Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:43, статья
Инкультурация (enculturation), продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим. Конечный результат И. — интеллигент, а не личность, как при социализации. Интеллигент — совокупность приобретенных культурных норм. Термин введен Херсковицем в работе «Человек и его работа. Наука культурной антропологии» (1948). Приблизительно в то же время Клакхон ввел аналогичный по смыслу термин «культурализация», т.к. существовавший к тому времени термин «социализация» не охватывал процессов усвоения когнитивных аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т.п.).
Инкультурация и социализация
Инкультурация (enculturation), продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим. Конечный результат И. — интеллигент, а не личность, как при социализации. Интеллигент — совокупность приобретенных культурных норм. Термин введен Херсковицем в работе «Человек и его работа. Наука культурной антропологии» (1948). Приблизительно в то же время Клакхон ввел аналогичный по смыслу термин «культурализация», т.к. существовавший к тому времени термин «социализация» не охватывал процессов усвоения когнитивных аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т.п.). И. обозначала и процесс приобщения к культуре, и рез-т этого процесса. В узком смысле И. обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле И. понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. В последнем случае данный термин может применяться по отношению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям. В зарубежной литературе до сих пор не проведено четких разграничении сходных по смысле понятий И. и социализации. Понятие И. не получило широкого распространения и использовалось преимущественно в американской антропологии. |
Кравченко А.И. Культурология:
Словарь. - М.: Академический проект,
2000. - с.195. |
Каждому человеку
предстоит жить в обществе, и поэтому
социальная интегрированность является
чрезвычайно важным фактором его
жизни. Любому из нас необходимо определенное
умение приспособляться к обществу,
иначе индивид обречен на устойчивую
неспособность ладить с окружающими, изоляцию,
мизантропию и одиночество. Индивидуальное
развитие каждого человека начинается
с его постепенного вхождения, включения
в окружающий мир. С самого раннего детства
человек усваивает принятые манеры поведения
и образцы мышления до тех пор, пока большинство
из них не становятся привычными. Это вхождение
в мир происходит путем усвоения индивидом
необходимого количества знаний, норм,
ценностей, образцов и навыков поведения,
позволяющего ему существовать в качестве
полноправного члена общества. Основная
причина этого процесса состоит в том,
что общественное поведение человека
не запрограммировано природой, и поэтому
всякий раз он вынужден заново обучаться
тому, как понимать окружающий мир и реагировать
на него. Социализация Процесс усвоения и воспроизводства
социальных ролей и культурных норм. Процесс
социализации продолжается всю жизнь
– с детства и до глубокой старости. При
этом социальное развитие человека нельзя
изучать в отрыве от его семьи, социальной
группы и культуры. Это явление не сводится
к социальному обучению. Социализация
– это процесс формирования социальных
качеств (различных знаний, навыков, ценностей).
Это усвоение индивидом социального опыта,
в ходе которого создается конкретная
личность. Необходимость социализации
связана с тем, что социальные качества
не передаются по наследству (хотя существуют
и другие точки зрения). Они усваиваются,
вырабатываются индивидом в ходе внешнего
воздействия на пассивный объект. Социализация
требует участия самого индивида и предполагает
наличие сферы деятельности. Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Социализация выполняет в общество три основных задачи: 1)
интегрирует индивида в социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; 2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими социальных ролей; 3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения
и показ соответствующих По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации: 1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых; 2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением; 3) групповые игры - роль
как ожидаемое от нее социализации различают ее первичные и вторичные формы. Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации. Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались. Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества. Группа выступает в
качестве социальной ниши, обеспечивающей
личности определенный уровень комфорта.
Но этот уровень обеспечен лишь при
соблюдении необходимых условий
бесконфликтного включения Основными определяющими факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д. На следующем - межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов. На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий. В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации. Рассмотрим различные подходы к описанию механизмов социализации. Так, согласно Э. Фромму, при различных способах социализации, указанных в левой части, возникают, соответственно, пять способов адаптации к социуму: мазохистский - рецептивный, садистский - эксплуатируемый, деструктивный - накопительский, конформистский - рыночный, продуктивный - духовный. Э. Фромм считал, что доминирующий тип социального характера совпадает с типов самоотчуждения личности на различных исторических этапах развития общества, делая тем самым акцент на биопсихологических факторах. |
Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с. |
- процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре; термин введен Херсковицем в работе 1948; примерно в то же время Клакхон ввел аналогичный по смыслу термин "культурализация", т.к. существовавший к тому времени термин "социализация" не охватывал процессов усвоения когнитивных аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т.п.). Амер. культурная антропология, в отличие от англ. социальной антропологии, ставила в центр изучения "культуру", а не "об-во" и термин "И." был для нее более органичным. Вместе с тем, этот термин имел тот же смысл, что и понятие "социализация"; достаточно четкого разделения между ними не проводилось. И. обозначала и процесс приобщения к культуре, и рез-т этого процесса. В узком смысле И. обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле И. понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов взрослым индивидом.
В последнем случае
данный термин может
Конечный результат инкультурации - интеллигент, а не личность, как при социализации. Интеллигент - совокупность приобретенных культурных норм. Термин введен Херсковицем в работе "Человек и его работа. Наука культурной антропологии" (1948). Приблизительно в то же время Клакхон ввел аналогичный по смыслу термин "культурализация", так как существовавший к тому времени термин "социализация" не охватывал процессов усвоения когнитивных аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т.п.). Инкультурация обозначала и процесс приобщения к культуре, и результат этого процесса.
В узком
смысле - инкультурация обозначает
усвоение культурных норм и ценностей
ребенком;
в широком смысле
- инкультурация понимается как процесс,
не ограничивающийся периодом раннего
детства и включающий в себя процессы
усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. В последнем случае
данный термин может применяться по отношению
к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным
условиям.
В зарубежной литературе до
сих пор не проведено четкого разграничения
сходных по смыслу понятий "инкультурация"
и "социализация". Понятие "инкультурация"
не получило широкого распространения
и использовалось преимущественно в американской антропологии.
(Понятия
и термины культурологии [Электронный ресурс])
Инкультурация. Социализация
Каждому человеку предстоит
жить в обществе, и поэтому социальная
интегрированность является чрезвычайно
важным фактором его жизни. Любому из нас
необходимо определенное умение приспособляться
к обществу, иначе индивид обречен на устойчивую
неспособность ладить с окружающими, изоляцию,
мизантропию и одиночество. Индивидуальное
развитие каждого человека начинается
с его постепенного вхождения, включения
в окружающий мир. С самого раннего детства
человек усваивает принятые манеры поведения
и образцы мышления до тех пор, пока большинство
из них не становятся привычными. Это вхождение
в мир происходит путем усвоения индивидом
необходимого количества знаний, норм,
ценностей, образцов и навыков поведения,
позволяющего ему существовать в качестве
полноправного члена общества. Основная
причина этого процесса состоит в том,
что общественное поведение человека
не запрограммировано природой, и поэтому
всякий раз он вынужден заново обучаться
тому, как понимать окружающий мир и реагировать
на него.
Этот процесс освоения индивидом норм
общественной жизни и культуры обозначается
в различных гуманитарных науках понятиями
«инкультурация» и «социализация». Эти
понятия во многом совпадают друг с другом
по содержанию, так как оба подразумевают
усвоение людьми культурных форм (паттернов,
англ. pattern) какого-либо общества. Под последними
обычно понимают устойчивые совокупности
технологий мышления, поведения, взаимодействия,
последовательности действий, построения
суждений, различные культурные формулы
и символы, отражающие определенные представления
о реальности. Поэтому в современной научной
литературе понятия «инкультурация» и
«социализация» нередко используются
как синонимы. Это характерно для той группы
исследователей, которые придерживаются
широкого понимания термина «культура»
как любой биологически ненаследуемой
деятельности, закрепленной в определенных
результатах. Но большинство ученых, считающих
культуру исключительно человеческой
характеристикой, отличающей человека
от всех других живых существ нашей планеты,
считают целесообразным проводить различие
между этими терминами, отмечая качественные
особенности каждого из них.
При более строгом научном понимании термина
социализация он предстает как процесс
усвоения индивидом культурных норм и
социальных ролей, благодаря которому
происходит превращение человека в социального
индивида. Получая в повседневной практике
информацию о самых разных сторонах общественной
жизни, человек формируется как личность,
социально и культурно адекватная обществу.
Таким образом, под социализацией понимается
гармоничное вхождение индивида в социальную
среду, усвоение им системы ценностей
общества, позволяющего ему успешно функционировать
в качестве его члена.
Самые простые кросс-культурные исследования
показывают, что в разных обществах ценятся
разные качества личности. Формирование
и развитие принятых в данном обществе
качеств личности происходит, как правило,
путем воспитания, то есть целенаправленной
передачи норм и правил достойного поведения
от старшего поколения младшему. В каждой
культуре исторически сложились свои
способы обучения приемлемому поведению.
Этнологи и социологи сравнили стили воспитания
детей в различных культурах и выделили
два противоположных: японский и английский.
В Японии воспитатель чаще обращается
к поощрению, нежели к наказаниям. Воспитывать
там означает не ругать за то, что уже сделано
плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному
поведению. Даже при очевидном нарушении
правил приличия воспитатель избегает
прямого осуждения, чтобы не поставить
ребенка в унизительное положение. Вместо
порицания детей обучают конкретным навыкам
поведения, всячески внушая им уверенность,
что они способны научиться управлять
собой, если приложат соответствующие
усилия. Японцы считают, что чрезмерное
давление на психику ребенка может дать
обратный результат.
С европейской точки зрения, детей в Японии
неимоверно балуют. Им ничего не запрещают,
лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые
совершенно не реагируют на плохое поведение
детей, словно не замечая его. Первые ограничения
начинаются в школьные годы, но вводятся
они постепенно. Только в эти годы ребенок
начинает подавлять в себе стихийные порывы,
он учится вести себя подобающим образом,
уважать старших, чтить долг и быть преданным
семье. По мере взросления регламентация
поведения значительно усиливается.
В Англии процесс воспитания основывается
на совершенно иных принципах. Англичане
считают, что неумеренное проявление родительской
любви и нежности приносит вред детскому
характеру. Баловать детей — значит портить
их. Традиции английского воспитания требуют
относиться к детям сдержанно, даже прохладно.
Мягкость и нежность они проявляют скорее
к животным. Дисциплинирующее воздействие
на детей оказывается с самого раннего
возраста. Если ребенок мучает кошку или
собаку, обижает младшего или наносит
ущерб чужому имуществу, его ждет суровое
и жестокое наказание. Наказывать детей
в Англии — право и обязанность родителей.
С детства англичане приучаются к самостоятельности
и ответственности за свои поступки. Они
рано становятся взрослыми, и для взрослой
жизни их не надо специально готовить.
Сознательно отстраняясь от детей, родители
готовят их к трудностям взрослой жизни.
Уже в 16—17 лет, получив права и аттестат,
дети уезжают из родительского дома и
живут независимо.
В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека
традициям и нормам поведения в конкретной
культуре. Это происходит в процессе
отношений взаимообмена между человеком
и его культурой, при которых, с одной стороны,
культура определяет основные черты личности
человека, а с другой, — человек сам влияет
на свою культуру. Инкультурация включает
в себя формирование основополагающих
человеческих навыков, как, например, типы
общения с другими людьми, формы контроля
за собственным поведением и эмоциями,
способы удовлетворения основных потребностей,
оценочное отношение к различным явлениям
окружающего мира и т.д. Результатом инкульту-рации
является эмоциональное и поведенческое
сходство человека с другими членами данной
культуры и его отличие от представителей
других культур. По своему характеру процесс
инкультурации более сложен, чем процесс
социализации. Дело в том, что усвоение
социальных законов жизни происходит
гораздо быстрее, чем усвоение культурных
норм, ценностей, традиций и обычаев.
На индивидуальном уровне процесс инкультурации
выражается в повседневном общении с себе
подобными: родственниками, друзьями,
знакомыми или незнакомыми представителями
одной культуры, у которых сознательно
или бессознательно человек учится тому,
как следует вести себя в разнообразных
жизненных ситуациях, как оценивать события,
встречать гостей, реагировать на те или
иные знаки внимания и сигналы. Отсюда
и содержание процесса инкультурации
составляет приобретение, следующих знаний
и навыков:
• жизнеобеспечение: профессиональная
деятельность, домашний труд, приобретение
и потребление товаров и услуг;
• личностное развитие: приобретение
общего и профессионального образования,
общественная активность, любительские
занятия;
• социальная коммуникация: формальное
и неформальное общение, путешествия,
физические передвижения;
• восстановление энергетических затрат:
потребление пищи, соблюдение личной гигиены,
пассивный отдых, сон.
Инкультурация, или обучение культуре, происходит несколькими путями,
однако наиболее распространенным из
них является опосредованный, когда
человек наблюдает (как бы подглядывает)
за поведением других людей. При таком способе даже самая
простейшая процедура, которую мы многократно
проделываем каждый день, а именно прием
пищи, с точки зрения инкультурации представляет
определенную ценность, поскольку состоит
из определенных поз и жестов, наделенных
разным смыслом и значением в различных
культурах. Одно дело поведение за едой
дикаря и совсем другое — поведение культурного
человека. Цивилизованного человека обучают
тому, как удовлетворять свои естественные
потребности в соответствии с нормами
той или иной культуры. Иначе говоря, культура
учит нас, что, когда и как следует делать.
В большинстве культур основной прием
пиши происходит в полдень, а англичане
делают это во второй половине дня. У англичан
обед бывает в 7—8 часов, а у испанцев —
даже в 10 вечера. Европейцы едят вилкой
в левой руке и ножом в правой. Нарезанное
ножом мясо они сразу же отправляют в рот
вилкой, которую американцы предварительно
перекладывают в правую руку.