Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 13:34, контрольная работа
В социально-культурной деятельности широко используются и применяются различные технологии. Широко используются так же и игровые технологии, они остаются одним из ведущих методов по работе детьми, подростками и взрослыми. Игра остается ведущей формой жизнедеятельности, компенсирующей ограниченность и недостатки реальной жизни. Только игра становится другой – уходит игра, как основной вид деятельности, но сохраняется игровой тип поведения и сознания.
Федеральное государственное
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Культурологический факультет
Кафедра социально-культурной деятельности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Технологические основы СКД
на тему: «Игровые технологии, как частные технологии СКД»
Выполнил:
Студент ИЗО гр.202/3
Пицык Елена Геннадьевна
Преподаватель:
Сафаралиев Бозор Сафаралиевич
Оценка «_______________________»
«_____» __________________ 20 г.
ЧЕЛЯБИНСК 2011
Воспитание средствами игровых технологий является залогом решения задач создания в России здорового общества, развитой, гуманной нации, прогрессирующего, современного поколения. Важнейшей исследовательской задачей остается поиск новых форм и средств игровых технологий воспитания. Философские, философско-культурологические и педагогические подходы к игре как особому способу взаимодействия человека с миром заложили выдающиеся мыслители: Платон, Аристотель, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Г. Лейбниц, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Шиллер, Г. Гегель, Г. Спенсер, Д. Локк, Я. А. Коменский и др. Роль игры как социально психологического феномена раскрыта в работах отечественных психологов: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконина и др. Проблемы психологии детской игры исследовали Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. И. Божович, С. Т. Шацкий и др. Игре как методу социального воспитания большое внимание уделяли Н. Н. Аникеева, П. П. Блонский, О. С. Газман, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.
Игру как средство обучения и воспитания исследовали И. М. Печерский, А. И. Тимонин, Б. И. Рохкес, А. В. Уткин, Б. В. Куприянов и др. С. А. Шмаков, Т. А. Апинян и др. изучили игру как феномен культуры. Имитационно-моделирующим играм посвящены работы О. Д. Минакова, А. А. Геворкяна и др.
В социально-культурной деятельности широко используются и применяются различные технологии. Широко используются так же и игровые технологии, они остаются одним из ведущих методов по работе детьми, подростками и взрослыми. Игра остается ведущей формой жизнедеятельности, компенсирующей ограниченность и недостатки реальной жизни. Только игра становится другой – уходит игра, как основной вид деятельности, но сохраняется игровой тип поведения и сознания.
Игра, лежащая в основе игровых технологий – сложное социальное, психологическое явление, роль которого в жизнедеятельности личности трудно переоценить.
Игра - вид развивающей, социальной, творческой деятельности, форма освоения социального опыта, способствует самопознанию и реализации.
Технология культурно-досуговой деятельности –
Технология социально-
Примером первых в практике социально-культурной деятельности технологий служат национальные традиционные обрядово-ритуальные формы. В современной социально-педагогической практике свидетельством таких технологий являются экспериментальные школьные программы эстетического и художественного воспитания (Д. Кабалевский, Б. Неменский и др.).
Разработка и реализация технологий в сфере культуры и досуга связана с определенными сложностями, поскольку сама эта сфера отличается динамизмом, имеет социально открытый характер, в ней действует большое количество разнопрофильных социальных институтов со своими специфическими особенностями. Масса разнообразных технологий, используемых в Социально-культурной деятельности, нуждается в систематизации, классификации и типологии. В подходах к классификации социально-культурных технологий существует несколько уровней.
На самом распространенном
уровне можно говорить о разделении
этих технологий на два больших вида:
нормативные и
К нормативным относятся социально-культурные технологии, представляющие совокупность исторически сложившихся норм поведения и деятельности групп населения. Одни из этих технологий характерны для образа жизни и досуга отдельной социальной общности. Они могут быть связаны, например, с соблюдением определенных правил и традиций в культурном поведении или культурной деятельности семьи. Другие технологии сосредоточены вокруг достижения общественно значимой цели, воспроизводства ценности или потребности. Масса нормативных социально-культурных технологий постоянно ассоциируется с такими яркими явлениями духовной культуры, как фольклор, игра, народные промыслы и ремесла, нравственные или эстетические нормы и принципы и т.д.
К институциональным социально-
Нормативные и институциональные технологии содержательно близки друг к другу в решении общих целей и задач, прежде всего воспитательных и образовательных. Именно поэтому отличительной чертой социально-культурных технологий является их педагогическая сущность.
Социально-культурные технологии по своему происхождению являются продуктом человеческого труда, результатом целенаправленной культурной деятельности людей. В зависимости от того, кто является их творцом и пользователем, эти технологии могут быть социально-культурными и индивидуально-культурными. При этом, первичными по отношению у индивидуально-культурным во всех случаях остаются именно социально-культурные технологии: для того, чтобы создать самобытную, индивидуально-культурную технологию, человек должен не только родиться, но и попасть в сложившееся социально-культурное окружение, освоить необходимый минимум знаний, умений и навыков, сформироваться как творческая личность.
Игра - сложное социальное, психологическое и педагогическое явления, роль которого в жизнедеятельности личности трудно переоценить. Это особая форма жизни, выработанная или созданная обществом для управления, развития, накопления опыта; в этом плане игра есть особое творение, творцом которого было общество. Игра – эта сфере социального творчества. Ребёнок как существо играющее продолжает себя общественным существом, а игра – полигон его общественного творческого самовыражения.
Игровые технологии, как частные технологии СКД, являются гибкими, что обеспечивается мобильностью структуры, ступенчатостью образовательных программ, содержания творческого процесса, вариативность системы контроля, оперативностью и мобильностью реагирования, адаптацией к изменяющимся условиям. Гибкость игровых технологий гарантирует индивидуализацию, дифференциацию и корректирование личности подростка.
Игровые технологии, как частные технологии социально-культурной деятельности, представляют собой осмысленную деятельность, то есть совокупность осмысленных, объединённых единством мотива. Они включают каждого участника в социально-культурную деятельность, позволяют ощутить себя субъектом жизнедеятельности и развить личностные качества, от которых в последствии будет зависеть успешность его социальной практики. Итак, содержание игровых технологий представляет конструирование и реализацию наиболее оптимальных и эффективных средств, форм, методов организации процесса развития творческих способностей, творческой активности, а также досуговую деятельность и личностные качества субъектов индивидуального и коллективного творчества; индивидуализацию, дифференциацию и педагогическую коррекцию развития социального и культурного творчества.
С термином «игровая технология» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место и ей присущи такие функции как: развлекательная, социокультурная, диагностическая, коррекционная, коммуникативная, социализирующая, воспитательная, познавательная, игротерапевтическая.
Социально-культурная деятельность |
Технологии социально- |
нормативные |
институциональные |
взрослые |
подростки | |
дети |
Информация о работе Игровые технологии, как частные технологии СКД