Интегральная социология П. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 00:32, реферат

Описание

Сорокин Питирим Александрович (1889~1968 гг.). Многие годы в мировой социологии классической считалась его работа «Современные социологические теории» (1928), переведенная на 11 языков. П.А. Сорокин анализировал основные социологические школы, сложившиеся в XIX в., и их судьбы в XX в. Он выделил следующие школы и направления.
1. Механическая школа (социальная механика, социальная физика, социальная энергетика, математическая социология В.Парето).
2. Синтетическая и географическая школы Ф. Ле Пле.

Содержание

Введение
1. Система социологии. Интегральная социология П. Сорокина
3. Теория социальной мобильности
4. П. Сорокин о социокультурной динамике
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Документ WordPad.doc

— 87.21 Кб (Скачать документ)

Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть. П.Сорокин так говорил о нисходящей мобильности: «первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Электронная книга. С. 34.».  

Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, то есть повышать свой социальный статус.  

Стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида и связан с его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном итоге силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на существующем уровне и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих причин, в частности от ситуации, складывающейся в обществе.  

Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид, находящийся в группе с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры между группами или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров и расходующуюся на прохождения расстояния между статусами более высокой и более низкой групп. Энергия индивида, стремящегося к более высокому статусу, находит выражение в силе, с которой он пытается преодолеть барьеры перед высшим слоем. Удачное прохождение барьера возможно только в том случае, если сила, с которой индивид стремится достичь высокого статуса, будет больше силы отталкивания. Измерив силу, с которой индивид стремится проникнуть в верхний слой, можно с определенной вероятностью предсказать его попадание туда. При оценке этого процесса следует учитывать постоянно меняющуюся ситуацию, которая складывается из многих факторов, в том числе из личностных отношений индивидов Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. Электронный учебник. С. 85.. 

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев -- экономических, профессиональных или политических, -- проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Всеобщность - это число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность верти-кальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности. Соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной вертикальной мобильности. 

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути», по которым индивиды могут перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой, то правомерно было бы рассмотреть вопрос о том, каковы же в действительности эти каналы социальной циркуляции. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты. Из их числа, которые существуют как в различных, так и в одном и том же обществе, но в разные периоды его развития, всегда есть несколько каналов, наиболее характерных для этого общества. По мнению Сорокина, важнейшими из этих социальных институтов являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. Электронный учебник. С. 91.. 

Сорокин выделяет основные принципы вертикальной мобильности: 

1. Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных ипостасях -- экономической, политической и профессиональной. 

2. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления.  

3. Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, то есть в пространстве. 

4. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности - экономической, политической и профессиональной - колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории. 

5. В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности и всеобщности. Это предположение действительно для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечества.  

В целом социальная мобильность общества - противоречивый процесс. Если сложное общество позволяет индивидам относительно свободно миновать барьеры между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий индивид, обладающий талантами и мотивацией, может безболезненно и легко двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой новый статус. Но для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов - единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальные напряжения и конфликты. 

3. П. СОРОКИН О СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКЕ 

В своем труде «Социальная и культурная динамика» Сорокин создаёт свою циклическую концепцию истории человеческого общества и культуры. Под культурой П.А. Сорокин понимает совокупность материальных и духовных достижений, созданных или изменённых людьми в процессе их совместной деятельности. К ним относятся наука, техника, изменённая природная среда, философия, религия, искусство и т.д. В ходе своего развития человечество создаёт различные культурные системы -- познавательные (наука, религия, философия), этические (мораль), эстетические (искусство), право, техника. Эти элементы культуры имеют тенденцию интеграции в более крупные образования. П.А. Сорокин выделяет следующие формы интеграции: 

· Пространственное или механическое соседство -- конгломерат элементов культуры на определённом участке физического пространства; 

· Косвенная ассоциация на основе внешнего фактора, например, валенки, лыжи, печки как следствие фактора климата; 

· Каузальная, или функциональная интеграция -- когда каждый элемент культуры функционально влияет на остальные элементы, и в то же время сам подвержен их влиянию и не может существовать без них; 

· Логико-смысловая интеграция (высшая форма интеграции) -- когда различные элементы культуры образуют гармоничное целое. Существует общий принцип или основание, связывающий воедино все компоненты культуры, придавая смысл и значение каждому элементу Радугин А.А. Социология. Курс лекций. Электронный учебник. С. 163.. 

На основе логико-смысловой интеграции различных культурных систем возникает социокультурная суперсистема. «Общий принцип» в ней -- это «картина мира», на основе которой формируется историческая и социальная жизнь обществ. Это господствующая система истин, создающая свою философию, своё мировоззрение, свою религию, свою литературу, эстетику, искусство, свою экономику и политику. Социокультурная суперсистема одновременно охватывает много обществ. Возникнув, она получает свою логику развития, эволюционирует по своим внутренним законам. Эти изменения составляют суть социокультурной динамики. 

В своём историческом изменении социокультурная система циклически проходит три фазы: 

· идеациональную,  

· идеалистическую (интеграционную), 

· чувственную.  

Главный критерий выделения той или иной фазы -- определённый способ осмысления реальности Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки// Социологические исследования. 2003. № 2. С. 142.. 

Изменение социокультурной суперсистемы носит циклический характер -- за идеациональной фазой следует идеалистическая (интеграционная), за ней чувственная, за чувственной -- снова идеалистическая, потом снова идеациональная и т.д.  

В Европе, по оценке П.А. Сорокина, последовательность смены фаз (или основных принципов) была следующей: чувственная истина крито-микенской цивилизации уступила место греческой идеациональной истине VIII -- VI веков до нашей эры, а она в свою очередь -- идеалистической истине V века до нашей эры. Придя ей на смену, чувственная истина вновь безраздельно господствует в период с III века до нашей эры по IV век нашей эры. Затем последовали века доминирования истины христианства с VI века по XII век. В XIII веке идеалистическая истина вновь становится преобладающей, но ненадолго. Ей на смену пришла третья фаза чувственной истины, утвердившая своё влияние с XVI века и по настоящее время.  

Циклические изменения фаз Сорокин обнаруживает и в культурах Египта, Вавилона, Индии, Китая. Свои выводы о динамике фаз социокультурных суперсистем П.А. Сорокин подкреплял огромными массивами исторических данных о динамике философских и научных доктрин, изобретений, о характере произведений искусства и т.д. в разные исторические эпохи. 

П.А. Сорокин считал эпоху, в которую жил он сам, периодом окончания трёхвековой чувственной фазы, её кризиса, дезинтеграции, и перехода к идеалистической (интеграционной) фазе, когда материальные ценности окажутся потесненными признанием сверхчувственных начал реальности. В этом П.А. Сорокин в какой-то степени перекликается с А.Тойнби, провозглашавшим наступление эпохи иррационализма. Отражением перехода к идеалистической (интегралистской) фазе являются процессы глобализации, вовлечения всего человечества в общее социокультурное строительство. До этого динамика фаз в Европе и Северной Америке не оказывала влияния на другие регионы. Лишь в наше время очередная волна смены системы мировоззрения в Европе и Северной Америке захлёстывает весь остальной мир, вовлекая в этот процесс и незападные народы Радугин А.А. Социология. Курс лекций. Электронный учебник. С. 168.. 

В целом, по мнению П.А. Сорокина, современная эпоха имеет следующие основные черты:  

· перемещение творческого лидерства человечества из Европы и Европейского Запада, где оно было сосредоточено в течение последних пяти столетий, в более обширный район Тихого океана и Атлантики, особенно в Америку, Азию и Африку; 

· дезинтеграция преобладающего чувственного типа человека, культуры, общества и системы ценностей;  

· возникновение и постепенный рост первых компонентов нового -- интегрального -- социокультурного порядка, его системы ценностей и типа личности Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. Электронная книга. С. 101. 

. 

·  

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

П. Сорокин, разработав систему социологии, в сущности выступил против предшествующей социологии, изучавшей психические реальности. Он считал, что социология должна строится по типу естественных наук, но в смысле объективности методов, а не тождества предметов исследования. Ни о каком противопоставлении наук о природе и наук о культуре не может быть и речи. Освобождение социологии от психологизма и субъективизма возможно, если она будет изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению. При этом социология должна опираться на объективные методы, на измерение и качественные процедуры получения фактического материала. 

Сорокин предлагает изучать общество как с точки зрения объективных изменений социокультурных суперсистем, так и с точки зрения интегральной сущности человека и рассматривает действительность как бесконечное множество различных качеств и количеств: духовных и материальных, меняющихся и неизменных и т.д. 

Работы Питирима Сорокина о социальной мобильности (переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой) и социокультурной динамике важны для истории русской социологии. Он затрагивал самые главные проблемы общества, которые до него еще никто не затрагивал. Питирим Сорокин является одним из самых главных русских социологов, чьи труды продолжают иметь огромное значение не только русской, но и зарубежной в современной социологии. 

ЛИТЕРАТУРА 

1. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. Электронный учебник. 

Информация о работе Интегральная социология П. Сорокина