Инклюзивное образование - реабилитация инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:07, реферат

Описание

Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном окружении, т. е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.

Работа состоит из  1 файл

Инклюзивное образование - реабилитация инвалидов.docx

— 16.53 Кб (Скачать документ)

Система реабилитации инвалидов

Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном окружении, т. е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.

Технологии социальной реабилитации можно определить как способы  осуществления деятельности по социальной реабилитации на основе ее рационального  расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.

Адаптационное обучение инвалида и его семьи

Врач-специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и  психолог осуществляют адаптационное  обучение инвалида. С адаптационного обучения начинается социальная реабилитация инвалида.

Адаптационное обучение инвалида проводится в форме занятий (лекций) в течение 7--10 дней.

Программа обучения включает вопросы;

-об особенностях течения  заболевания, мероприятиях по  изменению образа жизни, диеты,  величины физических и психических  нагрузок;

-о возникающих в результате  нарушения здоровья ограничениях  жизнедеятельности, связанных с  ними социально-психологических,  физиологических и экономических  проблемах;

-видах и формах социально-бытовой  помощи инвалиду, методах ухода  за ним, видах технических средств  реабилитации и особенностях  их эксплуатации; видах реабилитационных учреждений, их местоположении и спектре оказываемых ими услуг, и т. д.

Группы адаптационного обучения формируются по нозологическому  принципу. По окончании адаптационного обучения инвалид и его семья  получают знания. умения и навыки «жизни с инвалидность».

Обучение  инвалида самообслуживанию, передвижению

Обучение инвалида самообслуживанию осуществляется социальным работником. Обучение проводится в учебной комнате), имеющей соответствующее оснащение (столы, кресла, учебную доску, экран, видеомагнитофон, телевизор, компьютер, технические средства реабилитации), а также книги, картинки (криптограммы).

Группы  инвалидов, а также методические приемы их обучения, формируются в  зависимости от вида функциональных нарушений, например, для обучения инвалидов с умственной отсталостью используются криптограммы, а для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата - технические средства реабилитации. Для обучения социальным навыкам могут применяться вспомогательные средства (программы обучения личным навыкам, способности выполнять бытовую деятельность и др.).

Для обучения навыкам самообслуживания может использоваться жилой модуль, оснащенный техническими средствами реабилитации. Сроки обучения для инвалида индивидуальны.

Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации

Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации включает:

-подбор модели технического  средства с учетом ИПР;

-обучение инвалида (если  нужно -- членов его семьи) навыкам пользования техническим средством;

мелкий ремонт и сервисное  обслуживание технического средства.

Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации осуществляет специалист по социальной работе, социальный работник, техник по техническим средствам  реабилитации. При необходимости (в  сложных случаях) привлекается врач-специалист по реабилитации.

Организация жизни инвалида в быту

Обслуживание инвалида на дому может выявить необходимость  организации жизни инвалида в  быту, включая архитектурно-планировочное решение проблемы адаптации помещения к потребностям инвалида. Оно может включать перепланировку жилых помещений и санитарно-гигиенических помещений с заменой раковин, унитаза, душа, ванны или их переоборудование; переоборудование газовой (электро-) плиты; установку дополнительной сигнализации (в т. ч. домофона); снятие порогов; расширение дверных проемов; установку поручней; установку пандусов и др. Организацию этой работы осуществляет специалист по социальной работе и архитектор.

Психологическая реабилитация инвалида

Психологическая реабилитация инвалида проводится психологом психотерапевтом, включая психологическое консультирование, психокоррекцию, социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологический тренинг, привлечение инвалидов к участию в группах поддержки, клубах общения.

Психологическое консультирование должно обеспечить оказание клиентам квалифицированной помощи и правильном понимании и налаживании межличностных  взаимоотношений, связанных со способами  предупреждения и преодоления семейных конфликтов, с методикой семейного  воспитания, с формированием семейных и супружеских отношений в  молодых семьях и созданием в  них благоприятного микроклимата и  др.

 

Социальная реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно - бытовой деятельности.

Социальная реабилитация включает социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию.

Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определения  оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним  инвалидов

Социально-средовая ориентация - система и процесс определения  структуры наиболее развитых функций  инвалида с целью последующего подбора  на этой основе вида общественной или  семейно - общественной деятельности.

 Перечень основных  мероприятий в области социальной  реабилитации инвалидов определен  “Примерным положением об индивидуальной  программе реабилитации инвалида”  (утвержденным Постановлением Министерства  труда и социального развития  РФ от 14 декабря 1995 г. № 14).

Мероприятия по социально-бытовой  адаптации включают:

- информирование и консультирование  инвалида и его семьи;

- “адаптационное” обучение  инвалида и его семьи;

- обучение инвалида: персональному  уходу (самообслуживанию); персональной  сохранности; овладению социальными  навыками;

- обеспечение инвалида  техническими средствами реабилитации  и обучение пользованию ими;

- адаптацию жилья инвалида  к его потребностям.

Мероприятия по социально-средовой ориентации включают:

- социально-психологическую  реабилитацию (психологическое консультирование, психодиагностику и обследование  личности инвалида, психологическую  коррекцию, психотерапевтическую  помощь, психопрофилактическую и  психогигиеническую работу, психологические  тренинги, привлечение инвалидов  к участию в группах взаимоподдержки,  клубах общения, экстренную (по  телефону) психологическую и медико-психологическую  помощь);

- обучение: общению;

 социальной независимости;

 навыкам проведения  отдыха, досуга, занятиями физкультурой  и спортом.

- оказание помощи в  решении личных проблем;

- социально-психологический  патронаж семьи.

 Мероприятия (услуги) по социальной реабилитации реализуются  отделением социальной реабилитации, входящим в виде структурного  подразделения в реабилитационное  учреждение (различного типа и  вида).

 Технология работы  отделения социальной реабилитации  является одним из видов социальных  технологий. При этом под  социальными  технологиями подразумевается совокупность  приемов, методов и воздействий,  которые необходимо применять  для достижения поставленных  целей в процессе социального  развития, для решения тех или  иных социальных проблем. 

Технологию социальной реабилитации можно определить  как способы  осуществления деятельности по социальной реабилитации на основе ее рационального  расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и  синхронизацией и выбора оптимальных  средств, методов их выполнения.

 


Информация о работе Инклюзивное образование - реабилитация инвалидов