Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 18:52, реферат
Современная Россия находится в состоянии активной трансформации и модернизации. Вслед за США, Японией и западноевропейскими странами, наша страна начинает движение в сторону новой формы цивилизации – информационного общества. Этот процесс сопровождается изменениями практически во всех сферах – социально-экономической, политической, культурной и хотя сами изменения являются очень многоплановыми и не всегда однозначными, общий вектор развития России неизбежен и очевиден.
Еще одной актуальной проблемой развития информационной цивилизации является роль научного сообщества и науки в целом. «Цель новой интеллектуальной технологии, - пишет Белл, - не больше и не меньше, чем реализовать мечту социальных алхимиков - мечту об «упорядочении» массового общества. В современном обществе миллионы людей ежедневно принимают миллиарды решений относительно того, что покупать, сколько иметь детей, за кого голосовать, куда пойти работать и т.п. Любой единичный выбор может быть непредсказуем, как непредсказуемо поведение отдельного атома, в то время как поведение совокупности может быть очерчено столь же четко, как треугольники в геометрии». Очевидно, что переход к информационному обществу должен сопровождаться не только ростом информатизации и высоких технологий. Одним из важнейших факторов перехода к информационному обществу является создание обобщающих социологических теорий, объясняющих информационную природу общества и происходящие в нем процессы.
В этой связи очевидно значение социологических концепций, непосредственно исследующих социоинформационные процессы. Практически все теоретики информационного общества говорят о том, что переход к этому этапу развития цивилизации будет сопровождаться увеличением роли ученых в управлении социальными процессами и принятии решений государственных масштабов. Однако даже в развитых западных странах профессиональные ученые пока довольно далеки от государственного управления, не говоря уже о России. Причем здесь несколько проблем. Первая – государство, в лице политиков, спецслужб и крупных корпораций всеми силами противостоит уменьшению собственной власти, а с приходом ученых это неизбежно произойдет. Вторая – отделение действительно полезных и качественных специалистов от «мусора». Третья – профессиональные ученые часто не предрасположены к государственному управлению, однако обладают необходимым знаниями. Соответственно возникает вопрос о том, каков должен быть механизм управления, основанный на компетенции ученых, но являющийся политически эффективным? Для решения этого вопроса необходимы целенаправленные масштабные исследования и в первую очередь в социологии. Однако финансирование теоретических исследований гуманитарного направления в России отнюдь не является приоритетным направлением.
Проанализировав
основные проблемы, стоящие на пути
развития в России информационного общества,
мы можем сделать вывод о том, что в нашей
стране однозначно присутствуют положительные
цивилизационные сдвиги. Однако насколько
сложным будет путь к информационному
обществу, как быстро мы сможем его пройти
и что необходимо России, чтобы адекватно
ответить на вызовы времени?
Перспективы
развития Информационного
Общества в России.
С нашей точки зрения, оптимальный путь развития современной России – не пытаться копировать уже устаревшие экономические, политические и социальные формы организации общества западных стран, а используя имеющиеся ресурсы способствовать развитию информационного общества.
Россия – огромная держава, где перемешались все три цивилизационные волны. Есть регионы, где до сих пор господствует аграрная цивилизация. В целом же в России еще не завершилась вторая волна индустриального развития, в то время как в крупных региональных центрах уже развивается третья – информационная волна. В этой связи очень сложно выработать конкретные рекомендации по развитию России в целом. На наш взгляд, разумной является политика нынешнего правительства на создание «регионов-локомотивов» и крупных городских агломераций, которые станут региональными экономическими центрами. С одной стороны, при условии соответствующего финансирования, эти центры смогут стать основой завершения индустриального развития регионов России. С другой стороны, при условии соответствующей политики, эти центры могут стать катализаторами распространения ИКТ в регионах и способствовать формированию инфраструктуры информационного общества.
Традиционные
для России проблемы нерационального
использования средств и
Кроме
того, создание полноценной и эффективной
системы электронного государства
не столь затратное как кажется.
В принципе, существующих в России
технических средств достаточно
для создания полноценного информационно-
Известный социолог и один из ведущих специалистов по информационному обществу Мануэль Кастельс неоднократно бывал в России. В России он работал руководителем группы зарубежных экспертов, приглашенных в 1992 правительством РФ. Хотя рекомендации группы Кастельса были отклонены, он сохранил устойчивые связи с российскими академическими кругами и часто посещает нашу страну. По мнению Кастельса современная Россия оказалась разорванной между немногими городскими мегаполисами. Если мегаполисы активно включаются в процесс глобализации, то региональная периферия, особенно в сельской местности, почти никак не связана с процессами информационного общества. По мнению Кастельса, главным источником преодоления этого кризиса могут стать неправительственные организации. С нашей же точки зрения в современной России общественные организации слишком слабы, а существующая власть слишком авторитарна. Но в любом случае, без непосредственного участия государства информатизации и информационализации не произойдет. Западные либералы идеализируют механизмы саморегулирования общества, даже вопреки историческому опыту собственных стран. Рыночная экономика в состоянии полной свободы не приводит к прогрессу – об этом красноречиво говорит опыт реформ 90-х годов. Так же наивно ждать, что распространение ИКТ среди населения само собой приведет к формированию информационного общества. Только масштабные нацпроекты, государственное финансирование и контроль, международные партнерские программы – лишь это позволит России создать необходимый базис для перехода к ИО.
В современной России уровень технологического развития не позволяет даже говорить о технотронном обществе. И это при том, что в нашей стране мощнейший научный потенциал и множество высокотехнологичных разработок. Конечно, современная международная рыночная конъюнктура не позволит нам реализовать все проекты. Например, процессор «Эльбрус» Б. Бабаяна, чья архитектура эффективнее процессоров Intel, не смог бы выйти на международный рынок, т.к. конкуренты просто не позволили бы (сейчас эти разработки фактически контролирует Intel) . Для того, чтобы научный и технический потенциал России стал основой перехода к ИО, так же нужна целенаправленная инвестиционная политика, осуществить которую в России можно только при поддержке государства.
Важным аспектом развития в России информационного общества является осознание нашим правительством разницы между информатизацией и информационализацией. Информационное общество – это не просто компьютер с Интернетом в каждом доме и ноутбук у каждого школьника, это новый тип экономических, политических и социальных отношений. Вообще, возможно называть нарождающийся тип цивилизации информационным обществом не совсем корректно. Конечно, роль информации очень значительна, но отнюдь не менее важны и другие аспекты: переход на возобновляемые источники энергии, развитие новых методов производства, новые принципы обучения, новые школы и новые формы бизнеса, отказ от стандартизации, синхронизации и централизации, от концентрации денег, энергии и сил в пользу сетевых форм взаимодействия.
В
этой связи особенно актуальной для
России видится концепция «
Помимо
этого, у России есть определенные исторически
сложившиеся особенности
Собственно говоря, кроме всех обсуждавшихся в этой работе материальных проблем для построения в России информационного общества нужна четкая, научно обоснованная грамотно реализованная идеологическая программа. Не противостояние западной агрессии, не удвоение ВВП и не создание сильной вертикали власти должно стать общенациональной целью. Пресловутая национальная идея, о которой так много говорит наше правительство, должна быть современной, нацеленной на будущую информационную и высокотехнологичную Россию, а не превращаться в индустриальный национализм. Общегосударственная идеология информационного общества сопровождающая реформы, направленные на создание информациональной экономики – это единственная возможная перспектива перехода России к новому, информационному типу цивилизации.
Информация о работе Информационное общество в России: проблемы и перспективы