеристики социальных конфликтов
2.1. Этапы протекания конфликтов
2.2. Причины конфликта
2.3. Острота конфликта
2.4. Его длительность
2.5. Его последствия
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Социальные конфликты.docx

— 32.31 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

1 Классификация конфликтов

1.1 Межличностные конфликты

1.2 Трудовые конфликты

1.3 межнациональные конфликты

1.4 Социальные конфликты  в разных общественных структурах

2. Характеристики социальных  конфликтов

2.1. Этапы протекания конфликтов

2.2. Причины конфликта

2.3. Острота конфликта

2.4. Его длительность

2.5. Его последствия

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каким образом людям удастся  достичь необычайной согласованности  своих действий? Какими знаниями должно обладать человечество, чтобы не возникало  опасности хаоса и бедствий? Каким  образом многие миллионы людей разрешают  каждодневные конфликты, возникающие  в их жизни?

Социальный конфликт - это  столкновение интересов различных  общественных групп. Для начала хотелось бы в общих чертах определиться в  огромном многообразии конфликтов.

Отдельные убийства или целая  битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе – это всего лишь некоторые  проявления социальных конфликтов.

Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и  личной неприязни, в то время как  межгрупповой конфликт обычно носит  безликий характер, хотя возможны и  вспышки личной неприязни.

Возникший конфликтный процесс  трудно остановить. Это объясняется  тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или  возмездию, причем более сильному, чем  первоначальное.

Конфликт обостряется  и охватывает все больше людей. Простая  обида может в конечном счете привести к проявлению жестокости в отношении своих противников.

Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно приписывается  садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее совершают  обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные процессы могут  заставить людей играть роли, в  которых они должны быть жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные  молодые люди) на территории противника не щадят мирное население, или в  ходе межнациональной вражды обычные  мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.

Трудности, возникающие при  гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа  всего конфликта, установления его  возможных причин и последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Классификация конфликтов

 

1.1 Межличностные конфликты  в процессе совместной деятельности

 

Фактором, предохраняющим или  наоборот, подталкивающим человека к  конфликту с окружающими, становится его самооценка или оценка своей  деятельности, статуса, престижа, социальной значимости. «Мир рушится окончательно для человека тогда, когда рушится  внутренний мир, когда человек начинает плохо относиться к внутреннему  «Я», когда он находится в плену  устойчиво заниженной самооценки». Если же взаимоотношения с коллегами  и восприятие своей доли участия  в общем труде имеют высокую  степень значимости, то сохранится внутренняя положительная установка  на конструктивную деятельность в рамках данного коллектива, группы, общества.

 

1.2 Трудовые конфликты

 

В личностных и межгрупповых отношениях имеет место социальная напряженность, которая представляет собой противоположность интересов  и понимается как уровень конфликтности, меняющийся во времени. Социальная напряженность - это результирующая трех взаимосвязанных  факторов: неудовлетворенности, способов её проявления и массовости.

 

1.3 Межнациональные конфликты

 

Вызваны причинами, связанными с социально-экономическим развитием, уровнем жизни в разных регионах России, политической обстановкой в  них.

1.4 Социальные конфликты  в разных общественных структурах

 

Они могут проявляться  как межнациональные, социально  трудовые и политические конфликты  и чаще всего вызываются последствиями  экономических и политических реформ.

Социальный конфликт может  быть по-разному трактован. Так же он может иметь различные пути разрешения и последствия. Столкновения могут возникать спонтанно или  же быть заранее продуманными и кем-то использованы.

Вот яркий пример сложнейшего  социального конфликта и его  рассмотрения. Франция 1968 год. Волнения студентов, борющихся за свои права, а за ними трудящихся и интеллигенции, грозящее перерасти в гражданскую  войну и приведшее к смене  правящих кругов.

Кризис был открыт массовым студенческим выступлением, которое, по словам В. Роше, «явилось детонатором массового забастовочного движения рабочих инженерно-технических работников, служащих». Эти волнения студенчества имели несколько причин, как внешнего, так и глубинного характера. Они были вызваны сохранившимися с наполеоновских времен консервативными порядками в системе образования Франции, особенно в высшей школе, которая отстала от современных требований, запрещением политической деятельности в университетах, отстранение студентов от какого-либо участия в решениях университетских дел. Молодежь отвергла ценности генерала де Голля. Последней каплей стала проведенная в 1965-1966 гг. «реформа Фуше», которая предусматривала создание 2-годичных технологических институтов при университетах, которые должны были обеспечить более быструю подготовку специалистов среднего звена, не устранив основных недостатков французской системы высшего образования, еще более усугубила классовый характер отбора студентов.

Студенты выдвигали ультра коммунистические лозунги. Позже их поддержали профсоюзы. Перспектива  анархии не устраивало большинство  населения и, использовав страх перед революцией, де Голль добился стабилизации положения. Но доверие было, утрачено и через год он ушел в отставку. «... К концу 60- годов Франция пережила наиболее серьезный за весь послевоенный период социально политический кризис. Этот кризис, обнажив глубину и силу протеста, накопившегося в недрах французского общества, охватил основные слои и группы населения. В ходе этого кризиса самой жизнью были подняты проблемы социально-экономической политики правительства Пятой республики...» - так писали советские учебники 70-80 годов – «... В результате более строгих условий перевода студентов на старшие курсы пострадали в первую очередь те, кто в силу своего материального и социального положения вынужден был совмещать учебу с работой». Все советские газеты того времени трубили на всю страну о том, как коммунистически настроенная молодежь и рабоче-крестьянские массы, еще не сломленные оковами империализма, строят баррикады и под красным знаменем с антиправительственными лозунгами доблестно сражаются против капитализма. Все просто ликовали в преддверии французской коммунистической революции. Это пример использования конфликта в определенных целях. Какие же это цели? Советское правительство, так интерпретируя события, обманывая миллионы, хотело показать, что единственная сила есть коммунизм.

Существует еще масса  примеров конфликтов между различными слоями общества. Самый древний социальный конфликт - отцы и дети. Доказательством  этому служат древнегреческие рукописи и египетские папирусы.

Конфликт столиц и провинций  имеет место не только в России (анекдоты про чукчу), но и во всем мире. Во Франции парижане так же насмехаются над гасконцами. В  Испании подтрунивают над басками. В Италии - север, экономически более  развитый, не уживается с югом, который, по их мнению, тянет назад и т.д.

Даже автомобилисты и  пешеходы, как это ни парадоксально, недолюбливают друг друга. «... Повылезали эти машины, как клопы по кромке сидят. У всех академиков гаражи, но не каждый в нашей стране академик...».

2. Характеристики социальных конфликтов

 

2.1 Этапы протекания конфликта

 

Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных  отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор  которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности  можно подразделить на пять основных типов:

1 - физические потребности  (пища, материальное благополучие  и т.д.) ;

2 - потребности в безопасности;

3 - социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие) ;

4 - потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5 -высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.

Все поведение человека упрощенно  можно представить как ряд  элементарных актов, каждый из которых  начинается с нарушением равновесия в связи появлением потребности  и значимой для индивида цели, а  заканчивается восстановлением  равновесия и достижением цели. Любое  вмешательство (или обстоятельство) , создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой.

В случае появления блокады  от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности, постановка новых целей и принятие нового плана действий.

В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные  действия, а также причины блокады. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации, которая обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.

Реакция на фрустрацию может  развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия.

Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление может быть двух видов:

1) сдерживание - состояние,  при котором индивид отказывается  от удовлетворения какой-либо  потребности из страха;

2) подавление - уход от  реализации целей под воздействием  внешнего принуждения, когда фрустрация  загоняется вглубь и может  в любой момент выйти наружу  в форме агрессии.

Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается состояниями  гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные  социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.

Таким образом, для возникновения  социального конфликта необходимо: во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей; во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий  следующим образом.

1. Личностный конфликт.

2. Межличностный конфликт.

3. Межгрупповой конфликт.

4. Конфликт принадлежности.

5. Конфликт с внешней  средой.

Любой социальный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру.

Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта  целесообразно проводить по трем основным стадиям:

I. Предконфликтная ситуация;

II. Непосредственно конфликт;

III. Стадия разрешения конфликта.

 

    1. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно.

Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются  в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.

Первоначально каждая из конфликтующих  сторон ищет пути достижения целей  избежания фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.

Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

 

    1. Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием

инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения  противника. Это активная, деятельная часть конфликта.

Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно  разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.

К первой группе относятся  действия соперников в конфликте, носящем  открытый характер (словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и  т.п.)

Ко второй группе относятся  скрытные действия соперников в конфликте. Основным образом действия в скрытом  внутреннем конфликте является рефлексивное управление. Это способ управления, когда основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию.

 

    1. Внешним признаком разрешения конфликта может служить

Информация о работе Характеристики социальных конфликтов