Инновационные технологии в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:18, контрольная работа

Описание

Социальная инноватика это современная отрасль научного знания, которое позволяет понять современные изменения, происходящие во всех социальных сферах общества.

Содержание

Введение. Понятие инновации, социальной технологии. Их признаки
Сущность социальных технологий
Типологизация технологий
Технологизация социального пространства.
Инновационные направления в социальной работе

Работа состоит из  1 файл

Инновационные технологии в социальной работе.docx

— 41.68 Кб (Скачать документ)

По уровню эффективности:

  • высокоэффективные;
  • среднеэффективные;
  • низкоэффективные.

По методам:

  • прогнозирование;
  • социодиагностика;
  • моделирование;
  • проектирование;
  • планирование;
  • социальный контроль.

По направленности:

  • разрушительные;
  • созидательные;
  • традиционные;
  • инновационные;
  • квазитехнологии.

Социальные технологии, являясь связующим звеном между  социологической теорией и методологией, с одной стороны, и социальной практикой – с другой, обеспечивают научно обоснованный выбор оптимальных  способов воздействия субъектов  управления на объект с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности  людей. Если социальные технологии строятся на недостаточно выверенной базе данных социальных наук и социальной статистики и трудно проверяемых прогнозах, то в таких случаях правомерно говорить о квазитехнологиях.

Различие между  подлинной технологией и квазитехнологией, по мнению П. Ленжьела, проводится по двум критериям. Подлинная технология – есть продукт закрытых, изолированных систем и пользуется абсолютным преимуществом. Не соблюдая технологии производства, невозможно получить искомый результат с такой же эффективностью каким-либо другим путем. Квазитехнология социальных наук действует в совершенно другой форме. Ее функционирование обычно нацелено на изменение или исправление определенных условий, чтобы придать процессу нужное направление или определить такое направление. Этот критерий можно обозначить как предсказуемость.

Инновационные, традиционные, социальные технологии, квазитехнологии и антитехнологии раскрывают уровень научности в управлении социальными процессами, показывают востребованность науки в обществе, ее независимый статус, концептуальную и интеллектуальную власть. Если суть научно-технического прогресса составляют наукоемкие высокие технологии, то уровень социального прогресса определяется наличием наукоемких социальных технологий.

 

4. Технологизация социального пространства

 

Нынешнее состояние  российского общества требует качественно  нового уровня социальной инженерии, ускорения  технологизации и информатизации социального пространства, формирования социально-технологической культуры. Между тем достижения в этой перспективной области весьма скромны. Специальных научных работ, посвященных социально-технологическому знанию как фактору общественного прогресса, явно недостаточно. Технологизация социального пространства в широком смысле представляет собой целостную систему концептуально и практически значимых идей, принципов, методов, средств социализации человека, группы, общности, нации, народа, гарантирующую надежный и диагностируемый результат в текущий период и при последующем ее воспроизведении. В узком смысле речь идет о научном обосновании выбора способов воздействия социальных субъектов на объект с целью формирования благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Социальное  пространство – один из видов пространства (наравне с физическим, экономическим, политическим, образовательным, экологическим, символическим и иными); совокупность процессов, отношений и взаимозависимостей в социальной сфере, иерархически связанных между собой.

Технологизация социального пространства – главная функция социального менеджмента и ее основной метод познания и преобразования социальной действительности. В основе технологизации социального пространства лежит прежде всего методология и теория социального управления, механизмы которого отстали от требований жизни.

Известно, что общественный процесс можно расчленить на его  составляющие (экономический, социальный, политический, духовный, экологический, демографический и др.). Очевидно, что специфике этих составляющих общественного процесса будут соответствовать  разные технологии как способ решения  возникающих проблем в каждой из этих областей. Следовательно, учет специфики составляющих общественного  процесса и есть первый методологический принцип.

Синергетический подход к анализу технологизации социального пространства составляет второе методологическое правило.

Синергетика открывает новые  подходы в познании природной  и социальной действительности. Развивая идею целостности мироздания, наследуя традиции анализа с использованием математического аппарата, синергетика  изучает механизмы самоорганизации  в открытых системах. Будучи тесно  связанной с кибернетикой и системным  подходом, она позволяет по-иному  взглянуть на процессы перехода от хаоса к порядку, расширить наши представления о взаимосвязи  материального и духовного, переосмыслить  роль человека в структуре познавательной и практической деятельности. Становление  синергетики создает новую теоретико-методологическую парадигму исследования природных  и социальных явлений – синергетическую. Ее цель – познание сути социальных явлений, обеспечение целостности  познания в открытых сложных социальных системах.

Третье методологическое правило – принцип целостности  социального пространства.

Действительно, глобальные, федеральные, региональные, технологии местного самоуправления и саморазвития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Некачественная технологизация в одном звене немедленно скажется на конечном результате – целостном состоянии социального пространства, создающем благоприятные условия для реализации технологий каждого уровня социальной организации.

Например, катастрофа на Чернобыльской АЭС произошла, потому что были нарушены все принципы технологизации социального пространства: неудачный выбор площадки для строительства, нарушение правил безопасности АЭС, были разрушены социальные регуляторы предотвращения катастрофы, не контролировалось качество строительства и т.п. Словом, была разорвана целостность социального пространства вокруг АЭС, что, естественно, снизило уровень безопасности техногенного объекта.

Различный уровень социально-экономического и духовного развития стран, территорий, народов, социальных групп, трудовых ассоциаций объективно обусловливает необходимость  многообразия социальных технологий с  учетом специфических характеристик  той или иной части социального  пространства.

Принцип разнообразия –  это четвертое методологическое правило технологизации социального пространства, построения его многоуровневой модели.

Приоритет гуманизма в  решении технологической проблемы освоения социального пространства, отношение к человеку как к  высшей ценности на Земле – еще  одно незыблемое методологическое правило  технологизации.

Соблюдение этого принципа предполагает переход от концепции  жесткого, авторитарного управления к принципиально иной системе  самоорганизации общества в условиях максимально возможной открытости общества.

К принципам разделения социального  пространства относится стратификационно-классовый подход к социальным явлениям и процессам. Он может быть положен в основу изучения разных социальных отношений, различного социального положения тех или иных социальных групп, так называемых страт, в том или ином обществе. В западной социологии метод структурирования общества по положению, которое занимают в нем различные социальные слои и группы, чаще называют стратификацией. Стратификацию определяют как структурированное неравенство, существующее между различными группами людей. Стратификационно-классовый подход используется в социологии не только при построении концептуальных схем, но и при разработке их технологического обеспечения. Изучение социальных явлений, которые указывают на расслоение в обществе, все в большей мере становится объектом социального исследования и основанием для типологизации тех методов воздействия, которые используются применительно к управлению процессами в рамках того или иного социального слоя, класса, группы.

Еще одним основанием для  типологизации социальных технологий является принцип деления общества на макро- и микросреду их подсистемами – социальными институтами, социальными общностями, структурными образованиями. При этом каждая подсистема может рассматриваться как относительно самостоятельное целое.

Существенно обогащает наше представление о типологизации социальных технологий деятельностный подход. «Чтобы деятельность получила право называться технологией, – подчеркивает болгарский ученый Н. Стефанов, – необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности». М. Марков предлагает рассматривать технологию социальной деятельности в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов по формированию общественных явлений, и как технологизацию самих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур. Технология социальной деятельности предполагает создание научно обоснованной социально-технологической модели, направленной как на преобразование социального пространства, так и оптимизацию самой деятельности по его освоению, придание ей более оптимальной формы, современных средств, эффективных приемов и т.п.

В целом речь идет о целостной  теоретической и методологической концепции обновления социального  пространства средствами его технологизации, что обеспечивает высокую степень его научного освоения и эффективность решения социальных проблем.

Многоуровневая модель технологизации может быть построена в зависимости от того, как, по каким принципам функционирует система социальных отношений. Возможны следующие варианты:

«матрешка»: социальные отношения  имеют многоукладный характер и  воспроизводятся таким образом, что всякая предыдущая система включается в последующую на уровне видоизмененной подсистемы;

«водоворот»: развитие напоминает турбулентный процесс – новые  формы обладают большей степенью организованности и менее подобны  старым формам, чем те в соответствующий  момент развития;

«ступени»: смена парадигм воспроизводства на качественно  новом уровне восприятия социальной жизни. Технологический разрыв при  этом знаменует новый этап в воспроизводстве  социальной системы;

«цепи»: формирование связей и отношений в каждой подсистеме с необходимостью достижения компромисса  с каждым из действующих факторов, причем изменения характера связи  одного из «звеньев» ведет к изменению  ее во всей «цепи». Дальнейший процесс  объективизации превращает эти связи  и отношения в нормы морали и принципы поведения, т.е. стереотипы деятельности.

Очевидно, все эти варианты, отражая сложную мозаику социальных связей и отношений, противоречивость процесса социализации, взаимодействия и самореализации людей в границах социального пространства, позволяют  строить различные модели технологизации.

Теоретико-познавательный уровень  технологизации социального пространства, включающий анализ ситуации, прогнозирование, выработку стратегии и тактики, составляет как бы первый, начальный его уровень.

Второй уровень относится  к технологизации горизонтальных социальных связей, где осуществляется ориентировка и коммуникация индивидов в обществе, в системе учреждений и институтов, происходит выбор партнеров и конкретных путей действия и т.п. Третий – это уровень конкретных фактов.

Таким образом, складывается трехуровневая модель социального  познания:

1-й уровень – познание  высшего порядка по характеру  охвата познаваемого, совокупности  слагаемых и системы обобщений,  т.е. общесоциологическая теория;

2-й уровень – дифференциация  осуществляется по социальным  сферам и специфическим методам  познания в той или иной  отрасли;

3-й уровень – эмпирическое  познание, изучение социальных явлений  на конкретных фактах социальной  действительности и их эмпирической  статистики.

 

5. Инновационные направления в социальной работе

 

Инновации в социальной работе являются предметом научных исследований. Среди новых подходов можно назвать, например, социальные исследования и  развитие, исследования программ, исследование процесса решения проблем,экспериментальные социальные нововведения, эволюционные исследования, исследования в области создания методик и построения моделей, исследование оценок; также способы совершенствования деятельности социальных служб.

  Традиционно социальные  работники обслуживают такие  социально уязвимые группы населения  как инвалиды, пожилые люди, брошенные  дети, подростки, которые находятся в местах лишения свободы, люди, подверженные проблемам алкоголизма и наркомании. Система социальной работы начинается с усилий по решению проблем, требующих немедленного внимания: с изменения отношения к инвалидам,с ломки стереотипов по отношению к пожилым людям.

 С каждым годом появляются  новые направления, которые внедряются  в социальную работу. Например, это  работа с ВИЧ- инфицированными.  Одна из проблем в этой области-  дети, рожденные от ВИЧ- инфицированных  матерей, которые становятся изгоями  общества. Решение этой проблемы  требует не только внимание  общественности, но и профессиональных  навыков социальных работников.

Информация о работе Инновационные технологии в социальной работе