Институт семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:03, реферат

Описание

В современное время институт семьи переживает кризис, который выражен в дезорганизации воспитательной функции семьи. Семьи порой воспитывают не только будущих социализированных членов общества, но и в большом копичестве лиц с девиантными, делинквентными и криминальными формами поведения. Социальный процесс имеет тенденцию к утрате нравственности, альтруизма и духовности.

Содержание

Введение 3
1. Общие понятия семьи как социально-культурного института 5
2. Организация семейного досуга 8
3. Роль культурно-досуговых учреждений в организации семейного
досуга 12
4. Формы и методы работы с семьей при организации
семейного досуга учреждениями культуры 15
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

институт семьи.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Роль культурно-досуговых учреждений в организации семейного досуга

      Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют культурно-досуговых учреждений - КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.

      Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

      Дифференцированный подход к оценке организации семейного досуга позволил выделить следующие уровни:

      Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением экстериоризировать результаты своей деятельности. Наличие глубоких знаний о формах и методах, сформированность практических умений организации досуговой деятельности дает возможность охватить те виды занятий, где человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.

      Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая определяется гибкостью отношений родителей и детей, обуславливает функционирование семьи как коллектива. Наличие двустороннего контакта, единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная поддержка способствуют организации регулярной совместной деятельности в семье, формированию гуманных семейных традиций.

      Допустимый уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирована на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, но недостаточном уровне сформированности практических умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности.

      Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, низкого уровня знаний и осознания важности семейного досуга приводит, как правило, к раздельному проведению.

      Нулевой уровень имеет социально отрицательный и делинквентный характер досуга.

      Одним из путей совершенствования семейного воспитания является организация в учреждениях дополнительного образования детей педагогического процесса, направленного на решение задач по обучению родителей и воспитанников совместным формам проведения развивающей досугой деятельности в семье и предоставление возможностей для экстериоризации результатов данной деятельности.

 

        

 

  Формы и методы работы с семьей  при организации семейного досуга учреждениями культуры

      Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры.

      В основе организации досуга с семьей по месту жительства  лежат следующие методы:

      1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)

      2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые семейные  праздники и др.)

      Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.

      Игровые досуговые программы – это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.

      Рекреативный семейный отдых – туризм, походы.

      Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).

      Семейные сеансы в кинотеатрах

      Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.

      Совместное посещение концертов и массовых праздников

      Семейные коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.

      Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.) Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      На учреждения культурно-досуговой деятельности ложится ответственность за разработку и использование методов и форм работы с институтом семьи. Появляются исследования, посвященные организационным  вопросам создания новых форм деятельности с семьей. Одной их них является отдых всей семьи в культурно-спортивных комплексах по месту жительства. Совместная спортивнооздоровительная деятельность может стать эффективным фактором поддержания стабильности семьи, улучшения взаимоотношений как между супругами, так между родителями и детьми.

      Проблема организации семейного досуга разрабатывается на государсгвенном уровне. Издаются методические рекомендации Всесоюзного научно-методического центра народноrо творчества и культурно-просветительной работы, рекомендации Министерства культуры «Клуб и семья». Итогом этой сложной деятельности явилась Целевая комтиексная программа «Молодая семья», разработанная на долгосрочный период. В ней большое место отведено именно социально-культурной деятельности. Но, к сожалению, финансирование программы в настоящее время прекращено.

      В современное время институт семьи переживает кризис, который выражен в дезорганизации воспитательной функции семьи. Семьи порой воспитывают не только будущих социализированных членов общества, но и в большом копичестве лиц с девиантными, делинквентными и криминальными формами поведения. Социальный процесс имеет тенденцию к утрате нравственности, альтруизма и духовности.

      Необходим поиск новых подходов к решению масштабного ряда проблем семейной жизни. Наиболее перспективными можно представить формирование знаний, навыков и умений к гармоничному взаимодействию супругов в брачном союзе и создание наиболее благоприятных условий для целостного и гармоничного становления личности в семье; становлеине семьи как первичного культурного института, помощь в раскрытии духовно-нравственного, психолого-педагогического и художественно-созидательного потенциалов, личностного и профессионального самоопределения каждого ее члена; разработка современных подходов к организации свободного времени не только отдельного члена, но и всей семьи в целом.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. - М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 240 с..

    2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М: МГУКИ, 2004. - 539 с.

    3. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.

    4. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 2001.-48с.

    5. Ремизова Т.А. Культурно-просветительная работа  - М.: 2004.

    6. Культурно-досуговая деятельность М 2002

    7. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2003.-49с.

    8. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2004.-32с.



Информация о работе Институт семьи