Идейные истоки социологии Конта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:18, контрольная работа

Описание

Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение, как основу этой науки, а человека, как животное политическое. Среди оказавших влияние на формирование взглядов Конта или просто высоко им ценимых, нужно отметить философов Френсиса Бэкона, Декарта, Юма, Кондильяка, а также видных естествоиспытателей прошлого.

Работа состоит из  1 файл

идейные истоки К.docx

— 13.01 Кб (Скачать документ)

Идейные истоки социологии Конта.

 

Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает Аристотеля, который стремится  рассматривать наблюдение, как основу этой науки, а человека, как животное политическое. Среди оказавших влияние  на формирование взглядов Конта или  просто высоко им ценимых, нужно отметить философов Френсиса Бэкона, Декарта, Юма, Кондильяка, а также видных естествоиспытателей прошлого.

Первую значительную попытку  целостного, основанного на «духе  универсальности» рассмотрения социального  развития Конт находит у Боссюэ. Конт испытал влияние либерального направления в политической экономии, главным образом Адама Смита и Жан-Батиста Сэя. У Адама Смита, которого Конт называет «прославленным и рассудительным», он отмечает глубокий анализ разделения труда. «Мудрый» Тюрго также повлиял на контовское представление о прогрессе и предвосхитил его закон «трех стадий», разделив культурный прогресс человечества на три стадии: религиозную, спекулятивную и научную.

Чрезвычайно высоко Конт оценивает  вклад Монтескье, который впервые  распространил принцип детерминизма на познание социальных явлений и  показал, что эти явления подчинены  действию естественных законов. Конт признает важный вклад Гоббса в становление  социальной науки. Но особенно высоко он ценит двух мыслителей, идеи которых  противостояли друг другу: де Местра и Кондорсе. Стремясь соединить и примирить традиционализм и либерализм, консервативный и революционный дух, он рассматривает концепции обоих мыслителей, как взаимодополняющие. Главный социальный лозунг Конта: «Порядок и прогресс» опирается на идею порядка у де Местра и идею прогресса у Кондорсе, которого, между тем, Конт считал своим «духовным отцом».

Особенно глубокое влияние  на Конта оказал Сен-Симон, хотя сам  Конт это решительно отрицал. Трудно найти у Конта какую-либо идею, которая бы не присутствовала уже  в какой-либо форме в сочинениях Сен-Симона. Можно сказать, что идея социальной реальности, ключевая для  становления социологии как науки, была в значительной мере воспринята Контом у Сен-Симона. Даже само выражение «позитивная философия» Сен-Симон использовал еще в 1808 году, то есть задолго до основания Контом самой позитивной философии. Еще до Конта Сен-Симон в «Письмах Женевского обитателя» указывает на аналогию между социальным телом и биологическим организмом. Сам жизненный и творческий путь Конта от проповедника новой науки до проповедника новой религии в известном смысле повторил маршрут Сен-Симона, в деятельности которого также различаются три периода: научный, социально-реформаторский и период чувства и веры, в который он разрабатывал «новое христианство».

В целом Конт стремился  объединить противоречивые идейные  традиции: просветительскую идею прогресса  и традиционализм, и средневековый  католицизм. В последнем ему особенно импонировала идеология социально-иерархической  и наднациональной структуры. Конт считает устаревшей христианскую догматику, но не религию как таковую. Он стремится  устранить Бога именем религии. Сама же религия вечна, так как человек, в его интерпретации, - существо не столько рациональное, мыслящее, рассуждающее, сколько эмоциональное, чувствующее, верующее. Но для обновления религии, так же, как и всего человечества, по Конту, нужны новые интеллектуальные основания.


Информация о работе Идейные истоки социологии Конта